Тема 4.2. Развитие транспортно-эксплуатационных услуг

Развитие транспортных услуг обеспечивает оптимизацию материальных потоков в отраслевом и региональном разрезе, способствует развитию производительных сил общества, уве­личению объемов производства и расширению ассортимента продукции, максимальному снижению общественной цены производства и повышению производительности труда на всех уровнях и этапах общественного производства.

Государственный подход к решению этих задач предпо­лагает учет потребностей в массовых и локальных перевоз­ках грузов и пассажиров. При организации условий для раз­вития транспортных услуг важным является правильное оп­ределение возможностей расширения и совершенствования существующих, строительства новых транспортных магист­ралей, развитие различных видов транспорта — железнодо­рожного, автомобильного, морского, воздушного, трубопро­водного.

Выбор варианта развития транспортной сети проводится на основе нескольких критериев. Основным критерием явля­ется минимизация совокупных общественных затрат. При этом обязательными условиями являются реализация ожидаемых прогнозов перевозок и эффективное использование выделяе­мых инвестиций и ресурсов.

Развитие мелкосерийного и индивидуального производ­ства во многих странах привело к тому, что в последнее десятилетие проявилась общемировая тенденция увеличения общего объема грузоперевозок. Изменилась структура грузо­потоков. За последние 10 лет доля морского транспорта в гру­зоперевозках снизилась с 31 до 25%, железнодорожного — с 15 до 8%. В то же время доля автомобильного транспорта выросла с 35 до 52%.

Значительная часть роста объема предоставляемых ус­луг обеспечивается применением на предприятиях современ­ных технологий их оказания. К числу таких технологий отно­сятся логистические технологии (в частности, методы элект­ронной торговли в сбытовых концепциях "business to business" и "business to consumer", методы поставки "just — in time" и др.), информационные технологии и другие.

Автомобильный транспорт осуществляет перевозки в 1,7 раза быстрее, чем морской и железнодорожный. За после­дние годы сеть скоростных магистралей в Европе, Северной Америке и Японии выросла в несколько раз. За счет этого средняя скорость доставки продукции на автомобилях увели­чилась в 1,6 раза. Очень важным является также то, что при автомобильных перевозках используется сравнительно про­стая тара.

Складывается новая система организации транспортной сети. Ее главными элементами становятся скоростные авто­мобильные магистрали и аэропорты. В США, Японии и За­падной Европе через скоростные магистрали проходит более 50% перевозимых грузов. Они охватывают все крупные го­рода, крупные морские порты и аэропорты, то есть терри­торию, где производится более 70% промышленной продук­ции. Скоростные магистрали, соединяясь в одну сеть с аэро­портами, обеспечивают быструю доставку грузов в различ­ные регионы любой страны.

В конце 70-х гг. XX в. началось бурное развитие логис­тических систем автомобильных перевозок малых партий гру­зов ("от двери к двери", "точно в срок" и др.). логистичес­кие системы стали конкурентами имеющихся систем дос­тавки грузов. Логистические системы являются более эф­фективными комплексами, предоставляющими основные транспортные, экспедиционные и информационные услуги. Кроме того, логистические системы обеспечивают услуги по доставке грузов по стране в течение одного-трех дней, а при международных перевозках — в течение 3-8 дней. При этом одновременно предоставляется широкий набор допол­нительных услуг (по комплектованию грузов, контролю за их перемещением и т. п.).

Надежность логистических систем обеспечивается авто­матическим контролем за перемещением грузов. С целью орга­низации системы контроля за перемещением грузов и транс­портных средств многие транспортные предприятия сфор­мировали разветвленные общенациональные сети, насчиты­вающие большое количество отделений. Для связи между отделениями создаются информационные сети, которые за­тем, как правило, развиваются в коммерческие сети инфор­мационного сервиса, обслуживающие мелкие и средние пред­приятия.

В последние годы непосредственно в транспортные сред­ства стали внедрять микропроцессорную технику. Это позво­ляет автоматизировать управление работой двигателей и дру­гих механизмов, обеспечить автоматический выбор оптималь­ных режимов работы и т. д. Благодаря использованию элект­ронно-вычислительной техники сокращается численность пер­сонала, обслуживающего транспортные средства.

Изменение характера транспортных перевозок сочета­ется с изменением координации перевозок, прежде всего мелких партий грузов на дальние расстояния. В последнее десятилетие получили развитие комплексные системы транспортировки грузов, которые объединяют в рамках одной макрологистической сети предприятия различных ви­дов транспорта.

Например, созданная в США в 1907 г. Объединенная служ­ба доставки посылок первоначально доставляла товары в уни­версальные магазины, затем расширила сеть услуг, предос­тавляемых как юридическим, так и физическим лицам. Уже в 70-е гг. она смогла гарантировать доставку грузов на рассто­яние до 250 км в течение суток. В отличие от почты Объеди­ненная служба доставки посылок забирает груз из указанно­го грузоотправителем места и доставляет его конкретному грузополучателю. В настоящее время данная логистическая система обеспечивает доставку грузов более чем в 180 стран, предоставляет услуги по оформлению документов, в том чис­ле, при пересечении таможенной границы. Для управления логистическими операциями Объединенная служба доставки посылок использует автоматизированную систему слежения за доставкой грузов, автоматизированную систему передачи таможенной информации и другие прогрессивные системы.

В рамках создания макрологистических систем во мно­гих странах расширяется строительство больших грузовых терминалов, обеспечивающих очень быструю погрузку и раз­грузку транспортных средств. Так, в крупных центрах транс­формации грузопотоков все большее распространение полу­чает разнообразное оборудование — автоматические склады и автоматические системы сортировки товаров. Они позволя­ют осуществлять все операции с грузопотоками, начиная с разгрузки транспортных средств (автоматическая разгрузка подвижного состава, транспортировка в автоматической те­лежке на автоматизированный склад, учет, автоматическая сортировка товаров, автоматическая установка на определен­ное место на складе) и заканчивая автоматической погрузкой на транспортное средство.

Развитие информационных и создание макрологистичес­ких технологий во многих странах не только снижает сто­имость обращения, но и существенно расширяет зону обслу­живания. Развитие макрологистических систем идет по пути объединения в них всех предприятий-контрагентов в одну систему.

В США были проведены обследования деятельности транспортно-экспедиционных фирм, обслуживающих более 350 предприятий различных отраслей экономики. Оказалось, что около 70% предприятий передают функции по выполнению расчетов транспортно-экспедиционным фирмам. Складирова­ние осуществляется для 22% предприятий. Выбор наиболее выгодного варианта доставки, согласование с перевозчиками применяемых тарифов производится для 22% потребителей, контроль за движением грузов — для 15% предприятий. Со­здание информационных систем для хранения и обработки логистических данных осуществляется для 13%, а организа­ция электронного обмена данными с партнерами — для 12% предприятий. Для 11% предприятий обеспечивается исполь­зование принадлежащих им парков подвижного состава, а для 7% производится контроль уровня их материальных за­пасов на складах.

Транспортно-экспедиционные предприятия, по существу, преобразуются в логистические фирмы (центры), обеспечи­вая себе устойчивые рынки сбыта услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты произво­дителей и улучшая качество логистического сервиса.

Например, всемирно известная транспортно-экспедиционная корпорация TNТ Ехрrеss Woridwide имеет более 200 отделений во многих странах. Она предлагает потребителям широкий спектр логистических услуг, включающий управ­ление логистическими цепями товаропроизводителей, много­пользовательские складские комплексы и услуги по хране­нию, сортировке, грузопереработке, услуги по распределе­нию грузопотоков специализированных дистрибутивных цен­тров, возврат товаров и ремонт транспортных средств, по­полнение производственных запасов производителей к нача­лу рабочего дня.

Проблема выбора транспортно-экспедиционного предпри­ятия решается аналогично выбору перевозчика, однако с расширенным перечнем показателей качества экспедиторс­ких услуг. Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей осуществляется для мелкопартионных, тарно-штучных грузов, а также контей­неров и пакетов (паллетов). Крупногабаритные промышлен­ные строительные грузы, сырьевые материалы и т. п. дос­тавляются, как правило, по прямым договорам грузовладельца с перевозчиком.

Таким образом, для качественной работы в сфере транспортно-экспедиционного сервиса необходимы:

• выбор вида транспорта и оптимального маршрута дос­тавки;

• составление расписания поставок и его оптимизация;

• контроль за грузами в пути и оформление расчетов за перевозку;

• определение цены за перевозку;

• закрепление потребителей за поставщиками однотип­ной продукции, при котором обеспечивается минимум холос­тых пробегов;

• контроль за выполнением заказов.

Предоставление новых дополнительных услуг транспор-тно — экспедиторскими фирмами создает возможность уве­личения прибыли от реализации продукции, расширяет круг их потребителей, ускоряет внедрение новых средств меха­низации и автоматизации выполняемых операций, повыша­ет стабильность и прочность связей на рынке транспортных услуг.

Наши рекомендации