Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды

Существуют важные частные случаи формирования участниками торговой системы своей экономической выгоды при различных соотношениях совокупного финансового ресурса производителей и совокупного дохода потребителей, определяемых на основе цен: совершенная конкуренция, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен спроса и предложения, поэтому цены на товары выступают в моделях как экзогенные величины; несовершенная конкуренция, когда производители, являясь монополистами, формируют цены предложения так, чтобы рентабельность производства была не ниже обусловленной; посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки.

При решении этих задач существенные значения имеют следующие соотношения между I и G.

1) Совокупный доход потребителей и доход производителей равны между собой: I = G, или

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru

В данном случае при естественных предположениях относительно функций спроса и предложения система уравнений (10.2) и (10.13)дает возможность определить равновесную систему цен Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , таких, что Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru (j = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ) с точностью до постоянного множителя, т.е. систему относительных цен. Вместе с тем деятельность посредника на таком рынке не принесет ему экономической выгоды.

Рассмотрим следующий пример рынка двух товаров с посредником.

Рассмотрим следующие случаи:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru

Из первого уравнения равновесия имеем p1 = 0,26077 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , а из второго - p2=0,08944 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru .

Если I = 1 000 000 ден. ед., то цены p1=260,77, а p2= 89,44.

Производство первого продукта Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2607,7, второго - Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 3577,7.

Закупки потребителей:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1840,7; Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1341,7; Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 767,0; Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2236,0.

Доходы участников рынка: G = I = 1 000 000 и R = I - G = 0.

2) Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru G.

В этом случае, как отмечалось выше, доход посредника определяется разностью: R = I - G.

При этом систему уравнений (10.5) необходимо дополнить другими условиями поведения субъектов на рынке, позволяющими определить систему цен Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru

а) I Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru G. Случай совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, и поэтому цены Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru на товары j выступают в моделях участников как экзогенные величины.

Допустим для определенности, что на рынке товаров сложились следующие цены для производителей Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 250 и Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 80. Тогда из условия равновесия имеем:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru

Производство первого продукта составит: Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2500 , а второго - Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 3200. Соответствующие закупки потребителей будут равны:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1764,8, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1200, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 735,2, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2000.

Совокупный доход производителей:

G = 250 х 2500 + 80 х 3200 = 881 000.

Доход посредника: R = 119 000.

б) I Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru G. Случай несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на цены.

Допустим в данном примере, что производители являются монополистами в производстве товаров, формируют цены из соображений разумной рентабельности так, что не могут начать поставлять продукцию по цене ниже обусловленной рентабельности Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru . Поэтому для первого производителя имеем:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru - 1 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru .

Положим, что требуемый уровень рентабельности составляет 20%, т.е. Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 0,2. Используя, что оптимальный выпуск производителя с ценой товара связан соотношением q = 10p1, получим:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru -1= Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru - 1 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 0,2.

Или Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 65 000, т.е. p1 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 2 54,95. Это минимальная цена первого товара, обеспечивающая для производителя рентабельность 20%.

Поэтому можно принять, что Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 255. Аналогично для второго производителя имеем:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru - 1 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 0,2.

Так как q = 40p2, получим: Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 1,2 или Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 0,6, 0,4 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 3000, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 7500, p2 Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru 86,6.

Это минимальная цена второго товара, обусловливающая для второго производителя рентабельность 20%.

Выбираем Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 87. Тогда из условий равновесия Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 266,6, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 91,9.

Производство продуктов: Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2550, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 3482.

Закупки потребителей:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1800, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1305,7, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 750, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2176,3.

Совокупный доход потребителей:

G = 650 250 + 302 934 = 953 184.

Доход посредника в этом случае составит:

R = I - G - 46 816.

в) I Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru G. Посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары.

Свободные отпускные цены на продукцию устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Посреднические организации при реализации товара от производителя до потребителя для покрытия своих расходов и получения необходимого уровня прибыли применяют оптовые надбавки и снабженческо-сбытовые надбавки. «В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции...»[17] Формирование цен посреднических организаций производится с учетом цен закупки, снабженческо-сбытовой надбавки и налога на добавленную стоимость.

Посредник, чтобы получить отпускную цену для потребителя, каждый раз набавляет 15%. Тогда:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 243,17, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru =83,40, и Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru =1,15х Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru =279,65, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru =1,15х Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru =95,92.

Производство продуктов:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2431,7, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 3336.

Закупки потребителей:

Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1716,5, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 1251, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 715,2, Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = 2085.

Совокупный доход производителей:

G = 591 316,5 + 278 222,4 = 869 538,9.

Доход посредника:

R - I - G = 0,15; G = 130 461,1.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о роли цены в процессе формирования экономической выгоды производителя, посредника и потребителя.

2. В чем состоит особенность поиска области допустимых компромиссов при известных параметрах цен спроса, предложения и объемов рыночных сделок?

3. Как через систему цен определяются функции спроса и предложения?

4. Каким образом взаимосвязаны совокупный доход потребителей и совокупный финансовый ресурс производителей с системой цен?

5. Раскройте взаимосвязь цен с экономической выгодой посредника.

6. Охарактеризуйте процесс определения цен предложения и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен спроса.

7. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен спроса.

8. Осветите процесс определения цен спроса и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен предложения.

9. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен предложения.

10. Расскажите о процессе определения цен спроса - и на основе заданных величин - предложения объемов рыночных сделок.

11. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных объемов рыночных сделок.

12. Как отражается на экономической выгоде посредника равенство совокупного дохода потребителей и совокупного финансового ресурса производителей?

13. Расскажите об особенностях формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях совершенно конкурентного рынка, когда цены выступают как экзогенные величины.

14. Осветите особенности формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях рынков несовершенной конкуренции, когда цены выступают как эндогенные величины.

15. Как отражается на экономической выгоде хозяйствующих субъектов ситуация, в которой посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на товары?

Тесты

1.За счет разности цен покупки товара и его продажи, а также исходя из объема продаж с учетом затрат на осуществление деятельности формируется экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

2. Представляет собой разницу между суммой продаж продукции в объеме Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru по цене Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и затратами на ее производство экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

3. Является разницей между пользой, которую хозяйствующий субъект получает от использования у себя товара, приобретая его по цене Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , в количестве Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , и суммой затрат на его приобретение и эксплуатацию экономическая выгода:

а) производителя;

б) посредника;

в) потребителя.

4. Укажите причины, по которым дисбаланс спроса и предложения не выгоден ни одному из участников этой экономической системы:

а) непроданные товары убыточны для производителя;

б) ускоряется изменение потребительских предпочтений;

в) равновесная цена формируется в условиях более короткого жизненного цикла товаров;

г) нехватка товаров снижает доходы посредника и потребителя.

5. Условие равновесия спроса и предложения, способствующее установлению равновесных цен, записывается как:

а) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , j = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ;

б) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , j = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ;

в) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru -, j = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru .

6. От системы цен ( Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ), по которым товары закупаются у посредника, и от доходов потребителей (Ik)зависят:

а) функции цен;

б) функции спроса;

в) функции предложения;

г) функции товарного рынка.

7. Определяются через систему цен ( Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ), по которым товары поставляются производителями посреднику, и финансовый ресурс производителя (Gi):

а) функции цен;

б) функции спроса;

в) функции предложения;

г) функции товарного рынка.

8. Экономическая выгода посредника определяется как:

а) R = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ;

б) R = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ,;

в) R = Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru

9. Параметры рынка Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и q связаны между собой так, что при известном значении Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru можно найти:

а) q;

б) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и q;

в) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru

10. Параметры рынка Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и q связаны между собой так, что при известном значении Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru можно найти:

а) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и q;

б) q;

в) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru .

11. Параметры рынка Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и q связаны между собой так, что при известном значении q можно найти:

а) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ;

б) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru , Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru ;

в) Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru .

12. При равенстве совокупного дохода потребителей и дохода производителей, дающем возможность определить равновесную систему цен, деятельность посредника на таком рынке:

а) будет убыточной;

б) принесет сверхприбыль;

в) будет компенсировать равенство доходов потребителей и производителей;

г) не принесет экономической выгоды.

13. В условиях совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, цены Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru и Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru на товары j:

а) выступают в моделях участников как экзогенные величины;

б) зависят от государственной политики;

в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;

г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.

14. В условиях несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на систему цен,

цены Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды - student2.ru на товары j:

а) выступают в моделях участников как эндогенные величины;

б) зависят от государственной политики;

в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;

г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.

15. В том случае, когда посредник формирует цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары, он:

а) стремится к достижению безубыточности;

б) получает прибыль;

в) получает убыток;

г) не имеет экономической выгоды от сделок.

Наши рекомендации