Определение цели, главной идеи
И ТЕМЫ РЕЧИ, СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ
РЕЧЕВОГО ИМИДЖА
Предстоящее выступление часто является мероприятием по связям с общественностью, проводимым в рамках PR-кампании по продвижению определенной организации, идеи, товара или человека. Поэтому при постановке цели и формулировании главной идеи речи, кроме особенностей оратора и аудитории, нужно учитывать общую стратегию и цели организации или PR-кампании, предыдущие действия и высказывания оратора и других представителей той же организации, планы на будущее. Важно обеспечить единство информационного потока и не-[ противоречивость суждений и действий.
Как уже отмечалось, спичрайтер обсуждает с оратором цель выступ-ления уже во время установочного интервью сразу после получения задания подготовить речь. Затем цель может быть несколько изменена и конкретизирована в соответствии с полученными результатами анализа речевой ситуации.
Цель публичной речи обычно двояка: с одной стороны, оратор убеждает аудиторию принять какую-либо позицию, информирует о чем-либо Или призывает к каким-либо действиям, с другой — использует выступление для формирования, закрепления или изменения своего имиджа или имиджа организации, которую он представляет.
Если понимать цель речи как убеждение, информирование или побуждение, главная идея четко и кратко формулируется в виде тезиса, [который оратор развивает и доказывает и который, в случае успеха, слу-
шатели или читатели запомнят и смогут воспроизвести. В речи должен быть всего один тезис, он должен служить связующей нитью для всей речи. Опытные риторы рекомендуют вначале сформулировать главную идею в одном предложении, а потом уже приступать к подготовке тек ста [30]. Американский спичрайтер Джеймс Хьюмз цитирует в связи с этим слова римского оратора Катона: «Вначале найдите идею, а слова потом появятся» — и вспоминает критику Уинстона Черчилля в адрес Гарольда Макмиллана: «Гарольд, когда ты поднялся, ты не знал, что ты собираешься сказать, когда ты говорил, ты не знал, что ты говоришь, а когда ты закончил, ты не знал, что ты сказал» [30]. Задача спичрайтера — не допустить, чтобы с руководителем, для которого он готовит речь, произошло то же, что и с Г. Макмилланом, поэтому нужно не только сформулировать главную идею речи для себя, но и сообщить ее оратору.
Если цель речи понимается как создание у аудитории благоприятного представления об ораторе, главная идея, передаваемая при помощи речи, состоит в отождествлении определенного набора качеств с конкретным человеком: «Я честный, неподкупный, решительный, волевой, заботливый, ответственный...»
Для достижения этой цели создается модель речевого имиджа, который необходимо сформировать в сознании аудитории. Эта модель является «образом первого порядка, который творит имиджмейкер, используя вместо доски и красок живого политика, "расцвечивая" его путем усиления одних и ослабления других его качеств» [17]. Речевой имидж как таковой, т.е. представление о говорящем, формирующееся в сознании аудитории, — это «образ второго порядка», «результат активной собственной психической работы аудитории... по реконструкции итогового целостного имиджа в своем сознании на основе навязываемой извне модели, но с учетом собственных внутренних представлений» [17].
При моделировании речевого имиджа учитываются личностные характеристики выступающего, особенности целевой аудитории, которая будет воспринимать информацию об ораторе, и доступные средства воплощения модели в речи.
Перед спичрайтером стоит сложная задача — самостоятельно или при помощи имиджмейкеров найти точки соприкосновения между личностью конкретного человека и идеальным образом оратора, существующим в сознании аудитории в виде культурно и социально обу словленного эталона речевого поведения. «Социальным сознанием устанавливается на данный период характерологическая схема ораторского образа в его различных типических воплощениях — проповедника, защитника, обвинителя, политического вождя...» [3]. Представление об эталоне речевого поведения порождает определенные требования
к говорящему и критерии, по которым аудитория определяет, насколько он соответствует идеалу.
Аудитория получает сведения о тех сторонах личности оратора, которые кажутся ей наиболее важными, через речь. Качества оратора проявляются в содержании речи, аргументации, выборе лексических средств, синтаксисе и общих свойствах стиля, а также в звуковом оформлении речи, мимике и жестикуляции. Это может происходить непроизвольно - и тог-даобраз, передаваемый через речь, близок к подлинной личности говорящего, либо осознанно - в соответствии со специально разработанной моделью имиджа. В последнем случае речь вводит аудиторию в заблуждение относительно истинных свойств оратора. Воспринимаемый аудиторией речевой имидж вряд ли может в точности соответствовать личности говорящего или модели, созданной имидж-мейкерами и спичрайтерами. Во-первых, члены аудитории непроизволь-но отбирают информацию о тех свойствах говорящего, которые можно
сопоставить с требованиями к идеальному оратору, и оставляют без внимания другие стороны его личности. Во-вторых, на субъективную оценку получаемой информации влияют такие характеристики аудитории, как степень единства и численность, эмоциональное и физическое состояние, социальное положение, род занятий, возраст, пол, национальность, уровень компетентности, отношение к предмету речи, а также сложившееся ранее отношение к оратору и ожидания от общения с ним. Следовательно, при создании модели речевого имиджа важно знать условия, влияющие на восприятие оратора аудиторией. Проанализировав речевую ситуацию, сформулировав цель и главную идею речи, выработав желаемую модель речевого имиджа, мы естественным образом приходим к пониманию того, о чем должен говорить оратор в этих обстоятельствах, т.е. определяем тему речи. Уместность темы и, в конечном счете, успех всей речи зависят от того, насколько ответственно спичрайтер подошел к подготовительным этапам работы над речью и какие выводы сделал из полученных результатов.
Задания и упражнения
Задание 1. Прочтите следующий текст и скажите, какова основная цель этого обращения Председателя Совета директоров компании «Седьмой континент» Владимира Груздева к читателям журнала «Седьмой континент». "Седьмой континент» — магазин, куда приходишь ежедневно. А место, где бываешь каждый день, быстро становится привычным. Особен-но если там все сделано для того, чтобы покупатель ощущал себя комфортно и обязательно нашел именно то, что ему нужно.
Поэтому сегодня, когда вывеску «Седьмой континент» можно увидеть и в центре Москвы, и на ее окраинах, многие москвичи знают и любят наши магазины. И смею заверить, любовь эта взаимна. Для кого же, как не для наших покупателей, — и красивые интерьеры помещений, и широкий выбор товаров, и прекрасное качество обслуживания. Для кого же, как не для наших покупателей, — дисконтные карточки «Седьмого континента» и «счастливый час», розыгрыши призов и, наконец, наш новый каталог, из которого вы всегда сможете узнать о товарах, которые продаются у нас по самым привлекательным ценам. И конечно, вместе с покупкой вы получили в подарок журнал «Седьмой континент». В новом номере — тенденции моды и лучшие виды косметики; интервью с Марией Мироновой; анонс нового фильма Вуди Аллена, который выходит в российском кинопрокате. Для любителей не только поесть, но и приготовить — статьи и рецепты летних салатов и летних фруктовых напитков, а для гурманов — рассказ о швейцарском сыре. Те, кто ловит рыбу, могут прочитать о рыбалке, а те, кто любит не ловить рыбу, а созерцать ее жизнь, наверняка обрадуются нашим советам по обустройству домашнего аквариума. Под рубрикой «Наши дети» — рассказ о детских туристических клубах: пеших, водных, велосипедных и даже конных. А тому, кто туризму предпочитает комфортные путешествия, наверняка понра-вятся заметки об Анталии, некогда названной «земным раем».
Задание 2. Определите цели, главные идеи и темы выступления Президента ОАО «ЛУКОЙЛ» В. Ю. Алекперова на Международном нефтяном форуме в 2001 г.
Мы поддержали инициативу Международного нефтяного форума и согласились стать его генеральным спонсором, потому что считаем — назрело время решений и позитивных перемен в международном нефтяном сообществе и, как составляющей его части, в российском нефтегазовом комплексе. Мы надеемся, что форум окажет положительное воздействие на взаимоотношения российских нефтяников с государством и обществом в целом.
Десять лет назад российская нефтяная отрасль встала на путь реформ. Были созданы первые нефтяные компании. Все это время мы работаем в условиях реальной конкуренции. И это дает положительный результат. В международной области сегодня действительно время перемен. Мы в очередной раз стоим перед важнейшей проблемой сочетания интересов нефтедобывающих стран и мировой экономики. Ситуация исключительно важна для всех, потому что выработанные в ближайшее время подходы станут определяющими на весь ближайший период истории, станут моделью, на основе которой будут приниматься глобальные решения.
Лучше всего это видно на примере справедливых цен на нефть. У каждой заинтересованной стороны свое видение этой проблемы. Но, на наш взгляд, принципиальный вопрос не в том, каковы будут цены на нефть. Принципиальный вопрос прежде всего в том, что, кто и как будет
их определять в обозримый период времени. Вот что сегодня стоит на повестке дня.
Я надеюсь, что на нашем Международном нефтяном форуме мы проведем дискуссию и сделаем попытку перейти к согласованным подходам к этим кардинальным вопросам. Идеальное решение, на наш взгляд, — консенсус, основанный на учете интересов всех сторон.
Нам кажется, что вектор решения проблем в международном нефтяном сообществе направлен на улучшение координации действий, во-первых, всех нефтедобывающих стран и, во-вторых, стран-экспортеров и импортеров. При этом главным в такой координации являются не желания и амбиции каких-то стран или нефтяных компаний, а понимание объективной логики мирового рынка нефти. И мы должны действовать в соответствии с этой логикой, а не вопреки ей.
Но нас волнуют, конечно, не только международные проблемы. Нам нужна, нам очень нужна консолидация российского нефтяного сообщества, основанная на взаимовыгодных корпоративных интересах нефтяников, будь то крупные, средние или мелкие компании. У нас были и остаются разногласия по ряду важных вопросов. Эти разногласия неизбежны. Но они не могут и не должны быть помехой для корпоративного единения по кардинальнейшим вопросам нашей единой стратегии и повседневной жизни, если такое единение происходит под флагом НЕФТИ РОССИИ. В конечном счете, именно такая консолидация — в интересах и государства, и российского общества.
Нам кажется, что основные трудности на пути к корпоративному сплочению российских нефтяников вытекают из того, что до настоящего времени идеология российской нефтяной промышленности по-прежнему не сформулирована и не проявляется четко ни в нефтяных кругах, ни во взаимодействии их с обществом. Практически каждая крупная российская нефтяная компания демонстрирует собственную линию в своей нефтяной стратегии. Это нормально, но нам требуется и общероссийский подход.
И вот сегодня перед нашим форумом открывается возможность, причем чрезвычайно благоприятная возможность, начать работу по закладке основ новой отечественной нефтяной идеологии, которая должна помочь сплочению нефтяных компаний в общих интересах. Все это поможет нефтяникам лучше взаимодействовать с государством и обществом в этот сложный для России период.
Кроме того, мы сможем лучше наладить нормальную взаимосвязь между бизнесом и государством, бизнесом и обществом. Все стороны заинтересованы, чтобы российское предпринимательство имело современный цивилизованный характер.
Для этого необходимо последовательно улучшать деловой климат России — ускорить проведение судебной реформы, завершить дискуссии по закону о соглашениях по разделу продукции, провести необходимые изменения в валютном законодательстве, банковскую реформу. Мы нуждаемся в законе о равнодоступных возможностях транспортировки газа, в ясной политике либерализации газового рынка. Нужно отлажи-
вать общий топливно-энергетический рынок стран СНГ и Балтии. Нефтегазовые компании должны стать активными проводниками высоких стандартов корпоративного кодекса, добиваться финансовой и информационной прозрачности, повышения качества корпоративного управления.
Нам необходимо добиться сбалансированного развития внутреннего рынка энергоносителей, дабы никогда в России не наблюдалось дефицита нефтепродуктов. Для этого государство должно стимулировать расширение внутреннего рынка в целом, платежеспособный спрос со стороны потребителей топлива, поощрять конкуренцию на региональных рынках и постепенно переносить налоговую нагрузку с производителей на потребителей нефтепродуктов. Тогда мы добьемся успеха.
Новая идеология нефтяников России предполагает, что мы, российские нефтяники, работаем не только, и даже не столько, для прибыли, мы работаем, прежде всего, чтобы построить современную высокоразвитую державу, Россию, которой мы гордимся сейчас и которой хотим гордиться в будущем.
Мы в компании «ЛУКОЙЛ» считаем себя национальной российской компанией и не приемлем деления на государственные, частные и прочие компании. Мы без всякого ложного пафоса утверждаем, что все десять лет истории нашей компании прошли в борьбе за новую Россию и каждый шаг мы делали, стараясь учитывать национальные интересы нашей страны.
Мы добивались этого не только внутри страны. Мы стремились к этому, например, на Каспии, и есть часть и наших заслуг в том, что интересы России там общепризнанны.
Сегодня «ЛУКОЙЛ» присутствует в странах СНГ, в Европе, Северной Африке и Соединенных Штатах. Мы используем преимущества рыночной экономики для того, чтобы добиться успеха. То, что российская нефтяная компания стала активным, общепризнанным участником нефтяного бизнеса, служит укреплению престижа России, повышению инвестиционной привлекательности отечественной экономики, свидетельством того, что в российских условиях можно успешно развиваться и выстраивать долгосрочную инвестиционную политику. Каждый наш успех, будь то открытие новых месторождений на Северном Каспии, Первая Тимпано-Печорская нефть, отгруженная с морского терминала в Варандее, ввод в эксплуатацию Каспийской трубопроводной системы или реализация программы модернизации наших нефтеперерабатывающих заводов, — это одновременно еще и успех новой России, ее новой экономической политики.
В заключение не могу не поблагодарить журналы «Нефть России» и «Нефтегазовая вертикаль» за конструктивную идею и хорошую организацию Международного нефтяного форума. Думаю, что, если форум окажется успешным, в чем я не сомневаюсь, его было бы хорошо проводить периодически — раз в год или раз в два года, и это должно найти отражение в итоговых документах форума.
-Хочу призвать всех участников форума к откровенному деловому
разговору, итоги которого позволят нам сконцентрировать усилия в ин
тересах процветания российского общества.
Задание3.
1) Определите, перед какой целевой аудиторией произносится
речь, главная идея которой выражена в тезисе:
а) наша компания — надежный партнер;
б) наша компания — ваш добрый сосед;
в) наша компания — новатор в своей области;
г) этот товар украсит ваш дом.
2) По данному образцу сформулируйте главную идею речи, ко
торая произносится:
а) перед сотрудниками фирмы ее главой в день юбилея фирмы;
б) главой компании перед родственниками пострадавших в
трагедии, произошедшей по вине этой компании;
в) представителем отдела персонала компании, приглашен
ным на день карьеры в ваш университет;
г) президентом вашей фирмы перед местной администрацией
в районе, где фирма собирается открывать свое отделение.
I Задание 4.Сформулируйте главную идею речи министра образования о реформе образования, которая будет произноситься:
а) на конференции учителей средних школ Москвы;
б) на телевизионном ток-шоу, посвященном вопросам поступ
ления в вузы, на которое приглашены родители выпуск
ников;
в) на конференции ректоров российских вузов.
___________________ Глава 4______
ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ВАРИАНТА ТЕКСТА РЕЧИ
Когда спичрайтер начинает работать над текстом, возникают следующие вопросы: как развить тему и обосновать главную идею речи, как структурировать ее содержание и облечь мысли в слова? В этом помо- жет риторика — наука, которая учит «изобретать, располагать и выражать мысли» [11].