Выбор каналов коммуникации

Б

А – 2,3 Б-1

А – 1 Б- 2,3

А -1,3 Б – 2

А – 1,4 Б – 2,3

Текст по салйдам:

( слайд 20)

Выбор каналов коммуникации

Для рекламодателя, как и для любого другого коммуниканта, выбор канала, в котором протекали бы оптимальные коммуника­ционные процессы, является чрезвычайно ответственной зада­чей.

( слайд 21)

При использовании СМИ в качестве рекламного канала ком­муникации должны учитываться следующие признаки:

• система распределения информации (сколько людей получают информацию по данному каналу);

• частота и периодичность прохождения информации по данному каналу;

• специфика аудитории, использующей данный канал;

• стоимость использования различных видов СМИ.

(слайд 22)

Одним из наиболее эффективных каналов доставки информа­ции остаются газеты, благодаря большим тиражам и «покрытию» большинства территорий жизнедеятельности человека. Журналы передают информацию заинтересованному потребителю и имеют меньшие возможности, чем газеты из-за низкой периодичности. Эффективность коммуникативного процесса, осуществляемого с помощью радио зависит от конкурентоспособности канала. Теле­видение — эффективным каналом воздействия, на массовую ауди­торию, процесс осуществления коммуникации интенсивен и ин­терактивен.

(слайд 23)

Телевидение в отличие от кино значительно увеличило воз­можности коммуникации. Каналы и передачи имеют своих посто­янных зрителей, которые достаточно активно включаются в об­ратную связь. Интерактивное телевидение существенно увеличи­ло эти возможности. Многие ведущие (коммуникаторы) иденти­фицированы и легко узнаваемы, имеют своих зрителей, которые в то же время не привязаны жестко к коммуникатору. Пресса, как канал письменной коммуникации, резко отличается по своим коммуникативным возможностям от радио и телевидения, являю­щимися каналами устной и аудиовизуальной коммуникации. Од­новременное зрительное и слуховое восприятие информации в со­четании с ситуативным представлением телепередач резко увели­чивает познаваемость, исключает многие «недосказанности». Пе­чать, обеспечивая регулярность выпуска, массовый тираж и адресность (своего читателя), имеет мощный механизм воздействия на большую аудиторию. Однако период «срабатывания», обратной связи выше, чем у интерактивных радио - и телепередач Телевидение и радио все чаще стали искать возможности использования механизма межличностных коммуникаций, приглашая на популярные интервью, «чашку чая», «беседы без галстука» идр. известных личностей, что создает эффект вовлечения в меж личностную коммуникацию и их поклонников.

Таким образом, коммуникационные процессы в различных каналах коммуникации сильно отличаются и ориентированы на аудиторию как на потребителей информации. Они представляют со­бой не только последовательную смену этапов протекания информации в различных направлениях, но и динамику изменения в коммуникационных системах. Эффективность коммуникацион­ных процессов зависит и от возможностей сохранения информа­ции на всех этапах осуществления коммуникации и отсутствия ее искажений во всех звеньях коммуникативной системы.

(слайд 24)

Руководители различного уровня в производственном процес­се чаще всего обращаются непосредственно к своим заместите­лям, передают им определенную информацию, требующую при­нятия определенных решений. Заместители, в свою очередь, осуществляют селекцию информации, т.е. определяют, какая часть информации должна передаваться дальше в соответствующем на­правлении. Например, директор предприятия информирует сво­его заместителя о том, что при определенных обстоятельствах со следующего года возможно сокращение в подведомственных это­му заместителю подразделениях. Заместитель директора передает начальникам производств через своего помощника информацию о том, что со следующего года возможно сокращение. Начальник производства, получив информацию от заместителя директора, предупреждает начальников цехов, что им со следующего года придется работать при меньшей численности. Начальники цехов в свою очередь сообщат на очередном совещании своим замести­телям и начальникам отделов о том, что скоро им придется произвести сокращение, а заведующие секторов, получив информацию, сразу же приступают к сокращению штатов.

При числе ступеней передачи информации более 5 система становится чрезвычайно громоздкой, неоперативной и достаточно сильно искажающей информацию при селекции. Поэтому на практике, число таких ступеней не должно превышать 3-4. Кроме того, информация должна дублироваться по разным формальным и неформальным каналам.

Неформальные (неиерархические) каналы используют систе­му личных неслужебных коммуникаций. В отдельных случаях они могут не просто дублировать официальные иерархические ка­налы, а существенно корректировать информацию, проходящую через них, и выполнять контрольные функции. Например, дома за ужином помощник директора, общаясь со своим мужем — заве­дующим одним из секторов на том же предприятии, достаточно точно ретранслирует полученную во время совещания при дирек­торе информацию о том, что со следующего года возможно сокра­щение на предприятии. Муж, через три недели, получив эту ин­формацию от своего начальника цеха на совещании, заранее имея информацию о предстоящем сокращении, усомнился в пра­вильности указания начальника цеха, что немедленно нужно на­чать работу по сокращению штатов. После перепроверки инфор­мации действия всех руководителей, уже приступивших к сокра­щению штатов, были скорректированы.

Сбой информации часто происходит и по другой причине — слишком велик объем передаваемой информации или слишком часто и слишком много передается детализированной информа­ции по одному и тому же адресу. Показательным в этом отноше­нии является пример деятельности Управления по трудоустройст­ву Вашингтона, проявившего столь сильную решимость рациона­лизовать организационную структуру и рабочие процедуры, что стали собирать и систематизировать все приказы, уведомления, инструкции, формы и организационные схемы, исходящие из это­го управления.

Все эти документы с коррективами вначале умещались в од­ной папке, затем — в двух, через полтора года — в восемнадцати, которые также со временем не смогли уместить весь объем мате­риалов. Ежедневно курьеры данного управления обходили слу­жебные здания в Вашингтоне и разносили последние добавления и коррективы. Материалы были столь детализированы, что для проверки правильности размещения многочисленных папок на своих местах были наняты три дополнительных работника. В про­тивном случае невозможно было вовремя по установленной систе­ме собрать, обобщить и распространить информацию.

Материалы становились настолько объемными, что в качестве своеобразного путеводителя были вынуждены издать к Сборнику документов тематический указатель, а позднее — дайджест «Сбор­ника документов». Директор одного из региональных отделений Управления по трудоустройству признался, что пытался найти смысл в издаваемых в огромном количестве инструкциях, но для этого всегда не хватало времени*.

Проследив пути прохождения любой информации от ее источника до реципиента можно обнаружить кроме формальных мно­жество неформальных каналов, что существенно усложняет систему. Так или иначе, избежать сложностей обеспечения коммуника­ций многим большим и малым, простым и сложным коммуника­тивным системам не удается. Информация из источника ее происхождения поступает в центр, принятия решений, а оттуда дальше по указанным адресам. Эффективность обмена информа­цией является одним из основных критериев выбора схемы ком­муникаций.

(слайд 25)

Обмен информацией можно разделить на три вида:

1. Инициированный получателем обмен информации.

2. Передача информации от источника по его инициативе.

3. Стандартизированный обмен информацией по установленным заведомо правилам.

Л.Я. Аверьянов считает, что «потребность во взаимодействии есть потребность в освоении результатов деятельности объекта и субъекта, которая одновременно становится и полем их деятель­ности. Взаимодействие — это потребление результатов деятельно­сти друг друга для решения каждый раз своей собственной задачи и тем самым для реализации общей задачи»**. (Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Часть I. — М., 2000. — С. 2)

Далее автор в книге «В поисках своей идеи» констатирует: «Не имея возможности су­ществовать отдельно друг от друга, они постоянно находятся в со­стоянии противоречия и противоборства, что и обусловливает их прогрессивное развитие». (Там же. — С. 23.)

«Полная доброжелательность и враж­дебность со всеми возможными градациями и нюансами — это и знаковая система, демонстрирующая другому человеку, как к не­му относятся и как он должен себя вести.

Изменить отношения — прежде всего изменить либо свою кон­цепцию, либо действия другого человека как объекта, сделать их, так или иначе, адекватными друг другу. Чаще всего и, надо ска­зать, гораздо выгоднее для себя, изменить свою собственную кон­цепцию, сделать ее адекватной движению объективной реально­сти, т.е. движению объекта, и тем самым привести в соответствие

со своими собственными интересами, а значит наилучшим обра­зом решить свои задачи»*. (Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Часть I. — М., 2000. — С.24)

(слайд 26)

Процесс обмена информацией, таким образом, протекает по планируемой, формализованной или непланируемой, неформаль­ной схеме. В организациях существуют официальные структуры, которые информацию собирают, обрабатывают, формализуют и передают по назначению. Эта система дополняется неформаль­ным прохождением информации по стихийным каналам.

(слайд 27)

Наши рекомендации