Тема 4.2. Развитие транспортно-эксплуатационных услуг
Развитие транспортных услуг обеспечивает оптимизацию материальных потоков в отраслевом и региональном разрезе, способствует развитию производительных сил общества, увеличению объемов производства и расширению ассортимента продукции, максимальному снижению общественной цены производства и повышению производительности труда на всех уровнях и этапах общественного производства.
Государственный подход к решению этих задач предполагает учет потребностей в массовых и локальных перевозках грузов и пассажиров. При организации условий для развития транспортных услуг важным является правильное определение возможностей расширения и совершенствования существующих, строительства новых транспортных магистралей, развитие различных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного, трубопроводного.
Выбор варианта развития транспортной сети проводится на основе нескольких критериев. Основным критерием является минимизация совокупных общественных затрат. При этом обязательными условиями являются реализация ожидаемых прогнозов перевозок и эффективное использование выделяемых инвестиций и ресурсов.
Развитие мелкосерийного и индивидуального производства во многих странах привело к тому, что в последнее десятилетие проявилась общемировая тенденция увеличения общего объема грузоперевозок. Изменилась структура грузопотоков. За последние 10 лет доля морского транспорта в грузоперевозках снизилась с 31 до 25%, железнодорожного — с 15 до 8%. В то же время доля автомобильного транспорта выросла с 35 до 52%.
Значительная часть роста объема предоставляемых услуг обеспечивается применением на предприятиях современных технологий их оказания. К числу таких технологий относятся логистические технологии (в частности, методы электронной торговли в сбытовых концепциях "business to business" и "business to consumer", методы поставки "just — in time" и др.), информационные технологии и другие.
Автомобильный транспорт осуществляет перевозки в 1,7 раза быстрее, чем морской и железнодорожный. За последние годы сеть скоростных магистралей в Европе, Северной Америке и Японии выросла в несколько раз. За счет этого средняя скорость доставки продукции на автомобилях увеличилась в 1,6 раза. Очень важным является также то, что при автомобильных перевозках используется сравнительно простая тара.
Складывается новая система организации транспортной сети. Ее главными элементами становятся скоростные автомобильные магистрали и аэропорты. В США, Японии и Западной Европе через скоростные магистрали проходит более 50% перевозимых грузов. Они охватывают все крупные города, крупные морские порты и аэропорты, то есть территорию, где производится более 70% промышленной продукции. Скоростные магистрали, соединяясь в одну сеть с аэропортами, обеспечивают быструю доставку грузов в различные регионы любой страны.
В конце 70-х гг. XX в. началось бурное развитие логистических систем автомобильных перевозок малых партий грузов ("от двери к двери", "точно в срок" и др.). логистические системы стали конкурентами имеющихся систем доставки грузов. Логистические системы являются более эффективными комплексами, предоставляющими основные транспортные, экспедиционные и информационные услуги. Кроме того, логистические системы обеспечивают услуги по доставке грузов по стране в течение одного-трех дней, а при международных перевозках — в течение 3-8 дней. При этом одновременно предоставляется широкий набор дополнительных услуг (по комплектованию грузов, контролю за их перемещением и т. п.).
Надежность логистических систем обеспечивается автоматическим контролем за перемещением грузов. С целью организации системы контроля за перемещением грузов и транспортных средств многие транспортные предприятия сформировали разветвленные общенациональные сети, насчитывающие большое количество отделений. Для связи между отделениями создаются информационные сети, которые затем, как правило, развиваются в коммерческие сети информационного сервиса, обслуживающие мелкие и средние предприятия.
В последние годы непосредственно в транспортные средства стали внедрять микропроцессорную технику. Это позволяет автоматизировать управление работой двигателей и других механизмов, обеспечить автоматический выбор оптимальных режимов работы и т. д. Благодаря использованию электронно-вычислительной техники сокращается численность персонала, обслуживающего транспортные средства.
Изменение характера транспортных перевозок сочетается с изменением координации перевозок, прежде всего мелких партий грузов на дальние расстояния. В последнее десятилетие получили развитие комплексные системы транспортировки грузов, которые объединяют в рамках одной макрологистической сети предприятия различных видов транспорта.
Например, созданная в США в 1907 г. Объединенная служба доставки посылок первоначально доставляла товары в универсальные магазины, затем расширила сеть услуг, предоставляемых как юридическим, так и физическим лицам. Уже в 70-е гг. она смогла гарантировать доставку грузов на расстояние до 250 км в течение суток. В отличие от почты Объединенная служба доставки посылок забирает груз из указанного грузоотправителем места и доставляет его конкретному грузополучателю. В настоящее время данная логистическая система обеспечивает доставку грузов более чем в 180 стран, предоставляет услуги по оформлению документов, в том числе, при пересечении таможенной границы. Для управления логистическими операциями Объединенная служба доставки посылок использует автоматизированную систему слежения за доставкой грузов, автоматизированную систему передачи таможенной информации и другие прогрессивные системы.
В рамках создания макрологистических систем во многих странах расширяется строительство больших грузовых терминалов, обеспечивающих очень быструю погрузку и разгрузку транспортных средств. Так, в крупных центрах трансформации грузопотоков все большее распространение получает разнообразное оборудование — автоматические склады и автоматические системы сортировки товаров. Они позволяют осуществлять все операции с грузопотоками, начиная с разгрузки транспортных средств (автоматическая разгрузка подвижного состава, транспортировка в автоматической тележке на автоматизированный склад, учет, автоматическая сортировка товаров, автоматическая установка на определенное место на складе) и заканчивая автоматической погрузкой на транспортное средство.
Развитие информационных и создание макрологистических технологий во многих странах не только снижает стоимость обращения, но и существенно расширяет зону обслуживания. Развитие макрологистических систем идет по пути объединения в них всех предприятий-контрагентов в одну систему.
В США были проведены обследования деятельности транспортно-экспедиционных фирм, обслуживающих более 350 предприятий различных отраслей экономики. Оказалось, что около 70% предприятий передают функции по выполнению расчетов транспортно-экспедиционным фирмам. Складирование осуществляется для 22% предприятий. Выбор наиболее выгодного варианта доставки, согласование с перевозчиками применяемых тарифов производится для 22% потребителей, контроль за движением грузов — для 15% предприятий. Создание информационных систем для хранения и обработки логистических данных осуществляется для 13%, а организация электронного обмена данными с партнерами — для 12% предприятий. Для 11% предприятий обеспечивается использование принадлежащих им парков подвижного состава, а для 7% производится контроль уровня их материальных запасов на складах.
Транспортно-экспедиционные предприятия, по существу, преобразуются в логистические фирмы (центры), обеспечивая себе устойчивые рынки сбыта услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты производителей и улучшая качество логистического сервиса.
Например, всемирно известная транспортно-экспедиционная корпорация TNТ Ехрrеss Woridwide имеет более 200 отделений во многих странах. Она предлагает потребителям широкий спектр логистических услуг, включающий управление логистическими цепями товаропроизводителей, многопользовательские складские комплексы и услуги по хранению, сортировке, грузопереработке, услуги по распределению грузопотоков специализированных дистрибутивных центров, возврат товаров и ремонт транспортных средств, пополнение производственных запасов производителей к началу рабочего дня.
Проблема выбора транспортно-экспедиционного предприятия решается аналогично выбору перевозчика, однако с расширенным перечнем показателей качества экспедиторских услуг. Необходимо отметить, что транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей осуществляется для мелкопартионных, тарно-штучных грузов, а также контейнеров и пакетов (паллетов). Крупногабаритные промышленные строительные грузы, сырьевые материалы и т. п. доставляются, как правило, по прямым договорам грузовладельца с перевозчиком.
Таким образом, для качественной работы в сфере транспортно-экспедиционного сервиса необходимы:
• выбор вида транспорта и оптимального маршрута доставки;
• составление расписания поставок и его оптимизация;
• контроль за грузами в пути и оформление расчетов за перевозку;
• определение цены за перевозку;
• закрепление потребителей за поставщиками однотипной продукции, при котором обеспечивается минимум холостых пробегов;
• контроль за выполнением заказов.
Предоставление новых дополнительных услуг транспор-тно — экспедиторскими фирмами создает возможность увеличения прибыли от реализации продукции, расширяет круг их потребителей, ускоряет внедрение новых средств механизации и автоматизации выполняемых операций, повышает стабильность и прочность связей на рынке транспортных услуг.