Отклоняющееся поведение

Отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение принято называть девиантным (от лат. deviatio — отклоне­ние). Его можно определить как отдельные поступки (или их совокупность)» входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. К наиболее выраженным проявлениям девиации относится так называемое деликвентное (противоправное) поведение. Девиантным будет и поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного разви­тия. Разновидности такого аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениям девиации следует считать также суициды, сексу­альные извращения, акцентуации характера, патологии и др. Де­виации проявляются как на уровне малых групп (семья, микро­группа в коллективе, коллектив в целом и т.д.), так и в индивиду­альном порядке.

Несмотря на разнообразие подходов к проявлениям деви­антного поведения, его весьма сложно определить. Трудность связана с тем, что девиантность является относительной харак­теристикой и определяется в соответствии со стандартами, ко­торые сами по себе весьма неопределенны и часто вызывают разногласия. Стандарты в первую очередь связаны с социаль­ными ожиданиями окружающих, а ожидания могут быть неясны­ми, меняющиеся во времени, различными в различных группах

людей или прямо противоположными в той же группе, но при изменившихся обстоятельствах. Одним из ярких примеров де­виации может служить убийство человека. В любом обществе такой проступок осуждается, юридически наказывается и счи­тается из ряда вон выходящим, т.е. девиантным. Однако на вой­не убийство не только разрешается, но и вознаграждается. Так­же не будет девиантным убийство в целях самозащиты или защи­ты своей семьи.

Примером девиации, меняющейся во времени, может слу­жить отношение к курению в американском обществе. Если в начале XX века активное противодействие курению, обуслов­ленное нравственными и религиозными мотивами, было настоль­ко сильным, что в 14 штатах оно было запрещено законом, то в период 1-й и 2-й мировых войн табак включался в паек военно­служащих многих армий. После 2-й мировой войны курение не только получило распространение, но и социальное одобрение. Однако в 1957 году, после многочисленных исследований и пуб­ликаций ученых, доказавших вред курения, возникла новая вол­на уже всеобщего осуждения этой привычки. В настоящее время в США курение признается одной из форм девиантного поведе­ния. Курильщиков стали отождествлять с наркоманами, невро­тиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.п. Такова метаморфоза отношения к достаточно распространенной

у нас привычке.

Если даже убийство нельзя считать девиацией в абсолютном смысле, еще труднее решить, являются ли девиантными другие типы поведения. Ясно одно: преступление или поведение, запре­щенное законом, общественными, религиозными, этическими нормами, может рассматриваться как девиационное. Отклоняю­щееся, или девиационное, поведение предполагает наличие, по меньшей мере, трех основных компонентов:

1. Человека, которому свойственен этот тип поведения.

2. Нормы или ожидания общества (группы), являющиеся кри­терием оценки поведения с точки зрения девиации.

3. Некоего органа, учреждения или личности, реагирующих на данное поведение, принимающих решение нормально пове­дение или девиантно, а также определяющих санкции. Учи­тывая эти три компонента, девиантным является поведение, отклоняющееся от групповой нормы и влекущее за собой санкции: изоляцию, лечение, наказание, осуждение и другие виды порицания нарушителя.

Понятие "девиантное поведение" тесно связано с категори­ей "нормы". Самым расхожим для многих психологов остается понятие "норма" как, во-первых, что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.

ТЕМА 32

Деловой этикет

Этика и этикет

Этикет, как и этика, определённым образом регулирует поведение людей, устанавливая порядок и правила поведения где-либо. Раньше они были необходимы для регулирования поведения при дворах монархов и в дипломатических кругах. В настоящее время этикет означает некий кодекс вежливости. Правила этикета по сути не имеют моральной природы, речь идёт лишь о хороших или плохих манерах.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невоз­можны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру пове­дения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в об­ществе.

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех на­родов от седой древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителя­ми не только какого-то данного общества, но и самых различных социаль­но-политических систем, существующих в современном мире. Народы каж­дой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные Общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, на­циональными традициями и обычаями. Так из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет прави­ло предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по воз­расту и к женщине: при появлении пожилого человека все встают, а жен­щина останавливает схватку мужчин - для этого ей достаточно бросить между дерущимися платок.

Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось "Юности честное зерцало, или Показания к жи­тейскому обхождению". По его же указанию была издана книга Эразма Ротердамского "О правилах хорошего тона" в количестве ста экземпляров на русском и голландском языках.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет- строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатичес­ких приемах, визитах, переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил и традиций, соблю­даемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее зна­чение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств. По мере изменений условий жизни человечества, повышения уровня об­разования и культуры одни правила поведения сменяются другими, то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, не­допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято брать мясо рука­ми, а на пикнике это вполне допустимо. Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходи­мость определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Вопросы для самоконтроля

1. Как отличаются этические стандарты на рабочем месте от общеприня­тых этических стандартов?

2. В чем состоит сложность решения этических проблем на работе?

3. Какие меры используются организациями для повышения этического уровня руководства и сотрудников?

Наши рекомендации