Вторая глава « Направления деятельности по защите информации в органах РКП (б) – ВКП (б)»
Первый параграфпосвящен деятельности секретных подразделений ЦК по установлению доступа к секретной информации
Одним из направлений деятельности РКП (б) – ВКП (б) по обеспечению защиты информации в партийных органах являлось принятие мер по максимальному ограничению круга лиц, имеющих доступ к секретной информации.Контроль над осуществлением доступа к секретным документам съездов партии, пленумов, Политбюро, Оргбюро, Секретариата, отделов ЦК и местных партийных комитетов, определение круга лиц и организаций, допущенных к секретной партийной информации, а также рассылку данных материалов для работы, осуществляли секретные подразделения ЦК и секретные подразделения парткомов на местах.
Допуск к секретной информации оформлялся только после проведения ряда мероприятий организационного и технического характера. Он включал в себя как проведение проверочных мероприятий для определения благонадежности лиц, так и определение круга субъектов, допущенных к секретной информации. Проверочные мероприятия осуществляли уполномоченные на то специальные органы государственной безопасности.
Предоставление секретной информации строго регламентировалось. В секретных подразделениях в разное время существовали списки на получение секретных материалов ЦК. Впервые такой список был рассмотрен и утвержден на заседании Секретариата ЦК 26 октября 1922 года, но есть основание полагать, что данная система допуска по спискам существовала и ранее. В 1920 – х годах данные списки имели тенденцию к расширению их состава, но при этом ожесточались требования по соблюдению секретности, исполнению и условиям хранения секретных документов.
В ЦК также существовал институт доверенных лиц на получение секретных документов, которые утверждались на заседаниях высших органов партии.
Состав пользователей секретной информацией ограничивался партийно – государственной номенклатурой, что для данного исторического периода в жизни страны было закономерным. Следует отметить, что круг лиц и организаций, допущенных к секретной партийной информации, в 1920 – е годы он был достаточно широк, но 1930 – е гг., особенно во второй половине, происходит процесс значительного сужения круга лиц (субъектов) - обладателей данной партийной информацией, что говорило об усилении как внешнего фактора угроз защищаемой информации, так и о постепенным свертывании внутрипартийной демократии и образованием узкого круга лиц, допущенных к партийным тайнам
Во втором параграфепоказана деятельность большевиков по организации шифровальной и дешифровальной работы в партийных органах
Обеспечение секретности партийного и государственного обмена информацией требовало ее защиты от несанкционированного доступа извне.
В ЦК и партийных органах на местах создавались специальные подразделения, занимающиеся шифровальной работой. Необходимо было принимать меры по созданию определенных структур по координации и ведения работ по защите информации в масштабах всей страны. Так, постановлением Малого Совнаркома 5 мая 1921 года была создана специальная (наряду с другими функциями) криптографическая служба – Специальный отдел ВЧК. Это подразделение хотя и входило в структуру ВЧК, но было фактически автономным и не подчинялось руководству госбезопасности, а находилось в ведении ЦК партии.
С развитием специальных технических средств, накоплением опыта, решения вопроса кадрового обеспечения, эффективность технических и организационных мероприятий по данной работе возрастала. Имеются данные, что партийные органы пользовались своей, специально для них разработанной Специальным отделом ВЧК – ОГПУ, системой защитой информации техническими средствами в целом и, в частности, своими шифрами и кодами. К примеру, в партийных документах конца 1920 - х гг. упоминаются шифры для партийных комитетов под названием «Уран» и «Заря». Но в дальнейшем, начиная с 1940 года, партийные органы перешли на государственную систему шифров и кодов. С начала 1920 – х гг. работа партии и государства в области защиты информации техническими средствами была сосредоточена на мероприятиях организационного характера, включавших в себя: 1. Отказ от старых и создание новых шифров. 2. Усиление требовательности, контроля и личной ответственности к работникам, имеющим отношение к шифровальной и дешифровальной работе. 3. Подбор и обучение кадров. 4. Создание Специального отдела ВЧК, но подчиненного ЦК партии - специального органа, осуществлявшего централизованные функции по защите информации. 5. Проведение работ по организации и обследованию подразделений, ведущих шифрделопроизводство в парторганах.
Основную информацию о состоянии дел по защите информации техническими средствами ЦК и Спецотдел собирали путем проведения плановых и внеплановых проверок шифрподразделений партийных комитетов, в результате которых выявлялись недостатки и нарушения и принимались меры превентивного характера по пресечению утечки информации.
С конца мая 1927 г. шифрование и расшифровка секретных сообщений происходили путем применения одноразовых шифрблокнотов. С этого времени и вплоть до середины 1940 - х, как партийные, так и государственные шифры не поддавались дешифровке и поэтому не читались противниками. Это было существенным успехом, говорившем о том, что кризис, связанный с кадровым, интеллектуальным, организационным и техническим отставанием в области криптографии, прошел. К началу 1930-х годов сложилась отечественная система защиты информации техническими средствами и школа криптографов советского государства.
В третьем параграферассматривается как осуществлялся партийный контроль за соблюдением условий по защите информации в партийных и государственных структурах.
Обеспечение контроля за соблюдением режима секретности в партийных структурах было одним из направлений деятельности ЦК и органов государственной безопасности. Для выполнения данной задачи Центральным комитетом были организованы проверки соблюдения режима секретности при хранении и пользовании секретными документами в аппарате ЦК и партийных комитетах на местах, а также у должностных лиц и в государственных структурах, где имелись секретные документы партии. Эта работа проводилась с целью проведения превентивной профилактической и административной работы по обеспечению режима секретности.
К 1929 году была, в основном, разработана и введена в действие нормативная база по обеспечению режима секретности и секретному делопроизводству, что давало легитимную нормативно – правовую основу для осуществления контроля за соблюдением требований и правил по работе с секретными документами и по принятию мер по защите информации в целом.
Существовал и определенный механизм проведения проверок. Данная работа имела двоякое значение. Во - первых, это была проверка истинного состояния дел по соблюдению режима секретности, наличия «узких мест», выяснения причин уязвимости информации. Во - вторых, это была проверка исполнения решений ЦК по вопросам защиты информации.
До 1926 года данная работа носила эпизодический характер, но после принятия постановления Секретариат ЦК 29 января 1926 года, стала плановой. Секретные подразделения готовили материал и выносили на рассмотрение проекты постановлений по результатам проверок на Секретариат и Оргбюро, а иногда и на Политбюро. Проведение организационных и административных мероприятий давало положительные результаты.
В тоже время, партия и страна, находясь, то в военном, то после или предвоенном состоянии, с одной стороны, проводила определенную политическую и государственную линию по обеспечению режима секретности как в партийных, так и государственных инстанциях, но с другой, все - таки, на наш взгляд, не везде и не всегда этому придавалось должное значение. Имело место и халатное отношение к соблюдению секретности. Данные случаи являлись предметом пристального разбирательства в высших партийных органах с привлечением ЦКК и органов государственной безопасности.
В четвертом параграферассматривается ограничение распространение секретной информации как деятельность большевиков по защите партийно – государственной тайне
Одним из направлений деятельности по защите информации в партийных органах в 1918 – 1941 гг. являлся контроль за возможной утечкой секретных сведений из партийных структур через средства массовой информации и печатные издания, причем данные сведения могли быть как политического, так и военно - экономического характера. Цензура в начальный период существования советского государства имела децентрализованную систему, но, формально подчиняясь разным ведомствам, она в политическом и кадровом отношении зависела от партии.
По решению высших органов партии создавались документы регламентирующие распространение информации. Результатом было издание секретных «Перечней сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению» в 1922, 1923, 1925, 1926 гг. В принципе, по сведениям из перечисленных перечней, можно вполне определенно и конкретно судить, что же являлось государственной тайной в РСФСР – СССР в данный исторический период. На наш взгляд, на тот момент, засекречивание большинства сведений в перечисленных перечнях, было политически и экономически целесообразно и обосновано. После получения данных перечней для исполнения, цензурным органам был дан нормативный инструмент, для более эффективной работы и исключения «самодеятельности», что значительно облегчало контроль за распространением информации, наказывать за случаи «утечки» секретных сведений в средства массовой информации. В 1930 году основным звеном в области предварительного контроля за литературой, радиовещанием и др. становиться институт уполномоченных Главлита. По постановлению Оргбюро ЦК «О военной цензуре» от 19 сентября 1933 года, военная цензура выделяется в самостоятельный орган, - Аппарат Уполномоченного СНК СССР по охране военной тайны в печати, непосредственно подчиненный правительству СССР. Группу Главлита РСФСР по военной цензуре выделили в самостоятельный отдел при Уполномоченном СНК СССР. В союзных республиках при начальниках Главлита создавались отделы по военной цензуре, которые также подчинялись Уполномоченному СНК СССР. К началу войны была разработана единая инструкция по охране военных тайн. Военная цензура была отделена от других цензурных структур и становилась самостоятельным органом, что повышало ее значение и статус в предвоенное десятилетие. Особенно было важно то, что весь личный состав отделов по охране военных тайн, считался на действительной военной службе, с вытекающими отсюда правами, обязанностями и ответственностью.
В пятом параграфепоказано взаимодействие партийных структур и органов государственной безопасности в вопросах защиты информации.
При сложившейся системе государственного устройства в Советской России – Советском Союзе, основные решения по защите информации принимались и утверждались сначала на партийном, а лишь затем проводились в жизнь на государственном уровне. Органы государственной безопасности в Советской России - СССР, будучи одной из структур исполнительной власти, претворяли в жизнь решения по защите информации, принимаемые на высшем партийно - государственном уровне. В тоже время органы государственной безопасности были инициаторами многих вопросов, касающихся их компетенции по защите информации и выносимых затем для рассмотрения и утверждения в высшие органы партии. После принятия решения высшими партийными органами, уже сами партийные комитеты должны были исполнять предписания органов государственной безопасности.
5 мая 1921 года по постановлению Малого Совнаркома был создан Специальный отдел при ВЧК (затем ОГПУ). С самого начала возникновения Специального отдела, одной из его функций, была проверка соблюдения конспирации и ведения секретного делопроизводства в государственных учреждениях и ведомствах, партийных комитетах РКП (б) - ВКП (б), а также расследование, по поручению ЦК, случаев разглашения секретных сведений и утери секретных документов в партийных органах, государственных структурах и у должностных лиц. Специальный отдел ОГПУ совместно с Секретным отделом ЦК также контролировал и кадровый состав секретных сотрудников ЦК и государственных структур и лиц, допущенных к партийно – государственной тайне. С участием и под контролем ОГПУ в партийных комитетах разрабатывались нормативные и инструктивные документы по обеспечению режима секретности, а также осуществлялась защита информации техническими средствами.
Особое внимание и объектом совместных усилий партийных структур и органов государственной безопасности была не только защита секретной и иной информации, но и сбор ее. 17 марта 1921 года по указанию ЦК РКП (б) и ЦИК РСФСР, в ВЧК создается специальная служба государственной информации. Во всех губерниях образуются государственные информационные тройки в составе представителя губкома партии, губисполкома и губернской ЧК. В ЦК сводки органов госбезопасности направлялись через Бюро Секретариата (Секретный отдел), регистрировались как секретная корреспонденция с соблюдением мер конспирации. ЦК соответствующим образом реагировал на поступавшую информацию от органов безопасности. Сводки ОГПУ официально признавались партией одним из достоверных источников информации, ложившихся в основу определенных партийных решений. Одним из направлений совместной деятельности и решений высших партийных инстанций было обеспечение безопасности главных носителей секретной информации – партийных и государственных деятелей, а также государственных и партийных объектов, в том числе Кремля и здания ЦК партии.
Партия, с одной стороны делегировала компетентным органам осуществление собственной безопасности и безопасности страны, а с другой - направляла и контролировала их деятельность в нужном политическом русле. Особо следует отметить сотрудничество между, созданным в мае 1921 года Специальным отделом при ОГПУ и секретными подразделениями ЦК (Бюро Секретариата, Секретный отдел, Особый сектор ЦК). В принципе, принимая во внимание все плюсы и минусы взаимоотношений правящей партии в лице ЦК и секретных партийных структур со службами государственной безопасности, надо отметить, что данное сотрудничество не позволяло осуществлять крупных утечек секретной информации. Разведывательным службам соперничающих с Советским Союзом государств, по их признанию, было очень трудно работать в нашей стране.