Манипулятивные методы в избирательных компаниях

Целью использования данных манипулятивных методов является положительный результат выборов. Законность применения данных методов регламентируется законодательством. Но часто во время избирательных кампаний используются любые методы и рычаги влияния на ситуацию. Основными ресурсами кандидатов являются административный, информационный, организационный. Ниже приводятся примеры манипулятивных методов.

Использование административного метода предполагает:

1. Использование ресурсов государственной власти во время выборов – работа с руководителями госучреждениями (исполкомов, больниц, школ, ЖЭКов, транспортных предприятий – угроза увольнения). Использование аргументов налоговой администрации.

2.Манипуляции с регистрацией кандидатов, партий, блоков.

а) неправомерная регистрация в качестве избирателей (работа с базами данных);

б) манипуляции с процессом регистрации в качестве кандидатов;

в) манипуляции с избирательным законодательством;

3. Нарушение правил финансирования выборов. «Помощь» дружественных организаций. Финансовые махинации.

4. Использование цезуры. Относится к стратегии запретов.

5.Технологии фальсификации результатов выборов:

а) использование чужого права голоса на выборах;

б) подделка результатов выборов и неправильный подсчет голосов;

в) использование фальшивых бюллетеней для голосования;

г) порча бюллетеней для изменения результатов выборов.

Манипуляции с оппонентом предполагают следующие действия:

1. Давление на кандидатов – угроза кандидату и членам его семьи, организация «травли».

2. Срыв предвыборной деятельности кандидата – противника:

а) создание помех для производства и распространения агитационных материалов, включая умышленное уничтожение печатной продукции;

б) создание помех для публичных выступлений;

в) создание помех работе избирательной команды;

г) подкуп или экономическое давление на кандидата и его структуры.

3. Регистрация одноименных блоков, кандидатов – тезок (двойников), и их раскрутка.

4. Дескридитация кандидата в неконтролируемой и агрессивной. На публичных выступлениях, пресс-конференциях, прямом эфире. Подготовка агрессивных, опасных вопросов и использование их при большом количестве журналистов, политиков, избирателей.

5. Разворачивание скандалов, сенсаций. Применение заказных компроматов.

Агитация и контрпропаганда в контексте манипулятивных методов:

1. Агитация с нарушением закона;

а) агитация в запрещенный законом период;

б) агитация, возбуждающая расовую или национальную ненависть, содержащая призывы к захвату власти насильственным путем, связанная с разглашением государственной тайны.

в) выпуск агитационных материалов лицами и организациями, не имеющими на это права, а также распространение анонимных печатных материалов;

г) агитация, сопровождающаяся распространением ложных сведений о кандидате (дезинформация, дезориентация).

2. Девизы и слоганы контрпропаганды. Составление обидных кличек, ярлыков, анекдотов, частушек, в общем «народного фольклора».

3. Рейтинг – технологии: использование искажений. Человек всегда подсознательно ставит на победителя. Но эффективность этого метода в наше время невысока.

4. Запуск организация слухов. Запуск слухов «в поле» в СМИ. Программирование агрессивных слухов. Влияние на скорость распространения. Особенное значение слухи имеют на региональных выборах.

Психоманипуляции.

К психоманипуляциям относятся: запугивание избирателей, шоки, эмоциональное воздействие, информационное дозирование, прямой подкуп избирателей конечно применение программирования (НЛП), приемов блефа и полублефа. Применяют подобные методы в соответствии с этапами изменения психоэмоционального состояния населения во время избирательных кампаний и учитывают канал восприятия информации человеком.

1.Запугивание избирателей. Использование рефлексов, основанных на осознанных и подсознательных страхах.

2.Шокирующие сообщения. Прямая ложь и клевета.

«Кассетный скандал» в Украине, бесспорно, относится к шокирующим воздействиям. Последствия этого воздействия можно наблюдать сейчас. Адаптация к этому шоку выражается потерей интереса большей части населения к событиям на политической арене, хотя вначале скандала была реальная возможность развития гражданской войны.

3. Эмоциональное воздействие. Пробуждение положительных эмоций у избирателей по отношению к кандидату.

4.Использование информационного дозирования.

Резюме

Во время избирательных кампаний используются любые методы и рычаги влияния на ситуацию. Основными ресурсами кандидатов являются административный, информационный, организационный методы, в которых используют манипуляции с регистрацией кандидатов, избирательным законодательством, распространением ложных сведений о кандидате, разворачивание скандалов, сенсаций, запугивание избирателей, шоки, эмоциональное воздействие, информационное дозирование и др.

Наши рекомендации