Показатели и методы оценки влияния цены на формирование экономической выгоды
Существуют важные частные случаи формирования участниками торговой системы своей экономической выгоды при различных соотношениях совокупного финансового ресурса производителей и совокупного дохода потребителей, определяемых на основе цен: совершенная конкуренция, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен спроса и предложения, поэтому цены на товары выступают в моделях как экзогенные величины; несовершенная конкуренция, когда производители, являясь монополистами, формируют цены предложения так, чтобы рентабельность производства была не ниже обусловленной; посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки.
При решении этих задач существенные значения имеют следующие соотношения между I и G.
1) Совокупный доход потребителей и доход производителей равны между собой: I = G, или
В данном случае при естественных предположениях относительно функций спроса и предложения система уравнений (10.2) и (10.13)дает возможность определить равновесную систему цен и , таких, что = (j = ) с точностью до постоянного множителя, т.е. систему относительных цен. Вместе с тем деятельность посредника на таком рынке не принесет ему экономической выгоды.
Рассмотрим следующий пример рынка двух товаров с посредником.
Рассмотрим следующие случаи:
Из первого уравнения равновесия имеем p1 = 0,26077 , а из второго - p2=0,08944 .
Если I = 1 000 000 ден. ед., то цены p1=260,77, а p2= 89,44.
Производство первого продукта = 2607,7, второго - = 3577,7.
Закупки потребителей:
= 1840,7; = 1341,7; = 767,0; = 2236,0.
Доходы участников рынка: G = I = 1 000 000 и R = I - G = 0.
2) Совокупный доход потребителей и доход производителей не равны между собой: I G.
В этом случае, как отмечалось выше, доход посредника определяется разностью: R = I - G.
При этом систему уравнений (10.5) необходимо дополнить другими условиями поведения субъектов на рынке, позволяющими определить систему цен и
а) I G. Случай совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, и поэтому цены и на товары j выступают в моделях участников как экзогенные величины.
Допустим для определенности, что на рынке товаров сложились следующие цены для производителей = 250 и = 80. Тогда из условия равновесия имеем:
и
Производство первого продукта составит: = 2500 , а второго - = 3200. Соответствующие закупки потребителей будут равны:
= 1764,8, = 1200, = 735,2, = 2000.
Совокупный доход производителей:
G = 250 х 2500 + 80 х 3200 = 881 000.
Доход посредника: R = 119 000.
б) I G. Случай несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на цены.
Допустим в данном примере, что производители являются монополистами в производстве товаров, формируют цены из соображений разумной рентабельности так, что не могут начать поставлять продукцию по цене ниже обусловленной рентабельности . Поэтому для первого производителя имеем:
- 1 .
Положим, что требуемый уровень рентабельности составляет 20%, т.е. = 0,2. Используя, что оптимальный выпуск производителя с ценой товара связан соотношением q = 10p1, получим:
-1= - 1 0,2.
Или 65 000, т.е. p1 2 54,95. Это минимальная цена первого товара, обеспечивающая для производителя рентабельность 20%.
Поэтому можно принять, что = 255. Аналогично для второго производителя имеем:
- 1 0,2.
Так как q = 40p2, получим: 1,2 или 0,6, 0,4 3000, 7500, p2 86,6.
Это минимальная цена второго товара, обусловливающая для второго производителя рентабельность 20%.
Выбираем = 87. Тогда из условий равновесия = 266,6, = 91,9.
Производство продуктов: = 2550, = 3482.
Закупки потребителей:
= 1800, = 1305,7, = 750, = 2176,3.
Совокупный доход потребителей:
G = 650 250 + 302 934 = 953 184.
Доход посредника в этом случае составит:
R = I - G - 46 816.
в) I G. Посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары.
Свободные отпускные цены на продукцию устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Посреднические организации при реализации товара от производителя до потребителя для покрытия своих расходов и получения необходимого уровня прибыли применяют оптовые надбавки и снабженческо-сбытовые надбавки. «В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции...»[17] Формирование цен посреднических организаций производится с учетом цен закупки, снабженческо-сбытовой надбавки и налога на добавленную стоимость.
Посредник, чтобы получить отпускную цену для потребителя, каждый раз набавляет 15%. Тогда:
= 243,17, = =83,40, и =1,15х =279,65, =1,15х =95,92.
Производство продуктов:
= 2431,7, = 3336.
Закупки потребителей:
= 1716,5, = 1251, = 715,2, = 2085.
Совокупный доход производителей:
G = 591 316,5 + 278 222,4 = 869 538,9.
Доход посредника:
R - I - G = 0,15; G = 130 461,1.
Контрольные вопросы
1. Расскажите о роли цены в процессе формирования экономической выгоды производителя, посредника и потребителя.
2. В чем состоит особенность поиска области допустимых компромиссов при известных параметрах цен спроса, предложения и объемов рыночных сделок?
3. Как через систему цен определяются функции спроса и предложения?
4. Каким образом взаимосвязаны совокупный доход потребителей и совокупный финансовый ресурс производителей с системой цен?
5. Раскройте взаимосвязь цен с экономической выгодой посредника.
6. Охарактеризуйте процесс определения цен предложения и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен спроса.
7. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен спроса.
8. Осветите процесс определения цен спроса и объемов рыночных сделок на основе заданных величин цен предложения.
9. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных цен предложения.
10. Расскажите о процессе определения цен спроса - и на основе заданных величин - предложения объемов рыночных сделок.
11. Перечислите этапы определения экономической выгоды производителя, посредника и потребителя, определяемой исходя из известных объемов рыночных сделок.
12. Как отражается на экономической выгоде посредника равенство совокупного дохода потребителей и совокупного финансового ресурса производителей?
13. Расскажите об особенностях формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях совершенно конкурентного рынка, когда цены выступают как экзогенные величины.
14. Осветите особенности формирования экономической выгоды хозяйствующих субъектов в условиях рынков несовершенной конкуренции, когда цены выступают как эндогенные величины.
15. Как отражается на экономической выгоде хозяйствующих субъектов ситуация, в которой посредник формирует отпускные цены, используя фиксированный процент надбавки на товары?
Тесты
1.За счет разности цен покупки товара и его продажи, а также исходя из объема продаж с учетом затрат на осуществление деятельности формируется экономическая выгода:
а) производителя;
б) посредника;
в) потребителя.
2. Представляет собой разницу между суммой продаж продукции в объеме по цене и затратами на ее производство экономическая выгода:
а) производителя;
б) посредника;
в) потребителя.
3. Является разницей между пользой, которую хозяйствующий субъект получает от использования у себя товара, приобретая его по цене , в количестве , и суммой затрат на его приобретение и эксплуатацию экономическая выгода:
а) производителя;
б) посредника;
в) потребителя.
4. Укажите причины, по которым дисбаланс спроса и предложения не выгоден ни одному из участников этой экономической системы:
а) непроданные товары убыточны для производителя;
б) ускоряется изменение потребительских предпочтений;
в) равновесная цена формируется в условиях более короткого жизненного цикла товаров;
г) нехватка товаров снижает доходы посредника и потребителя.
5. Условие равновесия спроса и предложения, способствующее установлению равновесных цен, записывается как:
а) , j = ;
б) = , j = ;
в) = -, j = .
6. От системы цен ( ), по которым товары закупаются у посредника, и от доходов потребителей (Ik)зависят:
а) функции цен;
б) функции спроса;
в) функции предложения;
г) функции товарного рынка.
7. Определяются через систему цен ( ), по которым товары поставляются производителями посреднику, и финансовый ресурс производителя (Gi):
а) функции цен;
б) функции спроса;
в) функции предложения;
г) функции товарного рынка.
8. Экономическая выгода посредника определяется как:
а) R = ;
б) R = ,;
в) R =
9. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти:
а) q;
б) и q;
в)
10. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении можно найти:
а) и q;
б) q;
в) .
11. Параметры рынка , и q связаны между собой так, что при известном значении q можно найти:
а) ;
б) , ;
в) .
12. При равенстве совокупного дохода потребителей и дохода производителей, дающем возможность определить равновесную систему цен, деятельность посредника на таком рынке:
а) будет убыточной;
б) принесет сверхприбыль;
в) будет компенсировать равенство доходов потребителей и производителей;
г) не принесет экономической выгоды.
13. В условиях совершенной конкуренции, когда ни один из субъектов рынка не может повлиять своими действиями на систему цен, цены и на товары j:
а) выступают в моделях участников как экзогенные величины;
б) зависят от государственной политики;
в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;
г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.
14. В условиях несовершенной конкуренции, когда производители могут оказывать непосредственное влияние на систему цен,
цены на товары j:
а) выступают в моделях участников как эндогенные величины;
б) зависят от государственной политики;
в) приводят к неравенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей;
г) приводят к равенству совокупного дохода потребителей и дохода производителей.
15. В том случае, когда посредник формирует цены, используя фиксированный процент надбавки на все товары, он:
а) стремится к достижению безубыточности;
б) получает прибыль;
в) получает убыток;
г) не имеет экономической выгоды от сделок.