Память и представления. Основные мнемические процессы

Память есть процесс организации и сохранения про­шлого опыта, делающий возможным его повторное исполь­зование в деятельности или повторное возвращение в сферу сознания. Это важнейшая психическая функция, являющаяся объединяющим звеном в организации психики. Она обеспе­чивает целостность и единство личности. Всякий познава­тельный процесс превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое. Память имеет огромное зна­чение для жизни и деятельности не только каждого конк­ретного человека, но и общества в целом. Уже в древнегре­ческой мифологии обнаруживается признание важной роли памяти в развитии культуры человечества. Особо почитаемая греками богиня памяти Мнемозина была матерью де­вяти муз — покровительниц науки, поэзии и искусства. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В отличие от восприятия, мышления и остальных психических процессов память не­посредственно не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, кото­рые называются представлениями. Представление — это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представле­ния такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятий, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событий в них нередко сливаются или стираются. Кроме того, представле­ния отличаются от восприятий своей изменчивостью, непо­стоянством и возможностью «реконструкции» — преобра­зования механизмами воображения.

В отличие от других познавательных процессов в памяти устанавливаются не связи и отношения самих объективны» вещей, а отношения субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь реконструирует, организует уже обретенное. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а путем реорганизации отвечающих им представлений.

Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

1. Запоминание— процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях воз­никает необходимость использования особой формы запо­минания — заучивания.

Запоминание может быть произвольным, т.е. подчиненным определенной задаче запомнить что-либо, и непроизвольным, т.е. не имеющим специальной задачи, происходящим «само собой». Психологические исследования, и в частности работы отечественного психолога П.И. Зинченко, показали, что пря­мая постановка цели на запоминание не является решающей для эффективности запоминания. Непроизвольное запомина­ние оказывается продуктивнее произвольного.

Эффективность запоминания зависит от установки. Ус­тановка запомнить материал, чтобы ответить на уроке или зачете, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается. Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельнос­ти. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Эмоционально окрашенный материал запоминается луч­ше, при этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других — неприятное.

Запоминание может протекать с различной степенью ос­мысленности, с разной глубиной понимания, — в соответ­ствии с этим выделяют механическое и логическое запоми­нания. Мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, которое в значительной мере зависит от понимания и ориентировки в материале в целом, а также от выделения смысло­вых групп и связей между элементами. В качестве способов произвольного запоминания и организованного заучивания, позволяющих обнаруживать эти связи в запоминаемом ма­териале, выступают мнемические действия. В.Д. Шадриков определил следующий состав мнемических действий:

а) группировка — деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.д.);

б) выделе­ние опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, при­меры и т.д.);

в) план — совокупность опорных пунктов; классификация — распределение каких-либо предметов, яв­лений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;

г) структурирование— установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

д) схематиза­ция— изображение или описание чего-либо в основных чертах;

е) аналогия — установление сходства, подобия в оп­ределенных отношениях предметов, явлений, понятий;

ж) мнемотехнические приемы — готовые способы запоми­нания;

з) перекодирование — вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

и) до­страивание запоминаемого материала и привнесение нового в запоминаемое — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуа­тивным признакам, распределение по местам;

к) серийная организация материала— установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

л) ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противо­положности;

м) повторение— сознательно контролируе­мые и неконтролируемые процессы воспроизведения мате­риала.

Связь перечисленных мнемических действий с процес­сами мышления можно продемонстрировать на всем извест­ном действии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения в значительной степени зави­сит от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превращается в реконструкцию матери­ала, связанную с его новым, углубленным осмысливанием.

2.Сохранение— это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным об­разом организованного усвоения, включающего переработ­ку материала.

3. Воспроизведение— актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на вос­приятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих ста­рые связи; 2) собственно воспроизведения как произволь­ной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).

4.Забывание— процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях — даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целе­сообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Данная закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов. В процессе забывания заученный материал не только уменьшается в объеме, но и претерпевает качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; второ­степенные детали забываются быстрее. В связи с этим со­храняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Наличие инте­реса к запоминаемому материалу ведет к его более длительному сохранению. Материал, связанный с потребностями, целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем.

Наиболее распространенные объяснения забывания связа­ны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немец­кими психологами Г.Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г.

1. Ослабление следов. Следом памяти называют результат работы мнемической системы, а ослаблением следов — уменьшение с течением времени силы ассоциативных свя­зей. Впервые силу следа экспериментально изучил немец­кий психолог Г. Эббингауз, построив знаменитую кривую забывания, согласно которой основной объем информации забывается в первый час после запечатления.

2. Интерференция — тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или по­следующей деятельности. Существуют два вида интерфе­рирующего влияния: ретроактивная интерференция («на­зад действующее»), при которой новый материал ухудшает сохранение предшествующего, и проактивная интерфе­ренция, состоящая в том, что предшествующий материал ухудшает запоминание последующего. Вероятность ин­терференции тем сильнее, чем больше сходство между предшествующей и последующей деятельностью, меньше
степень научения и осмысленности, сложнее запоминае­мый материал.

Своеобразное толкование забывания было предложено основателем психоанализа 3. Фрейдом. Он рассматривает забывание как результат работы защитных механизмов, вы­тесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие и неприятные воспоминания: в первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостнос­ти и самооценке личности.

Многочисленные наблюдения и эксперименты показы­вают, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального состояния, реконструкция ус­ловий, в которых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восста­новления, казалось бы, утраченной информации. Большое значение для предотвращения забывания имеют активное повторение и особенно организация материала, осуществ­ляющаяся путем его включения в системы все более и более богатых семантических связей.

Наши рекомендации