Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров

На практике довольно часто ассортимент продукции фирмы достаточно широк, а не ограничивается одной товарной позицией. В процессе ценообразования необходимо учитывать взаимовлияние цен и свойств различных товаров, наличие в ассортименте взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Ситуация 1.Организация осуществляет продажу взаимозаменяемых товаров:

Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров - student2.ru

Ситуация 2.Организация осуществляет продажу взаимодополняемых товаров:

Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров - student2.ru

где Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров - student2.ru - индекс прироста объема спроса i-го взаимозаменяемого товара при анализируемом изменении цены ( Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров - student2.ru р);

- - индекс прироста объема спроса i-го взаимодополняемого то Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров - student2.ru вара при анализируемом изменении цены ( Анализ безубыточности решений при продаже взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров - student2.ru р);

pн - начальный уровень цены на взаимозаменяемый (взаимодополняемый) товар;

bн - начальный уровень переменных затрат на взаимозаменяемый (взаимодополняемый) товар.

Следует иметь в виду, что изменение цены одного товара реально может привести к изменениям объемов продаж взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров через определенный промежуток времени, называемый лагом, причем это влияние, незначительное для краткосрочного периода, может оказаться весьма существенным, если рассматривать взаимосвязи с учетом временного лага.

Процедура расчетов усложняется, когда изменение цен одного товара затрагивает многие дополняющие и заменяющие товары. В этом случае рекомендуется использовать при расчетах агрегированные данные.

Контрольные вопросы

1. Какие решения в области ценообразования, на ваш взгляд, будут наиболее целесообразны для фирмы, спрос на товары которой менее эластичен, чем требует кривая безубыточных продаж, а какие для фирмы, спрос на товары которой более эластичен, чем требует кривая безубыточных продаж?

2. Какие эффекты имеют место при повышении цены?

3. Что такое безубыточное изменение продаж при изменении цены?

4. Почему решения о создании сети магазинов препятствуют повышению цен?

5. Как изменяются выводы о безубыточном приросте объема продаж при снижении цены в случае, если организация продает взаимозаменяемые товары?

Тесты

1. Снижение цены на 10% при одинаковом уровне начальных цен будет более выгодно продавцу, у которого доля переменных издержек в цене товара составляет:

а) 80%;

б) 50%;

в) 30%.

2. Повышение цены на 5% при одинаковом уровне начальных цен более выгодно продавцу, у которого доля переменных затрат в цене товара составляет:

а) 80%;

б) 40%;

в) 50%.

3. Решение о повышении цены на один товар будет наименее проблематичным с точки зрения безубыточности для фирмы:

а) торгующей одним товаром;

б) торгующей взаимозаменяемыми товарами;

в) торгующей взаимодополняемыми товарами.

4. Решение о снижение цены на один товар будет наименее проблематичным с точки зрения безубыточности для фирмы:

а) продающей один товар;

б) продающей взаимозаменяемые товары;

в) продающей взаимодополняемые товары.

Наши рекомендации