Управление профессиональной карьерой

Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. Выбор профессии — это задача, решение которой основывается не только на учете конъюнктуры рынка труда и ее отдельных изменений. Существует ряд факторов, зависящих от каждого человека конкретно. Поэтому при выборе профессии необходимо также:

• правильно определить свои профессиональные склонности;

• правильно оценить свои реальные способности, чтобы не ставить завышенных

или заниженных целей карьеры;

• учесть реальные возможности получения образования, переобучения и повы­шения квалификации.

Несколько советов для тех, кто хочет сделать успешную карьеру:

1. Если вы настроены на карьеру, вам нужно не просто хорошее, а престижное образование. Престижный вуз — отличный трамплин для карьеры.

2. Стоит ли получать образование за границей? Если вы собираетесь работать

за рубежом, то целесообразно там же и получить образование. В процессе учебы

вы заведете полезные знакомства, освоитесь в стране и т.д. Если вы собираетесь

работать в своей стране, то образование, полученное за границей, прекрасно до­

полнит, но ни в коем случае не заменит высшего образования, которое вы получи­

те в своем отечестве, поскольку специфика нашей экономики, финансов, культуры.

Настолько значительна, что никакое зарубежное учебное заведение не сможет

дать необходимых знаний.

3. Стоит ли рваться в платные вузы нового типа, обещающие сертификаты ме­ждународного образца, разнообразные льготы и т.д.? Необходимо проверить на­личие государственной лицензии на право ведения образовательной деятель­ности, поговорить с теми, кто уже учится.

4. Будьте внимательны и осторожны к разнообразным предложениям посредни­ческих услуг по получению образования и работы за границей. Присутствие слова

«университет» и «колледж» в названии предлагаемого вам учебного заведения

еще не значит, что его дипломы имеют ту же силу, что и дипломы о высшем обра­зовании.

5. Если вы работаете, старайтесь повышать свою квалификацию за счет орга­низации. Например, одна из крупных фирм, занимающаяся, в частности, развитием

сети предприятий общественного питания в Москве, набрала на конкурсной основе

перспективную молодежь, среди которой оказались выпускники и старшекурсники

экономических вузов. Для них была создана возможность в процессе работы изу­чать все тонкости этого бизнеса, совершенствовать английский язык и учиться во­ждению автомобиля.

6. Если вы по тем или иным причинам не можете рассчитывать, что ваша орга­низация обеспечит вам подобное обучение, весьма разумным будет вложение

своих собственных средств для получения таких профессиональных навыков, ко­торые, безусловно, полезны и необходимы каждому, кто решил создать успешную

карьеру. Сюда относятся умение обращаться с компьютером, свободное владение

иностранным языком, наличие водительских прав и навыки вождения автомобиля,

а также приобретение юридических знаний.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделить внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Внутриоргапизационная карьера реализуется в трех направлениях:

• вертикальное — именно с этим направлением часто связывают само понятие

карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным

направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной

иерархии;

• горизонтальное — имеется в виду либо перемещение в другую функциональ­ную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на

ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной

структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы,

программы и т.п.);

• центростремительное — данное направление наименее очевидно, хотя во

многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центро­стремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации.

Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания

как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа

к неформальным источникам информации, отдельные важные поручения руководства. Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Поиск работы.

Работой можно называть деятельность, способствующую выполнению жизненных целей и задач, обеспечивающую при этом общественное положение и необходимый материальный достаток.

Подходящая работа возвышает человека и улучшает его жизнь. Самая лучшая рабо­та — та, выполняя которую он сможет почувствовать себя самим собой.

Работа включает в себя три основных элемента: материальная сторона, удовлетво­рение потребности в признании обществом личных заслуг, возможность индивида реа­лизовать свои способности и возможности.

Найти любимую работу — значит найти правильное соотношение между реальной

жизненной ситуацией и вашими мечтами, навыками и личными качествами.

Поиск работы — ответственное и трудоемкое дело, и неудивительно, что многие из нас довольствуются далеко не идеальным вариантом. К сожалению, поисками работы обычно занимаются не по собственному желанию. В наши дни многие попадают на ры­нок рабочей силы не по своей воле. В чем же состоит поиск работы?

Строго говоря, можно выделить две основные фазы:

• пассивную (сбор информации, размышление и анализ);

• активную (организация встреч с работодателями и сами встречи).

Поиск работы следует начинать с самоанализа. Необходимо поглубже заглянуть в себя и выяснить, что вы знаете и умеете. Многие из нас недооценивают свои знания и свой потенциал. Вы умеете гораздо больше, чем требуется для выполнения вашей по­вседневной работы.

Подумайте, какие из ваших способностей и умений помогают вам при решении воз­никающих проблем. Так вы отчетливее сможете представить себе круг ваших интере­сов, оценить свои возможности и определить цели. Из собственной оценки и мнений других у вас сложится реальная картина, на основе которой и стоит выбирать занятие по душе и способностям. И только затем можно приступать к поиску конкретной работы, потому что «попасть в цель легче тогда, когда знаешь, как она выглядит».

Существует несколько наиболее часто употребляемых и весьма эффективных спо­собов поиска рабочего места:

1. Если вы целенаправлены на карьерный рост в определенной сфере деятельности,

необходимым условием является наличие у вас, информации обо всех предприятиях и

организациях этой отрасли. Приобретайте справочные информационные материалы,

используйте персональный компьютер и новейшие технологии и возможности Интерне­

та, информационно-поисковые системы.

2. Регулярно прочитывайте еженедельные издания, публикующие предложения ра­ботодателей. Даже не получив желаемого результата, можно узнать много информации,

например, о заработной плате и условиях труда специалиста, работающего по такой же

профессии в конкурирующей фирме. В сравнении определится оптимальный вариант.

3. Смотрите телепередачи, слушайте радио, фильтруя мощные потоки информации

о достижениях и перспективах роста, проблемах развития предприятия в интересующей

вас отрасли. Постарайтесь понять, какие работники могут понадобиться данной органи­зации, поспешите предложить свои услуги, убеждая в их полезности и даже необходи­мости.

4. Не прерывайте контактов с бывшими коллегами по работе, одноклассниками и согруппниками, добившимися успеха либо продвижения по службе. Не поленитесь их по­здравить, а также вскользь намекнуть, что вы планируете предложить свои услуги этой

фирме.

5. Хороший эффект при самостоятельном поиске работы может дать посланное в ин­тересующую вас организацию, а возможно сразу в несколько, письмо с приложенным к

нему резюме. Возможно, вы «попадете в точку» и именно такой специалист им нужен в

данный момент. Вас несомненно пригласят на собеседование.

6. Все большую часть на рынке предоставляемых услуг занимают независимые (ча­стные) агентства по найму персонала. Пройдя собеседование и составив совершенное

резюме, вы будете занесены в базу данных и рассматриваться при поиске кандидата в

первую очередь. .

7. Другим, не менее эффективным вариантом по поиску работы может служить

встреча с работниками отделов кадров того предприятия, где вы намереваетесь полу­чить работу.

8. Наконец, вы можете дать объявление в газету, предложив свои услуги. Перечис­ляя все свои положительные качества, опыт, профессиональные навыки, вы выигры­ваете хотя бы в том, что звонки работодателей вам обеспечены.

Многие фирмы не дают объявлений об имеющихся вакансиях и не обращаются в со­ответствующие агентства, а используют при подборе персонала так называемые лич­ные контакты или собственный банк данных. Поэтому на каждую представляющуюся вам возможность стоит обращать самое пристальное внимание.

После выбора места работы перед вами встает другая задача — как получить ту ра­боту, которую вы нашли. Особое внимание следует уделить такому важному моменту, как подготовка информации о себе. Постарайтесь обратить внимание работодателей на свою личность и подчеркнуть при возможности, специфику предприятия, а также обос­новать ваш интерес к конкретному месту, о котором идет речь.

Советы специалистов в области человеческих ресурсов часто сводятся к следующему:

• учитесь правильно оценивать свою значимость;

• постоянно работайте над своей личностью,

• расширяйте свои знания;

• учитесь правильно «подавать» себя.

Работодатели нанимают тех людей, которые могут выполнять именно ту работу, ко­торая им поручена. Чтобы выяснить, кто перед ними, что это за люди, работодатели ис­пользуют краткие резюме или описания трудовой деятельности (resumes), анкеты (appli­cation forms), письменные тесты (performance tests), медицинские заключения, проси­тельные письма (cover letters), проводят собеседования или интервью с кандидатами на вакантное рабочее место.

Существует два способа подготовки кратких резюме о трудовой деятельности. Способ подготовки резюме зависит от того, насколько опыт и уровень квалификации работ­ника соответствуют характеру работы, на которую он претендует. Можно начать с опи­сания характера работы или (второй вариант) — в порядке обратной хронологии — со своей базовой подготовки.

Резюме с хронологическим порядком написания состоит из следующих основных блоков:

A. Личные данные (имя, адрес, телефон).

Б. Цель (не обязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой работы и почему вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2—3).

B. Опыт работы (обычно в обратном хронологическом порядке; эта часть — основ­ная, соблюдайте пропорциональность, поскольку чрезмерное расширение одной ин­

формации за счет другой настораживает).

Г. Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме); для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, кото­рые соответствуют вашей цели, участие в научно-исследовательской работе.

Д. Дополнительная информация (не обязательно, по желательно): владение ино­странными языками и компьютером, наличие водительских прав, членство в профес­сиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если это тесно связано с желаемой работой).

Сопроводительное письмо

Вам придется написать такое письмо, когда вы высылаете потенциальному работо­дателю резюме своей трудовой деятельности или заполненную анкету.

Приветствие. Каждое письмо должно быть адресовано лично тому человеку, к ко­торому вы хотите обратиться, то есть к тому, кто вас будет нанимать на работу.

Вступительная часть. Она должна содержать призыв к читателю. Обязательно упомяните в начале письма о проектах, которые разрабатываются компанией, о полу­ченных ею наградах и премиях, о любых других благожелательных отзывах о фирме, которые вам довелось слышать или прочесть.

Основная часть. Эта часть письма дает краткое описание ваших качеств со ссылкой на резюме, которым ваша рекламная кампания завершается.

Окончание письма Вы не можете получить того, о чем не просите. В конце письма должна быть просьба о собеседовании.

Телефонной звонок

Если объявление, прочитанное вами в газете, предполагает обращение по указан­ному телефону, если вы узнали из собственных источников о «горящей вакансии», если работодатель выразил желание, чтобы вы обратились к нему по телефону, — в этих случаях, как правило, телефонный звонок заменяет письменное уведомление о предпо­лагаемой встрече. Но не хватайтесь за телефон сразу же, когда мысль о звонке пришла вам в голову. Если вы звоните в самом начале поиска работы или чтобы подтвердить договоренность о встрече, то хорошо бы придерживаться следующих правил.

1. Прежде чем звонить, потренируйтесь в правильном произношении фамилии и

имени потенциального работодателя.

2.К телефонному разговору необходимо тщательно подготовиться, продумать отве­

ты на наиболее вероятные вопросы. Целесообразно набросать план беседы: в каком

порядке и о чем вы хотели бы переговорить.

3. Постарайтесь как можно быстрее перейти к цели своего звонка, это производит

самое благоприятное впечатление.

4. Не забывайте, что разговор — диалог, а не монолог.

5. Помните, что основная цель вашего телефонного звонка — получить приглашение

на личное собеседование.

6. Во время разговора не отвлекайтесь, это ощущается собеседником на слух.

7. Не затягивайте разговор, крайне нежелательно утомить работодателя чрезмерной

говорливостью.

8. Будьте вежливым и аккуратным, чтобы не попасть впросак.

9. Улыбайтесь — это покажется странным, когда вы в комнате один, но улыбка при­

даст блеск вашему голосу.

10.Встаньте! Все ваши внутренние органы давят на диафрагму и выдавливают из

вашего голоса уверенность. При разговоре стоя голос становится более уверенным.

11.Убедитесь, что ваша речь свободная, вполне понимаемая.

12.Делайте пометки по каждому разговору.

Самореклама.

«Самореклама — Рекламирование, восхваление самого себя, собственных заслуг и достоинств». (Толковый словарь Ефремовой Т. Ф.)

Реклама двигатель прогресса, а самореклама двигатель нашего «Я»! Наше благополучие напрямую зависит от того, насколько успешно мы продаем себя каждый день, когда хотим произвести впечатление на свое начальство или делового партнера, познакомиться со значимыми для нас людьми, устроиться на работу или реализовать сделку. Как же добиться успеха в рекламной кампании товара под звучным названием «Я»?

Самореклама личности так же, как и традиционная коммерческая реклама, решает три задачи. Занимаясь саморекламой, человек стремится:

  • В условиях конкуренции выделиться среди тех, кого он оценивает, как равных себе.
  • Представить себя как, равного по статусу тем, кто достиг какого-либо значимого успеха и, возможно, даже является законодателем некоей моды.
  • Продемонстрировать себя в наиболее выгодном свете, создать достойный образ, понравиться окружающим.

Самопиар условно можно разделить на деловой и личностный. Но правила, используемые в деловой сфере также применимы и в личностной.

Не все используют саморекламу и самопиар как средство заявить о себе. Пегги Клаус, тренер программы развития общения и лидерских навыков и автор книги «Бахвальство! Искусство трубить о себе без помощи рога» объясняет брезгливость к саморекламе «мифами о бахвальстве» — социальными, культурными и семейными стереотипами, мешающими нам говорить о собственных достижениях. Люди обычно принадлежат к одному из двух одинаково неприятных лагерей: либо они самодовольные хамы, любое слово из уст, которых — самореклама, либо скромные неудачники, которые и слова то такого — самопиар не знают. Сложно найти золотую середину. Но Клаус утверждает, что при правильном отношении можно делиться своими достижениями, не чувствуя себя более волосатой версией Дональда Трампа.

Часто причины нелюбви к саморекламе родом из детства. Родители, воспитывая своего ребенка, учат его не выделяться, объясняя это тем, что никто не любит выскочек. Учат не рассказывать о своих достижениях, ведь никто не любит хвастунов. И вот ребенок вырос, а в его сознании живет закрепившаяся с детства фраза – «Просто делай свое дело, опустив голову, и тебя заметят».

Нравится кому-то или нет, но самореклама — часть ответственного карьерного менеджмента. Расхваливающие свои достижения, получают самые лакомые задания и повышения по службе. Действия не всегда говорят громче, чем слова. Потому что в наше время деловой загруженности начальники редко способны запомнить, чего добивается конкретный подчиненный каждый день.

Ваше умение преподнести себя, способность подчеркнуть свои достоинства, преимущества – верный способ продвинуться по карьерной лестнице и не остаться без средств к существованию. Неприятие же саморекламы может ограничивать Вашу карьеру.

Но! Как не стоит недооценивать силу самопиара, так же не стоит и перебарщивать с этим. Самореклама должна быть к месту и в нужное время. Не станните же Вы, зайдя в кабинет начальника первым делом рассказывать о своих подвигах и успехах.

Наши рекомендации