Теория эмоций Джеймса-Ланге

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ

Эмоция (лат. emovere - волновать, возбуждать) - отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) её удовлетворения. Воспринимая окружающий мир, мы создаём внутренний образ этого мира, а потом в соответствии с ним действуем и внешними проявлениями выражаем свои планы. Эмоции - это отношения между нашим восприятием и действиями, направленными на достижение желаемой цели. При возможности удачных действий рождаются приятные переживания - положительные эмоции (удовольствие, радость, торжество, уверенность и т.д.), при неудаче возникают отрицательные эмоции (отвращение, горе, страх, гнев и т.д.). Эмоции контролируются в мозгу точно так же, как восприятие и действия, посредством специальных нейронных цепей и переключений.

Управляемые и неуправляемые компоненты эмоций

Какие структуры мозга участвуют в осуществлении эмоциональных переживаний? Одна сторона эмоций - это субъективные переживания человека, осознание которых связано с деятельностью коры больших полушарий. Другая сторона представлена двигательными и вегетативными реакциями, возникновение которых определяется участием подкорковых структур (в первую очередь лимбической системы и ствола мозга), вегетативных и эндокринных механизмов регуляции. Так, например, при субъективном переживании страха у человека увеличивается тонус скелетных мышц, повышается частота сокращений сердца, учащается дыхание и появляется сухость во рту из-за уменьшенного отделения слюны.

У многих видов животных переживание эмоций сопровождается принятием определённой позы и выполнением характерных движений - это древняя форма передачи информации о своём состоянии другим животным. По таким внешним проявлениям можно, например, прочитать предстоящие намерения собаки, которая виляет перед вами хвостом в случае дружеского расположения, поджимает его, когда боится, а если она рычит и одновременно показывает атакующие движения, то нетрудно догадаться, что вы ей не вполне приятны. Поза и движения человека во время общения также свидетельствуют о характере его эмоциональных переживаний, особенно показательны в этом отношении сокращения мимических мышц. Важным индикатором переживаний человека является эмоциональная окраска его речи, которая позволяет воспринимать одну и ту же фразу то в качестве дружелюбного одобрения, а то как угрозу. Кроме того, переживание эмоций может выражаться внешне в виде смеха или слёз. Все названные компоненты эмоций относятся к управляемым и их проявления во многом определяются культурными традициями и воспитанием. Так, например, жители средиземноморских стран или латиноамериканцы в среднем более экспансивны, а японцы или североамериканские индейцы, напротив, сдержанны.

Вегетативные компоненты эмоций почти не подчиняются сознательному контролю, а поэтому считаются не управляемыми. К ним относятся реакции системы кровообращения (повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления, расширение или сужение поверхностных сосудов, приводящие к покраснению или побледнению кожи), изменения характера дыхания, сокращений гладких мышц пищеварительного тракта, секреции потовых желёз, деятельности эндокринных желёз и т.д.

Каким образом связаны субъективные переживания, т.е. в сущности когнитивные процессы, с двигательными, вегетативными и эндокринными физиологическими реакциями? Ответить на этот вопрос пытались создатели различных теорий эмоций.

Теория эмоций Джеймса-Ланге

В конце XIX столетия американский философ и психолог Уильям Джеймс (James W.) и независимо от него датский психолог Карл Ланге (Lange K.) выдвинули гипотезу, согласно которой разные физиологические ощущения сначала сопровождаются характерными для них физиологическими реакциями и только после этого возникают эмоции, представляющие собой субъективное отражение таких реакций.

Джеймс рассуждал так: "Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция. ... Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому, что бьём другого, боимся, потому, что дрожим." Ланге рассматривал возникновение эмоции прежде всего в связи с реакциями сосудов: "Сосудодвигательные расстройства, изменение ширины кровеносных сосудов и вместе с тем изменение количества крови в отдельных органах служат истинно первичной причиной аффекта." Таким образом, суть теории Джеймса-Ланге состоит в том, что эмоции следует считать когнитивными реакциями на информацию, полученную от периферических органов; поэтому саму теорию можно назвать периферической. По этой теории возникновение эмоций полностью зависит от обратной связи коры с вегетативными и соматическими процессами.

На первый взгляд это представление расходится со здравым смыслом, в соответствии с которым человек сначала получает из внешнего мира особого рода информацию (например, его грубо оскорбляют в общественном транспорте) , которая немедленно вызывает субъективное эмоциональное переживание, а уже вслед за ним появляются двигательные и вегетативные проявления эмоции. В рамки периферической теории не укладывается и хорошо известный факт длительного сохранения эмоциональных переживаний уже после того, как все двигательные и вегетативные реакции прекратились.

С другой стороны, существуют подтверждения тому, что информация от периферических рецепторов всё-таки участвует в эмоциональных переживаниях. В 1960-х годах Стэнли Шехтер (Schachter S.) провёл немало остроумных исследований, в которых наблюдал эмоциональные реакции на различные ситуации. Так, например, добровольно согласившимся участвовать в экспериментах людям вводили адреналин, причём одних испытуемых предупреждали о том, что введённое лекарство окажет возбуждающее действие и вызовет сердцебиения, другим ничего об этом не говорили, а третьим вводили не оказывающий никакого действия физиологический раствор. После этого искусственно создавали ситуации, в которых испытуемые должны были испытывать гнев или, напротив, радость. У тех, кто не знал о физиологических последствиях введения адреналина, гнев и эйфория были выражены сильнее, чем у информированных людей или у получавших нейтральное вещество. В результате Шехтер пришёл к заключению, что информированные испытуемые приписывают своё возбуждение действию лекарства, а не информированные переживают это возбуждение как эмоциональную реакцию. Из этого следует, что кора учитывает периферическую информацию и оценивает её в соответствии с ожиданием и социальным контекстом.

Тем не менее, эмоции, как будет показано дальше, формируются не только в связи с интерпретацией информации, полученной с периферии.

Наши рекомендации