Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение - это умышленное или неосторожное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которое совершено в нарушение законодательства о налогах и сборах и за которое НК РФ установлена ответственность (ст. ст. 106, 110 НК РФ).

Исчерпывающий перечень налоговых правонарушений приведен в гл. 16 и 18 НК РФ.

Обстоятельства, исключающие ответственность

В тексте настоящего Практического пособия под данным термином понимаются обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности согласно ст. 109 НК РФ.

Перечислим эти обстоятельства:

- отсутствует событие налогового правонарушения;

- отсутствует вина налогоплательщика. Формы вины и обстоятельства, которые исключают вину налогоплательщика в совершении правонарушения, определены в ст. ст. 110, 111 НК РФ;

- налогоплательщик к моменту совершения правонарушения не достиг 16-летнего возраста;

- истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срокам давности посвящена ст. 113 НК РФ.

Обособленные подразделения

Обособленное подразделение организации - любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ).

При этом не имеет значения, отражено или не отражено создание такого подразделения в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также какими именно полномочиями оно наделяется.

Основной признак обособленного подразделения - наличие стационарного рабочего места, созданного на срок более одного месяца.

Примечание

Подробнее о том, какие подразделения признаются обособленными, см. разд. 22.1 "Что такое обособленное подразделение организации" Практического пособия по налогу на прибыль организаций.

Предмет налоговой проверки

Предмет налоговой проверки - это тот налог (сбор) или налоги (сборы), по которым она проводится.

При проведении камеральной проверки предмет проверки строго ограничен налогом (сбором), по которому представлена декларация (расчет) (п. п. 1, 2, 10 ст. 88 НК РФ).

Предмет выездной проверки определяется в решении о проведении проверки и может охватывать один, несколько или даже все налоги и сборы, которые вы должны уплачивать как налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент. Это следует из п. п. 2, 3, 17 ст. 89 НК РФ.

Существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки

Существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки перечислены в абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ. По смыслу указанной нормы нарушение инспекцией любого из них является достаточным основанием для отмены решения, вынесенного по итогам проверки. При этом прочие процедурные нарушения инспекции могут стать основанием для отмены указанного решения, но не обязательно выступят таковыми (абз. 1, 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание!

В случае нарушения инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки обязательно заявите об этом в жалобе, подаваемой в вышестоящий налоговый орган. Только в таком случае суд примет довод об указанном нарушении к рассмотрению (п. 68 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Если при досудебном обжаловании решения по итогам проверки налогоплательщик не заявил о существенном нарушении процедуры рассмотрения ее материалов, ссылку на него суд оставит без внимания.

О досудебном обжаловании решений, принятых по результатам налоговой проверки, вы можете узнать в разд. 25.2.1 "Досудебное обжалование решений налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности".

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относится обеспечение возможности налогоплательщика (п. 14 ст. 101 НК РФ):

1) участвовать в процессе рассмотрения материалов проведенной в отношении него налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2) представить объяснения.

Добавим, что для выполнения первого из этих условий инспекция должна известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем, как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, соответствующее условие будет нарушено, только если неизвещенный (ненадлежащим образом извещенный) о рассмотрении материалов проверки налогоплательщик не принял в нем участия (п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Если судьи установят, что налогоплательщик участвовал в рассмотрении материалов проверки, его неизвещение (ненадлежащее извещение) об этой процедуре не является нарушением ее существенных условий. В подобной ситуации не стоит рассчитывать, что суд отменит решение по итогам проверки со ссылкой на абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ в связи с неизвещением (ненадлежащим извещением) налогоплательщика о рассмотрении ее материалов.

Наши рекомендации