Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи
Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.
Преподаватель ведет студентов к самостоятельному поиску. Его активность уступает место активности студентов, основной задачей становится создание условий для инициативы учащихся. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.
Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами:
организация тематических занятий
организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом
формирование портфолио студента
организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе
для создания образовательных ресурсов:
ü кафедральных образовательных архивов (курсов лекций, тренинговых материалов, дипломных работ, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.);
ü тематических библиографий.
Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы:
интерактивная экскурсия
кейс-технологии
видеоконференции
круглый стол
мозговой штурм
дебаты
фокус-группа
деловые и ролевые игры
тренинги.
Принципы работы на интерактивном занятии:
1. Занятие – не лекция, а общая работа.
2. Суммарный опыт группы больше опыта тренера.
3. Все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта.
4. Каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
5. Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
6. Все, сказанное на занятии, не руководство к действию, а информация к размышлению.
Предполагаемые результаты:
повышение эффективности занятий, интереса студентов к деятельности куратора;
Формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между студентами (умение жить в диалоговой среде; понимание, что такое диалог и зачем он нужен);
Формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них);
Формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).