Компетентность в обсуждаемых вопросах

Аудитория может полностью либо частично состоять из специалис­тов, относительно компетентных неспециалистов или людей, совсем незнакомых с предметом речи. М. Н. Попов в начале XX в. положил этот признак (наряду с уровнем образования и умственного развития слуша­ющих) в основу деления политических речей на парламентские и граж­данские. Выступая перед компетентными, образованными депутатами, оратор должен тщательно обосновывать каждый тезис, излагать мысли от частного к общему, умеренно использовать фигуры речи: ему «преж­де нужно убедить ум, а потом повлиять и на чувство» слушающих [18]. Тому же, кто выступает перед неподготовленной публикой, лучше пред­лагать слушающим готовые тезисы без доказательств, излагать мысли от общего к частному, использовать разнообразные стилистические сред­ства, повышающие эмоциональное воздействие речи, чтобы «наэлект­ризовать толпу» [18].

Социально-демографические характеристики

К этим характеристикам относятся: общественное положение чле­нов аудитории, род занятий, образование, национальность, возраст и пол. Нужно заранее получить наиболее полные сведения о составе ауди­тории, чтобы продумать содержание речи с учетом ценностей, потреб­ностей и интересов слушающих и подобрать речевые средства, умест­ные и эффективные в данной ситуации. Важно учитывать соотношение социально-демографических характеристик членов аудитории с харак­теристиками оратора. Например, М. М. Сперанский в «Правилах выс­шего красноречия» уделяет внимание соотношению возраста говорящего и возраста слушающих. Он советует молодому оратору, выступающему перед пожилыми людьми, проявлять сдержанность и почтительность, иначе оратор «возмущает самолюбие старца, и слово его теряет свою силу» [21].

Отношение к предмету речи

Аудитория может состоять из единомышленников оратора, неопре­делившихся лиц или оппонентов. Если слушающие — единомышлен­ники говорящего, ему достаточно подкрепить их убеждения. Если же взгляды оратора и большей части аудитории расходятся, оратор может только привлечь внимание к своей позиции, показать возможные точ­ки соприкосновения, смягчить антагонизм [14]. Переубедить идейных противников одной речью почти невозможно: для этого нужен интенсивный диалог, включающий целый ряд публичных выступлений, объе­диненных общей целью, и коммуникацию других видов. Речевое воз­действие приносит желаемый результат, когда оратор выступает перед Людьми, не имеющими определенного мнения о затрагиваемых про-блемах. В этом случае его задача — привлечь колеблющихся на свою Сторону.

От того, насколько слушатели согласны с главной идеей оратора, ■зависит построение логики речи. Когда выступление рассчитано на еди­номышленников, удобнее сразу сформулировать основной тезис, а за­тем развивать его при помощи доводов, примеров и других средств. Когда же приходится выступать перед оппонентами, такая логика развития содержания неэффективна: сразу высказав свою главную идею, расхо­дящуюся с представлениями аудитории, оратор настроит против себя слушателей и потеряет возможность установить с ними контакт. Поэто­му речь перед оппонентами лучше начинать с рациональных аргумен-тов, с которыми слушатели согласятся, с обращения к личному опыту собравшихся и к авторитетным для них источникам и только затем на Основе изложенного формулировать тезис.

Отношение к оратору

Отношение аудитории к оратору может быть доброжелательным, равнодушным или враждебным, более или менее уважительным, осно- ванным на доверии или скепсисе. Аудитория, разделяющая идейную позицию оратора, иногда недоброжелательно относится к нему лично, а аудитория, несогласная с говорящим в оценках и суждениях, может уважать его. Например, когда посол США в России А. Вершбоу 10 де-кабря 2004 г. выступал перед студентами факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, аудитория проявляла уваже-

 

ние, выражавшееся и в почтительном молчании во время речи А. Верш­боу, и в содержании и стиле заданных ему после речи вопросов, несмот­ря на неоднозначное отношение к высказанной послом позиции США По выборам на Украине и войне в Ираке.

В данном случае большое влияние на отношение аудитории к ора-Topy оказала его социальная роль, вызвавшая уважение у студентов, го-

товящихся в будущем занять государственные посты. Социальная роль оратора важна и в других ситуациях политического и делового обще­ния. В целом отношение аудитории к оратору складывается из ролевых ожиданий, обусловленных его должностью, и из восприятия оратора как личности

Если члены аудитории имеют опыт личного общения с выступаю­щим, их мнение о нем основано на собственных впечатлениях и может отличаться от общепринятого. Если же слушающие судят об ораторе по сообщениям СМИ, не имея доступа к другим источникам информации, их точка зрения отражает имидж выступающего, создаваемый тем кана­лом телевидения или той газетой, которым они отдают предпочтение. Немалое влияние на мнение аудитории об ораторе оказывают оценки авторитетных лиц или близких знакомых. Все это служит основой, на которой формируется речевой имидж политика или бизнесмена.

Наши рекомендации