Разработка экранных форм для работы с базой данных

Экранные формы позволяют организовать наглядную и удобную работу с базой данных, состоящей из большого количества связанных таблиц реляционной базы данных. В этом случае на одном экране можно организовать работу с главной и подчиненными таблицами, осуществлять выбор данных из таблиц-справочников с использованием раскрывающихся списков, использовать режимы поиска и отбора информации, печати необходимых отчетов на принтере и пр.

Имеющийся в системе Мастер разработки экранных форм позволяет легко создавать экранные формы нескольких видов (простые - для работы с данными одной таблицы, более сложные - для работы с несколькими таблицами с использованием подчиненных форм). Полученные формы далее, как правило, приходится дополнять и модифицировать в конструкторе экранных форм для реализации всех необходимых условий работы с базой.

Для разработки экранной формы в окне базы данных выбираем объект Формы и на странице форм - режим Создание формы с помощью Мастера. Далее следует ответить на ряд вопросов Мастера:

· выберите поля для формы - выбираем все поля таблицы SPISOK и все поля таблицы OCENKI (для последней таблицы поле NZ расположим в конце списка, оно будет заполняться автоматически; добавляем его, чтобы убедиться, что на экране мы видим оценки только одного студента);

· выберите вид представления данных - выбираем подчиненные формы, т.е. расположение данных главной таблицы и связанной с ней на одной форме;

· выберите внешний вид подчиненной формы - выбираем ленточный ;

· выберите требуемый стиль - выбираем стандартный стиль ;

· задайте имена форм - задаем для главной формы название Студенты, для подчиненной формы Оценки студента и на том же экране ниже выбираем пункт Изменить макет формы, после чего нажимаем на кнопку Готово.

Полученная экранная форма будет открыта в конструкторе форм, в базе данных на странице Формы появятся две новые - Студенты и Оценки студента. Для более детального отображения в конструкторе подчиненной формы лучше закрыть окно и снова открыть в конструкторе форму Студенты, в этом случае она будет иметь вид, приведенный на рис. 1.10.

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.10. Экранная форма, созданная с помощью Мастера

На полученной форме не все надписи полностью видны, расположение полей тоже можно улучшить.

Для формы и всех ее элементов можно открыть окно Свойства, щелкнув правой кнопкой мыши на любом объекте и выбрав в контекстном меню слово Свойства (рис. 1.11). Кроме того, в контекстном меню присутствуют такие важные при оформлении объектов возможности, как "Выровнять" - полезно для выравнивания группы объектов, "Размер", "Цвет:", "Оформление", "Условное форматирование".

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.11 Окно свойств для объекта Форма, страницы Макет и Данные

Все свойства в окне разбиты на группы:

Макет - расположение, шрифт, цвет и прочее, связанное с внешним видом объекта;

Данные - в этом разделе важнейшее свойство - Данные или Источник записей - для объектов, связанных с редактированием каких-либо данных;

События - методы, т.е. процедуры (программы), выполняющиеся для объекта при наступлении определенных событий ( Загрузка, Открытие, До обновления, После обновления и пр.);

Другие - прочие свойства.

На экранной форме присутствуют элементы (объекты) следующих типов: Надпись - текст на форме, обычно не изменяющийся. Главные свойства этого объекта присутствуют на странице Макетокна свойств (рис. 1.12).

Поле - поле редактирования, связанное с полем базы данных или переменной. Главное свойство этого объекта - строка Данные на странице Данные окна свойств (рис. 1.13).

Подчиненная форма - вложенная форма для таблицы данных, связанной с главной таблицей, на которой могут присутствовать такие же элементы, как и на основной форме.

Поле со списком - сложный элемент, предоставляющий возможность показывать данные справочных таблиц, списков или массивов и заносить выбранные значения в поле другой таблицы (9-й элемент панели, окно свойств, см. рис. 1.14).

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.12 Окно свойств объекта типа Надпись Рис. 1.13 Окно свойств объекта типа Поле

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.14 Окно свойств объекта типа Поле со списком

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.15 Панель элементов экранной формы

Кроме того, на форме могут присутствовать и другие объекты, которые можно добавлять, используя кнопки Панели элементов (рис. 1.15.), список типов объектов приведен ниже.

· Группа переключателей, Выключатель, Переключатель, Кнопка - кнопки и группы кнопок разного вида, связанные с выполнением определенных процедур (5-7 и 11 кнопки на Панели ).

При выборе объекта Кнопка запускается Мастер, который предложит вам набор стандартных кнопок перехода по записям таблицы, обработки записей (восстановить, дублировать, печатать и пр.), работы с формой, с отчетами (печатать, просмотреть, отправить в файл или по почте), работы с приложениями и разное. Кнопки можно создать с помощью Мастера, при этом программный код, связанный с их действием, уже будет присутствовать (рис. 1.16.).

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.16. Окно Мастера создания кнопок

· Флажок - поле, связанное обычно с полем таблицы логического типа, в котором стоит галочка или нет (6-й элемент Панели ).

· Список - список данных для выбора одного из значений (10).

· Рисунок - вставка рисунка в форму (12).

· Свободная рамка объекта - любой объект Windows-приложений, редактирование которого будет возможно вызовом соответствующего приложения (13).

· Присоединенная рамка объекта - для работы с полями таблиц типа "поле объекта OLE " (14).

· Набор вкладок - многостраничная форма (16).

· Линия, Прямоугольник - элементы оформления (18, 19).

Для использования экранной формы нужно запустить ее в работу. Для этого закроем окно конструктора и выберем команду Открыть формы Студенты. Вид формы при работе с базой данных приведен на рис. 1.17.

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.17. Работа с базой данных с использованием экранной формы

В данном режиме можно редактировать существующие записи, добавлять новые в список студентов и список оценок для каждого студента. Для удаления записей можно добавить с помощью Мастера кнопку категории Обработка записей с действием Удалить запись на основную форму.

При работе с формой можно задать сортировку записей по одному из полей и фильтр для показа только тех данных, которые соответствуют заданному условию (см. раздел Записи меню системы Access ).

Как было сказано выше, для данной формы можно сделать значительные усовершенствования, повышающие удобства работы с базой данных.

Прежде всего, в Конструкторе изменим расположение полей и расширим надписи.

Далее добавляем на форму объекты Поле со списком для выбора из справочных таблиц специальности (с занесением соответствующего номера в главную таблицу) и предмета (с занесением его номера из справочника в таблицу оценок). Эти основные свойства описываются с помощью Мастера, который запускается автоматически при добавлении этого типа объекта к форме.

На первом шаге Мастера выбираем пункт Объект Поле со списком будет использовать значения из таблицы или запроса, на втором - выбираем из списка нужную нам справочную таблицу, на третьем - выбираем все поля (номер и название), на четвертом шаге - оставляем галочку у флажка скрыть ключевой столбец и задаем ширину поля для названия, на пятом - задаем условие сохранить в поле и выбираем из списка поле главной таблицы, в котором будет сохраняться значение ключевого поля справочной таблицы. Далее нажимаем Готово. Надпись для Поля со списком можно удалить.

После всего этого форма будет иметь в Конструкторе вид, приведенный на рис. 1.18.

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.18. Усовершенствованная экранная форма в Конструкторе форм

В режиме работы с базой данных в усовершенствованной форме можно видеть названия факультетов, специальностей, предметов и выбирать их из справочных таблиц с помощью раскрывающихся списков (рис. 1.19.).

разработка экранных форм для работы с базой данных - student2.ru

Рис. 1.19. Работа с базой данных с использованием экранной формы, в которой присутствуют объекты Поле со списком

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом по лекции можно сделать следующие выводы:

1. Базы данных являются основной частью любой информационной системы.

2. Базы данных создаются с использованием систем управления базами данных обычно для конкретных предметных областей.

3. При классификации СУБД в качестве основных классификационных признаков используются следующие: вид программы, характер использования, модель данных.

4. Основными видами программ, относящихся к СУБД являются: полнофункциональные СУБД; серверы БД; клиенты БД; средства разработки программ работы с БД.

Более подробно вопросы создания баз данных, составления запросов, корректировки записей и т.д. будут рассмотрены на практических занятиях

Наши рекомендации