Раздел 2 Сущность и природа оптовой торговли

С учетом размера территории России, а также неравномерности размещения предприятий пищевой, легкой и других отраслей промышленности, выпускающих товары народного потребления, проблемы могут быть реально решены только при создании современной инфраструктуры оптовой торговли, способной выполнять присущие ей функции:

• преобразовать производственный ассортимент в торговый;

• накапливать и поддерживать неснижаемый запас товаров, позволяющий контролировать на территории уровень цен на основные потребительские товары за счет товарной интервенции;

• существенно снижать цены при крупных закупках товаров;

• обеспечивать экономичную доставку грузов по железной дороге;

• предоставлять товарный кредит предприятиям розничной торговли;

• обеспечивать контроль качества реализуемой продукции за счет наличия профессиональной товароведческой службы и возможности реально влиять на производителей хотя бы путем возврата продукции и взыскания штрафных санкций с возмещением упущенной выгоды.

Для выполнения этих функций и формирования собственной коммерческой стратегии предприятия должны быть «независимыми», т. е. иметь возможность приобретать крупные партии товаров в собственность, иметь склады для накопления товаров, сети предприятий, расположенных в большинстве регионов страны.

В настоящее время реально существуют различные организационные формы предприятий, обеспечивающих оптовую торговлю: посреднические структуры — предприятия-агенты (дилеры, дистрибьюторы и т. д.); предприятия-брокеры; — организатор оптового оборота; — оптовые ярмарки, выставки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки, склады гарантийного хранения, склады отели, транспортно-экспедиционные предприятия.

Однако географические пространства, наличие значительных территорий Крайнего Севера и досрочный завоз предполагают при развитии инфраструктуры торговли исходить из того, что основным типом оптовых организаций в России должны быть крупные оптовые организации общенационального (федерального) и регионального масштаба, которые могут быть как специализированными, так и универсальными. При этом доля указанных структур в общем оптовом обороте РФ регламентируется цифрой 60-65%. Целью оптовых структур федерального масштаба как основной структуры оптового рынка, гарантирующих стратегическую стабильность потребительского рынка в целом, должно стать формирование каналов товародвижения для крупных отечественных производителей, а также создание условий для выхода на российский потребительский рынок зарубежных производителей товаров.

Таким образом, преимущества оптовых предприятий заключаются в следующем:

• обеспечение широты и глубины ассортимента товаров;

• оптимальное формирование и регулирование цен.

• закупки товаров большими партиями на выгодных условиях;

• контроль качества закупленных товаров;

• осуществление внешнеторговой деятельности;

• использование современных методов маркетинговых
исследований;

• оперативное регулирование ассортимента в розничной торговле;

• внедрение прогрессивных методов организации торговли;

• обеспечение экономии совокупных издержек обращения;

• оказание услуг розничной торговле.

Об измельчённости оптового звена и товародвижения свидетельствует тот факт, что число организаций оптовой торговли России в 2,2 раза превышает число организаций розничной торговли. На рисунке 6 представлено соотношение организаций оптовой и розничной торговли по формам собственности. Анализ показывает, что 93% организаций оптовой торговли относятся к частным, что на 8% выше, чем доля частных предприятий в розничной торговле. При этом на полмиллиона тыс. ед. оптовых организаций приходится всего 105,6 тыс. ед. складов, овощехранилищ и холодильников. То есть только каждое четвертое оптовое предприятие имеет склады, а остальные с реальными грузопотоками не работают. В январе 2001 г. малые предприятия формировали 54% всего оборота оптовой торговли. Кроме того, согласно данным Росстата, помимо организаций оптовой торговли, перепродажу продукции осуществляют предприятия и организации других отраслей экономики, оборот которых составляет по периодам года от 30 до 50% от оборота организаций оптовой торговли. В целом оптовая торговля утратила ведущую роль в организации товародвижения, вновь образованные оптовые предприятия в основном выполняют посреднические функции. Из-за несовершенства процесса товародвижения происходит неоправданное наращивание цен, а также усложняется коммерческая работа розничных торговых предприятий. Анализ сложившегося положения показывает, что для формирования инфраструктуры «независимой» оптовой торговли необходимы другие методы государственного регулирования отрасли торговли, так как на сегодня в данной системе используют в основном организационные методы регулирования, преследующие цели защиты прав потребителей. Направляющая деятельность государства в стратегических вопросах развития инфраструктуры отрасли не прослеживается.

Вместе с тем для развития оптовой торговли, требующей значительного первоначального капитала, необходимо использовать именно методы государственного регулирования, включающие блок управления развитием, основанным на методах индикативного планирования. В отличие от директивного планирования индикативное планирование используется в большинстве развитых стран и представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов и их непосредственное участие в процессе управления экономикой при приоритете государственных интересов. О необходимости включения этого направления государственного регулирования косвенно свидетельствуют различия в структуре оптового и розничного товарооборота по формам собственности (см. рис. 7 и 8) предприятий и объема товарооборота практически равномерно (85,2% частных предприятий дают 81% розничного товарооборота), что свидетельствует о примерно равной рентабельности бизнеса при разных размерах предприятий и неразвитой еще системе сетевых структур, то в оптовой торговле ситуация другая. Предприятия смешанной российской формы собственности, составляющие 8,5% общей численности предприятий, дают 51% оптового товарооборота. Доля частных предприятий, занимающих 92,3% по численности предприятий, не превышает 45% объема товарооборота. Такое положение объясняется тем, что частные предприятия в оптовой торговле (в подавляющем большинстве посредники % специализирующиеся на обслуживании сбыта определенных видов товаров) получают прибыль без каких-либо существенных капиталовложений. Для организаций независимой оптовой торговли требуются значительные капиталовложения и, что самое главное, долгосрочная стратегия и профессиональный менеджмент, которые позволят занять выбранную нишу, обеспечить возврат инвестиций и устойчивую работу предприятия в условиях конкуренции.

Основным направлением развития оптовой торговли является создание в каждом регионе специализированных оптовых предприятий, входящих в сетевую структуру, обслуживающую большинство или все регионы России. При этом со стороны государства требуются не инвестиции, а определение четких ориентиров в стратегии развития оптового звена по каждому региону. Для регулирования развития оптовой торговли целесообразно использовать «стратегическую форму» индикативного планирования, включающую следующие этапы:

•определение конкретной стратегической цели развития, понятной для всех участников;

•формирование на ее основе долгосрочной или среднесрочной программы с указанием направления развития процесса, дающего долгосрочную информацию хозяйствующим субъектам о потребности общества и мерах поддержки программ со стороны государственных органов;

• разработка процедуры согласования и координации действия хозяйствующих субъектов разных форм собственности и государственных органов на основе экономического интереса по всем регионам;

• управление развитием через создание информационно-аналитической базы, периодическое ее обновление, анализ отклонений и осуществление процедур координации и согласования интересов хозяйствующих субъектов.
Только такой комплексный подход позволит обеспечить выполнение концепции развития внутренней торговли РФ в нужном направлении.

Для повышения роли потребительской кооперации в формировании товарных рынков регионов оптовым организациям следует:

• вернуть утраченный сегмент рынка;

• восстановить стабильную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий системы, на основе наступательного маркетинга, оказания услуг, гибких цен, привлечения новых клиентов;

• расширять географические позиции рынка;

• использовать новые методы и технологии в коммерческой деятельности;

• предоставлять комплекс услуг розничным торговым предприятиям;

• повышать квалификацию работников коммерческих служб, активность и инициативность коммерческих работников.

Для обеспечения рентабельной работы и сохранения конкурентных позиций на местных товарных рынках оптовым организациям областных потребсоюзов следует сохранить ориентацию на неширокий ассортимент преимущественно продовольственных товаров, исключать из него низкорентабельные товарные группы.

Наши рекомендации