Система социально-коммуникационных наук
Методология научного познания предписывает различать объекты и предметы науки. Определив социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и времени, что мы определили: объект или предмет метатеории социальной коммуникации? Поясним суть вопроса.
Объект познания — это некоторая часть материального или нематериального мира, существующая независимо от нашего знания о ней. Мы можем только назвать объект, перечислить его внешние отличительные признаки, и этих априорных знаний достаточно для того, чтобы начать в принципе бесконечное изучение этого объекта.
Но охватить зараз объект в целом, во всех его многообразных связях и отношениях, с учетом его бесчисленных свойств и аспектов, невозможно. Поэтому разные науки (теории, учения), изучающие данный объект, выделяют одну или несколько его граней, на которые направляется познающая мысль. Эти грани выбираются исследователем не произвольно, а в зависимости от его научных установок и называются предметом познания. Так, химика интересует вещественный состав данного объекта, а историка — история его развития.
Предмет познания существует не в объективной действительности, а в сознании познающего субъекта. Это часть наших априорных знаний об объекте. Предмет познания не содержится в познаваемом объекте, а формируется путем абстрактного мышления исследователя, исходя из традиций и методологии данной науки (теории, учения). Поскольку всякий объект содержит бесконечное количество граней, процесс его познания бесконечен, и можно сформулировать сколь угодно много предметов для наук (теорий, учений), которые могли бы изучать этот объект. Поэтому такие сложные и важные для нас объекты, как Земля, человек, общество изучаются многими десятками наук. Так, человеческое общество изучают экономика, политология, история, социология, этнология, археология, филология, социальная психология, языкознание, этика, культурология, искусствознание, социальная философия и пр. Науки, изучающие один и тот же объект, различаются предметами, и предмет экономики, конечно, совершенно другой, чем предмет социальной психологии, хотя объекты их совпадают.
Определение социальной коммуникации, сформулированное в разделе 1.1., есть описание объекта,существующего в реальной действительности независимо от каких-либо наук. Движение смыслов в социальном пространстве и времени возникло естественным путем в ходе становления и развития человечества (антропогенеза), оно является, как говорят философы, онтологически объективным.
Теперь произведем систематизацию наук по онтологическим объектам их исследования. Таких объектов оказывается четыре — это четыре самостоятельных, но взаимосвязанных мира: X — природа, данная нам в ощущениях; Y — умозрительно постигаемые смыслы; I — личностный психологический мир; S — социальная реальность. Соответственно образуются четыре комплекса научного знания:
X — естественные науки (естествознание);
Y — обобщающие, умозрительные науки;
I — человековедческие науки;
S — обществоведческие науки.
Эти комплексы пересекаются друг с другом, создавая подкомплексы интегральных стыковых наук. Такими подкомплексами являются:
IX — биогуманитарный подкомплекс — науки, изучающие грани соприкосновения естественной природы и личностной субъективной реальности;
IS — культуроведческий подкомплекс — науки, объектом которых являются личность и общество в их взаимосвязи;
SX — подкомплекс технических наук, объект которых — преобразование природы в интересах общества.
Науки, изучающие один и тот же онтологический объект и образующие перечисленные комплексы и подкомплексы научного знания, ограничиваются друг от друга, как уже было сказано, по предмету познания. Перечислим некоторые из этих наук.
X.Естественные науки:астрономия, геология, механика, физика, химия, биология и многие другие. В свою очередь эти науки делятся в процессе научной дифференциации на более конкретные дисциплины, образуя циклы астрономических, геологических и т.д. наук.
Y.Обобщающие(умозрительные) наукиоперируют дематериализованными смыслами, которые не привязаны к явлениям, воспринимаемым органами чувств. Таких наук, точнее — научных циклов, можно назвать три: философия, богословие, математика. Как выразился В.В. Бибихин, «всякая философия чревата вещами невидимыми, однако существующими более надежным и неотменимым существованием, чем наблюдаемые вещи»[134].
I.Человековедческие науки,предметами которых служат разные стороны человеческой личности как таковой, оказываются немногочисленными. Это — психология личности, педагогика, психиатрия, акмеология, валеология, геронтология, педиатрия. Зато именно человек является неисчерпаемым объектом искусства.
S.Обществоведческие наукигораздо многочисленнее и образуют развитые научные циклы: лингвистика, литературоведение, журналистика, филология, эстетика и искусствознание, этика и юриспруденция, история, политология, социология, экономика, социальная психология.
IX. Биогуманитарные науки— медицина, физиология человека, биологическая антропология, изучающая биологическую эволюцию хомо сапиенс, этнопсихология, психогенетика.
IS. Культуроведческие науки— культурология (общая теория культуры), социология культуры, история культуры, археология, семиотика, этнология, или культурная (социальная) антропология, книговедение, теория массовой коммуникации, библиотековедение и другие прикладные науки о документных коммуникациях.
SX. Технические науки— автоматика, вычислительная техника, информатика, радиотехника, телевидение, телефония и телеграфия, радиолокация и радионавигация, полиграфическая техника.
Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном пространстве и времени локализована в объектах S и I, т.е. в общественной жизни и в личностном психическом мире. С развитием научного познания, как показано во Введении, проблематика социальной коммуникации начинает занимать все более значительное место в предметах обществоведческих, человековедческих наук и соответствующих подкомплексах интегральных стыковых наук. Более того, есть основания считать некоторые из научных дисциплин социально-коммуникационныминауками по существу, ибо они изучают не что иное, как различные грани коммуникационной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов. Перечислим эти частные социально-коммуникационные дисциплины.
Из числа человековедческих наук в систему социально-коммуникационного знания входят:
1.1. Психология общения.Лидер этой дисциплины А.А. Леонтьев определил ее следующим образом: «Психология общения — это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества» (Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. — С. 13). В центр человеческого общения Леонтьев ставит речевую деятельность, поэтому в психологии общения центральное место отводится психолингвистике.
1.2.Педагогика— одна из старейших прикладных коммуникационных дисциплин, которая в поисках научной глубины все больше осознает себя коммуникационной наукой. Как известно, педагогическая деятельность представляет собой единство обучения (передача молодежи знаний, умений, навыков, хранящихся в национальном культурном наследии) и воспитания (направленное формирование умственных, этических, эстетических, физических качеств учащихся). Некоторые авторы обращаются к понятию «педагогическое общение» и описывают обучение как «взаимодействие таких трех главных компонентов: преподаватель — содержательная учебная информация — учащийся (учащиеся)» (Орлов В.И. Знания, умения, навыки и обучение. — М., 1995. — С. 18). В связи с компьютеризацией педагогического процесса появился термин «педагогическая информатика», но термин «коммуникация» пока не вошел в педагогический лексикон. Несмотря на это, вполне очевидно, что педагогическая деятельность — это специально организованная коммуникационная деятельность, целью которой является обучение и воспитание учащихся. В роли коммуниканта здесь выступает педагогический коллектив, а в роли реципиентов — группы учащихся. Согласно рис. 2.2 имеет место форма коммуникационной деятельности Гy Г — мидикоммуникация на групповом уровне.
1.3. Коммуникационная проблематика активно разрабатывалась в психоанализе:коммуникационное взаимодействие Эго, Ид (Оно), Суперэго (3. Фрейд), коммуникабельность психологических типов (К. Юнг), «подлинное общение» в социальной группе (К. Роджерс).
Из состава обществоведческих наук к социально-коммуникативной системе относятся:
S.1. Лингвистика, изучающая знаковые средства устной коммуникации, правда, преимущественно вербальные; невербальные знаки — объект паралингвистики.
S.2.Литературоведениеимеет своим предметом один из документных каналов, обеспечивающих трансляцию плодов словесного творчества; особенно ярко коммуникационный подход выражен в структурном литературоведении.
S.3.Искусствознаниеизучает документные и недокументные каналы распространения эстетических смыслов, пытаясь постичь таинственные законы воздействия произведений искусства на публику. А.А. Леонтьев справедливо подчеркивает: «непременным условием художественного ощущения является то, что художник (коммуникатор) сообщает зрителю, читателю или слушателю (реципиенту) нечто такое, что позволяет этому последнему подняться над самим собой, получить от соучастия в художественном общении больше, чем он имел до этого общения... Искусство есть — с точки зрения реципиента — средство развития его личности, а не просто носитель какой-то информации. Искусство должно быть понятно зрителю: но если оно только понятно, это не искусство»[135].
S.4. Журналистика бесспорно представляет собой прикладное социально-коммуникационное учение. Здесь аргументы излишни.
Социологию и социальную психологиюнельзя, конечно, считать социально-коммуникационными науками, но проблематика социальной коммуникации выражена в них довольно отчетливо и привлекает все большее внимание. В рамках социологии оформляется социология коммуникации,а в социальной психологии, благодаря трудам Б.Д. Парыгина общение становится основополагающей категорией. Не случайно в разделе 2.4. мы квалифицировали общение как социально-психологическую и коммуникационную категорию. Вывод о том, что коммуникационная деятельность есть духовное общение социальных субъектов, имеет принципиальное значение для правильного понимания соотношения между общением и коммуникацией.
Стимулом для роста заинтересованности фундаментальной социологии и социальной психологии в коммуникационной проблематике явилось бурное развитие прикладной коммуникационной деятельности,востребованной политикой и бизнесом в конце XX века, а именно: рекламное дело, паблик рилейшенз, деловое общение, имиджмейкерство. Образовались эмпирические учения, предлагающие рекомендации профессиональным коммуникантам. Эти рекомендации нуждаются в социологическим и психологическом обосновании, которое могут дать лишь солидные академические дисциплины.
Культуроведческий кодкомплекс в системе социально-коммуникационных наук представляют:
IS.1. Социология культуры,изучающая практику общения различных социальных групп с социально-коммуникационными институтами: литература, театр, кино, библиотеки и др.
IS.2.Семиотикавключает в свой состав семиотику социальной коммуникации (см. главу 6); ее вклад в социально-коммуникационную проблематику достаточно подробно охарактеризован нами и не нуждается в дополнительной аргументации.
IS.3.Книговедениеизучает книжную культуру в историческом и современном аспекте.
IS.4.Теория массовой коммуникациисвоим названием показывает свою коммуникационную сущность. Именно массовая коммуникация с 30-х годов XX века (X. Ортега-и-Гассет) привлекает внимание культурологов.
IS.5. Другими прикладными культуроведческими дисциплинами, давно укоренившимися, подобно журналистике, в различных социально-коммуникационных институтах, являются: библиотековедение, библиографоведение, архивистика, музееведение, библиополистика(учение о книжной торговле), теория и практика литературного редактирования и книгоиздания.
Технические дисциплины, входящие в подкомплекс SX, изучают социально-коммуникационную проблематику в аспекте формирования и развития материально-технической базы социальной коммуникации. При этом они ориентируются на схему технической коммуникации (рис. 1.3), которая абстрагируется от смысла передаваемых сообщений. Однако важность технического обеспечения смысловой коммуникации достаточно очевидна, и перспективы становления мультимедийной электронной коммуникации придают этому обеспечению высокую актуальность и значимость.
Промежуточное положение между техническими и обществоведческими дисциплинами занимают научная информатика,изучающая научную коммуникацию и пути ее совершенствования за счет использования компьютерной техники и телекоммуникации, а также другие «информатики» (экономическая, педагогическая, военная и т. п.) (см. главу 7).
Наконец, обобщающие науки не могли обойти коммуникационную проблематику. Философия интересовалась этой проблематикой издавна, начиная со средневековой герменевтики, но подлинный ренессанс коммуникации в философии наступил в XX веке на фоне всеобщего разочарования в могуществе философской мысли.
М. Фуко даже заявил о смерти философии; его заявление созвучно настроениям П. Фейерабенда и Р. Рорти, которые считают безответственной и опасной претензию философии изрекать окончательные Истины. «Большие философы» рассматриваются как вымирающие представители уходящей эпохи. «Учителя мысли стяжали себе дурную славу» — написал Ю. Хабермас, имея в виду Гегеля, Канта и Маркса[136]. Современное поколение философов, подводя итоги XX столетия, приходят к выводу, что философия не должна передаваться абстрактным идеям и тем более навязывать их жизни, ибо это превратило бы ее в идеологическую репрессивную машину. Философия должна осмысливать общие основы человеческого бытия, не претендуя на то, что она видит и знает то, что недоступно ни научному, ни эстетическому, ни этическому, ни религиозному, ни обыденному познанию. Как возможно такое осмысление? Оно возможно, если философия возьмет на себя роль посредника, обеспечивающего сотрудничество между разными, обособленными формами познания. Всякое сотрудничество есть коммуникация, отсюда — приоритет коммуникационной проблематики в западной философии второй половины XX века.Перечислим наиболее авторитетные философские учения «коммуникационного направления».
• Аналитическая философия (философия анализа языка или лингвистическая философия) — Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Мур, Дж. Остин, У. Куайн.
• Философская герменевтика — Г.Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикёр, Л. Парейсон, Дж. Ваттимо.
• Экзистенциализм — К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г. Марсель.
• Диалогический персонализм — М. Бубер, Э. Левинас (см. раздел 2.2).
• Структурализм: лингвистический структурализм (Н. Трубецкой, Р. Якобсон) (см. раздел 6.1); антропологический структурализм (К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль); структурализм истории, «археология знания», раскрывающая механизм социальной памяти (М. Фуко); бессознательное, структурированное как язык (Ж. Лакан).
• Эпистемология (учение о научном познании) — научные революции (Т. Кун), критический рационализм К. Поппера с идеями «фальсификации научного знания» и «миром объективного знания».
• Теория символических форм Э. Кассирера, сводящая философию культуры к философии символизма; также семиотические разработки Ч. Морриса (см. раздел 6.1).
• Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса (80-е гг.) утверждает, что коммуникативное поведение, рассчитанное на достижение взаимопонимания между людьми — единственный путь к разрешению социальных, национальных, культурных конфликтов, к самореализации личности, к противостоянию порабощающей человека власти.
Коммуникационная проблематика не чужда математике — достаточно вспомнить математическую теорию информации К. Шеннона. Не обошло ее своим вниманием и богословие. Но мы не будем углубляться в достижения этих наук, а подведем итоги сказанному.
Итак, вырисовывается довольно богатый и разнообразный по разработанности и научному статусу познавательный материал, раскрывающий разные грани социальной коммуникации. Но системы социально-коммуникационных наук нет,ибо нет системного взаимодействия между социально-коммуникационными дисциплинами. Правда, накоплен обширный «строительный материал» для создания подобной системы. Чего же не хватает? Не хватает обобщающей учения, метатеории, которая нарушила бы отраслевую замкнутость научных комплексов и подкомплексов и обеспечила бы обмен идеями, методами, достижениями и затруднениями между ними.
На рис. 10.1 приведена гипотетическая система социально коммуникационного знания, на фоне общей системы научного знания. Из всех комплексов и подкомплексов лишь естественные науки не затронуты коммуникационной проблематикой, и видимо, она им в принципе чужда.
Рис.10.1. Гипотетическая система социально-коммуникационных
наук (заштрихованная область) на фоне общей системы
научного знания
Сейчас слабо разработана эта проблематика в биогуманитарных науках, хотя потенциальные возможности имеются в медицине, в физиологии, может быть, где-либо еще. Мы назвали эту систему «гипотетической», потому что реально предъявить ее нельзя, она лишь формируется.