Функциональное разделение труда
Важнейшее значение для деятельности редакционного коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно определяет как структуру редакции, так и организацию ее работы и приводит к разделению коллектива на несколько частей. Первая из них – творческая часть редакции.В нее входят журналисты. К ней примыкает техническая часть коллектива.Ее составляют технические сотрудники. Они, с одной стороны, создают оптимальные условия для деятельности журналистов, с другой – обеспечивают техническую подготовку и выпуск номера – держат корректуру, при наличии компьютерной системы производят набор текстов, верстку полос и т.д.
С возникновением в нашей стране информационного рынка в редакциях периодических изданий возникла коммерческая часть коллектива.Ее работники стремятся укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража газеты, привлечь в нее рекламные и частные объявления и т.д.
В результате в редакционном коллективе формируются три функциональные группы. С понижением уровня этой структуры функциональное разделение труда приобретает все более специализированный характер. Каждая из трех групп разделяется на несколько подразделений.
Так, творческая часть редакции формируется из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления. В него входят: редакторах – главный редактор и его заместители, редакционная коллегия и секретариат. Второе – звено исполнения, которое охватывает корреспондентов, сгруппированных в отделы редакции, обозревателей, специальных и собственных корреспондентов газеты. Внутри каждого из звеньев происходит дальнейшее разделение труда. Например, редакторат и редколлегия осуществляют общее руководство редакцией, секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом. Важнейшими элементами звена исполнения являются творческие отделы, где создаются тексты и иллюстрации, публикуемые в газете. В технической части редакции функциональное разделение труда приводит к образованию ряда служб – корректорской, компьютерного центра, редакционной библиотеки и др. А работники коммерческой части коллектива сосредоточены в ее подразделениях – отделах рекламы, распространения, маркетинга и других, где и решают стоящие перед ними специфические задачи.
В процессе разделения труда формируется пирамидальная структура редакционного коллектива. Наверху нее стоит руководитель – главный редактор, ниже – его заместители, редколлегия, секретариат, а под ними располагаются творческие отделы, технические и коммерческие службы. У пирамидальной структуры несколько – три-четыре – уровней. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители, на самом нижнем уровне – корреспонденты, технические и коммерческие сотрудники, непосредственные исполнители заданий своего руководства.
Пирамидальная структура была ранее характерна для редакций подавляющего большинства наших печатных периодических изданий. Она обеспечивает полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокую персональную ответственность каждого сотрудника за свою работу. Но она громоздка, замедляет прохождение информации, необходимой для управления коллективом и выпуска издания. Прохождение оригиналов будущих публикаций снизу вверх – от авторов в секретариат и редакторат – требует значительного времени. Это снижает оперативность информации, направляемой читателям газеты. Возрастает возможность искажений текста в процессе его правки на разных уровнях редакционной пирамиды.
В редакциях разных периодических изданий эта структура имеет свои особенности. В небольшом коллективе районной газеты некоторые элементы такой структуры могут уменьшаться или вообще исчезать.
С развитием информационного рынка ужесточились требования к редакционной структуре. Это объясняется необходимостью повысить оперативность и разнообразие журналистской информации, сообщаемой читателям периодических изданий, как условия обеспечения их конкурентоспособности на рынке. Это привело к изменениям структуры многих редакционных коллективов, которые происходят на нескольких направлениях.
Первое из них – укрупнение, а нередко и упразднение обычных привычных творческих и технических подразделений редакции. Их руководители изменяют характер отделов: вместо отраслевых создают структуры смешанного типа, чаще всего проблемные. Например, вместо отделов промышленности, сельского хозяйства, строительства формируют отдел экономических проблем. Иногда – в крупных коллективах – множество отраслевых отделов объединяют в несколько больших секторов – политики, экономики, культуры.
Во-вторых, стремясь уменьшить количество уровней в редакционной структуре, упраздняют некоторые подразделения. Каждый корреспондент, прежде входивший в какой-либо отдел редакции, обязан самостоятельно вести в газете несколько тематических рубрик. Свои материалы он сдает прямо в секретариат редакции или сменному редактору, ведущему очередной номер. Так как должности заведующих отделами при этом упраздняются, это ведет и к сокращению размеров редакционного коллектива. Так приходят к плоской структуре редакции.
С уменьшением количества уровней в этой структуре облегчается руководство коллективом: сокращается путь прохождения управленческой информации. Уменьшается и время прохождения текста или иллюстрации, созданных журналистом, на газетную полосу.
Во многом изменились и усложнились задачи и обязанности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься оперативным управлением подготовкой и выпуском номеров газеты – давать задания каждому журналисту, контролировать их выполнение, принимать материалы, формировать каждый номер и вести его выпуск. При этом меняются и функции секретариата, который теперь сосредоточивается только на процессе верстки и оформления газеты. У редактора и его заместителя в связи с перегрузкой не всегда хватает времени для встреч с журналистами, решающими творческие вопросы, связанные с подготовкой материалов в газету.
И все же плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления коллективом, ускорить принятие решений, направленных на повышение оперативности информации, получаемой читателями издания.
В некоторых редакциях крупных ежедневных газет функционирует отдел досье. Его сотрудники непрерывно снабжают журналистов творческих отделов – по их заказу или по своей инициативе – оперативной актуальной информацией, черпая ее в сообщениях различных информационных агентств.
Создание в современной газетной редакции компьютерной системы и подключение ее к сети Интернет открыло возможность для включения в структуру коллектива еще одного подразделения – отдела или службы электронной версии печатного периодического издания.
Одним из направлений изменения структуры редакции является возникновение ее коммерческой части. Она формируется из различных отделов, служб или иных подразделений. Все они выполняют задачи, связанные с редакционно-издательским маркетингом и менеджментом. Их деятельностью руководит редакционный менеджер или сам главный редактор. В малом коллективе небольшой местной газеты его коммерческую часть могут представлять всего несколько человек, каждый из которых отвечает за определенное направление экономической деятельности редакции.
Руководители газетных редакций все чаще переходят к так называемой дивизиональной структуре коллектива. В ее основе лежит стремление повысить уровень самостоятельности управления и работы различных подразделений коллектива. Каждому из них – отделу редакции, ее технической или коммерческой службе – передается управление его коллективом, планирование деятельности, контроль за ее результатами и, что важно, бюджетирование и реализация бюджета. Предоставление большей самостоятельности такому дивизиону редакции означает повышение ответственности его руководителей и работников за свою деятельность и инициирует их стремление добиться наилучших ее результатов.