Функция управления в организациях
Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь.
Ранее мы рассматривали «организацию» с позиции системного образования и понимали под ней – предприятия, фирмы, компании и т.д. Но термин «организация» употребляется, кроме того, в смысле действия или процесса – организационной деятельности руководства организации, ведущих к образованию и совершенствованию взаимодействий между частями целого: подразделениями на предприятии, работниками в подразделениях и т.д.
Функция организации деятельности (организовывание) состоит в создании структуры управления организации, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
При реализации функции организации условно выделяют три важных аспекта:
Построение организационной структуры управления: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций;
Определение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных). При решении данного вопроса должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц;
Обеспечение этих взаимоотношений – распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительских актов.
Сущностью организации как функции управления является создание системы, включающей управляющую и управляемую подсистему, которая наиболее полно отвечает требованию эффективного достижения целей деятельности.
При определении содержания организационной деятельности необходимо определиться с входом и выходом данной функции.
Входом являются результаты по выполнению предшествующей функции управления – планирования, т.е. приступая к осуществлению процесса организационной деятельности, мы уже имеем определенные в результате планирования систему целей, состав финансовых, материальных и других ресурсов.
Выходом реализации этой функции управления является результат деятельности – создание реальных организаций, способных эффективно осуществлять процесс деятельности.
Перечисленные задачи являются содержанием и одновременно структурой организации.
Содержание организации как функции управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования хозяйственной организации.
44. Планирование как основа управления и организации,его сущность и содержание. Стратегическое,тактическое и оперативное планирование и управление.
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.
Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 170 с. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.
Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.
Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. - СПб.: «ДваТри», 1996. - 610 с. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.
Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.
Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.
Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.
Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при наличии квалифицированного кадрового состава и компетентного руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки.
По типам целей выделяют оперативное, тактическое, стратегическое и нормативное планирование. Обычная классификация видов планирования была более простая. Рассматривали либо планы по организационной структуре, либо рассматривали планы по содержанию хозяйственной деятельности - план НИОКР, план сбыта.
Оперативный план представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены высшим руководством, а также являются традиционными для предприятия. традиционным для любого предприятия является план производства по ассортиментным позициям или распределение прибыли по подразделениям. Как правило, оперативные планы осуществляются основными подразделениями предприятия самостоятельно и основная задача - это выбор средств, выбор ресурсов, способов, которые необходимы для выполнения заданных объемов.
Тактический план заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных целей. Например, когда отдел маркетинга составляет перспективные планы на 3, на 5 лет, смысл которых сводится к тому, чтобы выйти на конкретный рынок за 5 лет и рассматриваются конкретные цели, задачи для достижения этой перспективной цели. В рамках тактического плана охватываются все взаимосвязи, которые сложились внутри предприятия, между всеми его подразделениями, здесь участвуют все, а не только основное производство.
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Например, экономический рост, постоянное обновление продукции, выход на мировой рынок. Стратегическое планирование в отличие от предыдущих двух видов планов учитывает взаимоотношения с внешней средой.