Интерпретация и разрешение проблем
Интерпретации - важнейшие терапевтические вербализации, которые терапевт осуществляет в ходе лечения ребенка посредством игровой терапии. В большей части традиционной психоаналитической литературы термин «интерпретация» используется исключительно для обозначения утверждений, которые более точно называются генетическими интерпретациями, или утверждений, предоставляющих ребенку возможность связать его текущее поведение с прошлым опытом или воспоминаниями.Мы понимаем их шире - для обозначения любого утверждения терапевта, которое способствует повышению осознания ребенком его внутренних процессов или поведения.
В чем смысл интерпретации? По существу, исходя из психоаналитической теории, интерпретация необходима, чтобы обеспечить превращение бессознательного материала в сознательный, который может использоваться клиентом. В рамках экосистемной игровой терапии интерпретация имеет два применения, сильно связанных друг с другом. Первое из них помогает создавать общий язык, на котором могут говорить терапевт и ребенок, чтобы получить доступ к событиям жизни последнего, которые раньше могли не облекаться в слова, а просто переживаться. Такие переживания или воспоминания сравнительно недоступны для терапевтического раскрытия и разрешения. Второе применение интерпретации основывается на том, что она помогает по-новому определить проблемы, испытываемые ребенком, так что становится возможным последующая работа с ними при помощи техники разрешения проблем.
В игровой психотерапии именно процесс интерпретации придает смысл игре ребенка. «По мере того как слова становятся средствами обозначения внутренних переживаний, обостряется видение различий между внешним и внутренним, сознательным и бессознательным, желанием и реальностью». Процесс игровой терапии можно представить как процесс paссмотрения событий и эмоций и выведения из них смысла таким образом, что становится возможным работать с порождаемыми ими проблемами и конфликтами, их разрешение. Терапевт руководит ребенком на его пути к организованности. Чтобы делать это, терапевт: 1) называет, |героев, объекты, действия или состояния в игре; 2) связывает между собой героев объекты и действия; 3) связывает между собой события по мере их возникновения. .
Эффективное предоставление интерпретаций.
В интерпретациях чаще всего выделяют: подготовку, конфронтацию, уточнение и собственно интерпретацию. Есть также другая модель, включающая следующие уровни: установочные утверждения, утверждения внимания, связующие утверждения, ситуативные утверждения, интерпретации переноса и этиологические утверждения. Установочные утверждения помогают определить терапевтическую ситуацию; то есть с их помощью происходит структурировщие терапевтического взаимодействия. Утверждения внимания (attention statements) - это попытки терапевта перевести в слова действия, чувства и мысли ребенка. Связующие утверждения (reductive statements) организуют эмоции или демонстрируемые ребенком модели поведения, прежде казавшиеся разнородными или дискретными, в некую общую систему или паттерн. Ситуативные утверждения создают ребенку контекст, в рамках которого демонстрируются эмоциональные или поведенческие паттерны, выявленные при помощи связующих утверждений. Интерпретации переноса важны для того, чтобы помочь ребенку осознать уникальность его отношений с терапевтом. Также они помогают ему отличать терапевта от прочих людей, активно взаимодействующих с ним в его повседневной жизни. Можно также классифицировать интерпретации следующим образом: 1) интерпретации защит; 2) описания конфликта; 3) интерпретация содержания фантазий и производных драйва;4) реконструкции; 5) интерпретации переноса; 6) интерпретации замещения .
Отражение (reflection).
Первый уровень интерпретации лучше всего назвать отражением. Иногда это называют «субъективной разработкой» игры ребенка, в ходе которой терапевт добавляет психологическое или мотивационное содержание к точно описанным событиям, представленным детьми. (Предоставляя отражение ребенку, через всю комнату бросающемуся кубиками в куклу, вы можете сказать: «Глядя на то, как ты швыряешь кубики, я прихожу к выводу, что ты очень-очень сильно злишься». Или так: «Должно быть, эта кукла очень боится, что эти кубики могут поранить ее»).
Отражения применяются для достижения множества целей. Во-первых, они, помогают детям называть их внутренний опыт (experience), расширяя в то же время количество слов, описывающих их эмоциональное состояние. Это важно потому, что и в данный момент, и в будущем опыт перерабатывается гораздо лучше, если сопряжен с языком. Кроме того, дети часто обладают очень ограниченным аффективным словарем, включающим лишь счастье, гнев и печаль (happy, mad, sad). Без расширения этого словаря ребенку трудно оценить некоторые тонкости процесса интерпретации. И в-третьих, отражения предупреждают ребенка о важности его эмоций в терапевтическом процессе. Другими словами, они помогают, ребенку открыть существование аффекта и подкрепляют его внимание к нему. Наконец, отражения дают вам возможность подтвердить ваши восприятия аффекта ребенка.
Действующий паттерн (present pattern).
Второй уровень интерпретации требует от вас определения и наименований паттернов, обнаруженных в материале ребенка в ходе сессий. Поначалу интерпретируются только те паттерны, которые наблюдались в материале ребенка в ходе одной сессии, чтобы гарантировать, что ребенок обладает информацией, необходимой для того, чтобы оценить интерпретацию некоторого паттерна. (Вы можете указать на то, что ребенок пришел на сессию, нарисовал картинку и разорвал ее, построил башню из кубиков и разрушил ее, а затем слепил снеговика лишь затем, чтобы расплющить его). Вместе с повторением последовательности поведения ребенка вы можете отметить, что в каждом случае перед деструкцией следовало выполнение работы.
Позже вы можете предлагать интерпретацию паттернов поведения, демонстрируемых в ходе нескольких сессий. Выявлениями; паттернов помогает ребенку увидеть, что его поведение не случайно, а представляет собой последовательную и повторяющуюся со временем структуру.
Если вы не привыкли размышлять в терминах повторения тем и моделей поведения в ходе детской игровой сессии, их выявление может создать некоторые трудности. Одной из стратегий развития осознания повторяющейся природы детской сессии является аудио- или видеозапись сессии и ее последующая проработка, сопровождающаяся записью на бумаге тех видов поведения, которые демонстрировали вы и ребенок. Эта процедура помогает идентифицировать паттерн и выстроить некоторые гипотезы относительно динамики поведения ребенка.
Простая динамика (simple dynamic).
На третьем уровне вы продолжаете указывать ребенку на связи между аффектом или мотивацией и паттернами поведения. И опять, как и в случае с ранними интерпретациями паттерна, вам следует ограничиться интерпретацией простой динамики отдельной сессии. (Например, вы могли бы отметить: «Я заметил, что каждый раз, когда ты что-нибудь делаешь - рисуешь, строишь башню или лепишь снеговика, сначала очень гордишься тем, что делаешь, а затем начинаешь беспокоиться, что это может оказаться недостаточно хорошим. И затем, прежде чем закончить работу, ты разрушаешь ее, чтобы никогда не узнать, окажется ли она плохой или хорошей»). Вы просто переводите на язык ребенка вашу формулировку о том, что запланированная неудача вызывает у него гораздо меньшую тревогу, чем случайный, непредвиденный провал.
В дальнейшем вы продолжаете интерпретировать простую динамику поведения, происходящего от сессии к сессии. В этот момент вы двигаетесь к более традиционным типам интерпретации, помогая ребенку понять динамику его поведения в недавнем прошлом. Дети становятся более чувствительными к внутренним чувствам, процессам и мотивациям, руководящим их поведением.
Генерализованная динамика (generalized dynamic).
Интерпретации четвертого уровня, или интерпретации генерализованной динамики, идентифицируют для ребенка деятельность его личной динамики в поведении как на сессии, так и зa ее пределами. И опять же, как и в случаях с интерпретациями паттерна и простой динамики, интерпретации генерализованной динамики строятся на основе утверждений, сделанных вами ранее. Главное – выход за пределы терапии, когда ребенок начинает применять процесс терапии за пределами сессий, понимая, что для интерпретации открыт не только материал, непосредственно производимый им в течение сессии, но и материал, связанный с любым аспектом его жизни. И в конце концов, хотя терапевты обычно не любят этим заниматься, интерпретации генерализованной динамики способствуют перенесению инсайтов и поведенческих изменений, достигаемых ребенком на сессиях, в его жизнь вне игровой комнаты.