Журналист в редакционном коллективе
Часто говорят: каков редактор, такова и газета! С этим трудно не согласиться. Можно расширить это утверждение, сказав: каковы журналисты в редакции, такова и газета. И это тоже будет справедливо. Потому что все в газете, как и в журнале, в теле- или радиопрограмме, в конце концов, зависит от журналистов – их культуры и профессионального мастерства, знаний и способностей, опыта и инициативы. Поэтому руководители любой редакции так стремятся включить в ее состав опытного профессионала: он всегда принесет пользу изданию.
А чем руководствуется журналист, приходя в редакцию? Его выбор определяется несколькими стимулами. Первый из них – творческий, и для многих он имеет решающее значение. Это возможность интересной работы, творческого самовыражения, реализации своих способностей. Второй стимул – идейный, и не нужно его недооценивать. Потому что журналист придет лишь в то издание, позиция которого соответствует его взглядам на жизнь и общество. Впрочем, и не пригласят его в редакцию того издания, которое выступает против близких ему идеалов. Третий стимул – по порядку, но не по значению – экономический. Журналист идет в редакцию, для того чтобы зарабатывать, и по возможности хорошо зарабатывать – так, чтобы обеспечить жизнь себе и своей семье. И нередко именно этот стимул определяет его решение стать сотрудником издания, которое он выбрал.
Войдя в редакцию, журналист займет в ней какое-то место, и будет играть здесь определенную роль. Во многом это зависит от его штатной должности. Она сразу очертит круг его задач и обязанностей. Если он станет корреспондентом одного из отделов редакции, то в первую очередь будет заниматься подготовкой материалов для издания, их редактированием, работой с авторами. Придя на должность заведующего отделом, будет значительную часть рабочего времени заниматься своими организационными обязанностями – планированием работы отдела, распределением заданий среди его корреспондентов, контролем за их выполнением. Став ответственным секретарем редакции или его заместителем, он почти все свое время должен уделять вопросам, связанным с управлением коллективом и выпуском номеров.
Если же журналист не входит в штат редакции и работает на гонораре, он все равно выполняет определенные обязанности – ведет тематическую рубрику издания или просто пишет для него по заказу материалы определенной тематики или в каком-либо жанре. Но в любом случае, независимо от характера его обязанностей, журналист вступает в определенные отношения с изданием. А если он вошел в штат редакции, то становится членом ее коллектива.
Необходимость подготовки коллективного произведения – номера газеты или телепрограммы – придает особый характер всей его деятельности. С самого начала, когда он своей заявкой вносит вклад в общередакционный план работы; далее, когда получает задание, соответствующее одному из пунктов этого плана, затем в ходе сбора информации, отбора фактов на всем процессе подготовки публикации. Журналист учитывает опыт своих предшественников в разработке той же темы, направление и цели деятельности других сотрудников редакции. Взаимозависимость– одна из важнейших особенностей работы журналистов, сотрудничающих в одной редакции. С особой силой она выявляется на телевидении и радио, где команда творческих и технических работников– творческое объединение или группа – создает цельную программу или передачу. Индивидуально-коллективный характер труда журналистаотличает его от деятельности представителей других видов творческой деятельности.
В редакционном коллективе ему приходится выполнять ряд обязанностей на двух взаимосвязанных, но различающихся между собой направлениях. Одно из них – обязанности по отделу или другому творческому подразделению, в котором он работает. Здесь журналист непрерывно занят подготовкой определенного объема информации, сконцентрированной в его репортажах, статьях, заметках и других материалах для издания. Он работает с авторами, редактирует их тексты и рукописи своих коллег, организует и проводит встречи «за круглым столом» в редакции. Поочередно, а то и одновременно он выступает в роли публициста, редактора и организатора. Комплексный, многофункциональный характер его труда,требующий разносторонних знаний, умений и способностей, определяет его сложность, но в то же время и привлекательность.
Другое направление – обязанности журналиста по редакции. Он участвует в редакционных летучках, выступая на них в роли обозревателя, дежурит на выпуске номера, работает с письмами читателей. Вместе со своими коллегами участвует в проведении кампаний и других редакционных акций. Времени у него всегда не хватает – одно задание сменяет другое.
У каждого журналиста свой участок работы, свои, известные ему и его руководителям задачи. Он ведет в своем отделе несколько тематических рубрик, отвечает за освещение событий в каком-то регионе и в то же время готов выехать в любой момент в командировку в роли специального корреспондента. Разделение труда в редакции и в отделе дает ему возможности для специализации на каком-то тематическом направлении, в каком-то жанре публицистики. И в то же время он должен быть способен заменить своего коллегу по отделу, уехавшего в командировку или в отпуск, – вести его рубрики, встречаться с его авторами и информаторами.
Если в редакции нет отделов, ответственность журналиста еще более возрастает: он ведет группу рубрик и сдает все материалы непосредственно ведущему редактору или в секретариат.
Как видим, нагрузка журналиста всегда велика и многообразна. Справиться с ней может лишь специалист-профессионал, обладающий способностями к этой нестандартной творческой деятельности, разносторонними знаниями и умениями. Но в связи с вхождением нашей прессы в рынок величина этой нагрузки и характер связанных с нею обязанностей существенно изменяются. Процесс этих изменений идет на двух направлениях и приводит к противоположным результатам. Их различия определяются эффективностью деятельности редакции, ее успехами или неудачами на рынке периодических изданий.
Рынок и свобода журналистской деятельности. Войдя в систему новых взаимоотношений в редакционном коллективе, определяемую условиями рыночной экономики, журналист, с одной стороны, немало приобретает. Прежде всего, возрастает его свобода. Это означает в первую очередь свободу выбора. В несравненно большей степени, чем раньше, он волен выбирать ту газету или другое издание, в котором хотел бы работать, позиция которого соответствовала бы его взглядам. Разумеется, и в новых условиях эта свобода относительна и ограничена: возможность выбора, которой располагает журналист, широка в том городе, где выходит много изданий, но она сводится к минимуму там, где издаются одна-две газеты. И все же «колодок» прежних партийных, политических, государственных предписаний и норм не существует – их заменяет закон. Подчас журналист сам определяет, где он хотел бы работать. Однако реализация его желания зависит от работодателя – редактора газеты или директора компании, к которому он обращается или который приглашает его на работу. Несомненно, расширяются творческие возможности журналиста. Это определяется уже тем, что открылись многие прежде запретные темы, ранее закрытые города и регионы. Возникли не только новые тематические направления, но и новые типы периодической печати, например деловая или конфессиональная пресса. Плацдарм для творческого самовыражения быстро расширяется.
Исчез цензурный пресс, так стеснявший и ограничивавший деятельность журналистов. Правда, на место партийной и государственной цензуры встает самоцензура, подчас еще более требовательная и строгая, но формы и последствия ее выявления теперь зависят уже от самого журналиста, от его профессионализма, его нравственных норм.
И, что важно, для журналиста, работающего в редакции, раскрываются возможности укрепления его социальной защищенности. Подчеркиваем: для журналиста, хорошо работающего в редакции издания, имеющего крепкую финансовую и материальную базу, занимающего прочные рыночные позиции. Для журналиста, пользующегося авторитетом в коллективе и уважением его руководителей.
Одним из главных его приобретений стала возможность лично влиять результатами своего труда на популярность издания, в котором он выступает, на укрепление его экономической базы и улучшение своего материального положения. Он, естественно, входит в процесс редакционного менеджмента и поддерживает его.
Многие журналисты наконец получили возможность хорошо зарабатывать. Их труд, их знания, способности и таланты получают не только моральное признание, но и полновесную материальную оценку. Чем лучше работает сотрудник редакции, тем заинтересованнее ее руководители в результатах его труда и тем более весомой становится его оплата.
Работники экономически крепкой редакции чувствуют себя в таком коллективе защищенными от социальных бурь, у них возникает чувство уверенности в завтрашнем дне. Это их важнейшее приобретение. Руководители такого коллектива могут рассчитывать на полную творческую отдачу своих работников.
Однако у процесса изменения места и роли журналиста в редакционном коллективе есть и другая сторона. Эти изменения могут привести его – и нередко приводят – к серьезным потерям. Самая большая из которых – потеря чувства уверенности в своем будущем. С усилением конкуренции на рынке периодических изданий, в процессе поисков возможностей сокращения расходов, связанных с подготовкой и выпуском номеров и программ, в ходе минимизации размеров редакционного коллектива перед частью сотрудников встает реальная угроза сокращения. Конечно, сначала это коснется слабейших, тех, кто приносит изданию наименьшую пользу, – талантливых профессионалов постараются сохранить. Но если выпуск издания окажется нерентабельным, оно перестанет приносить прибыль и возникнет опасность прекращения его выхода, перед всем коллективом редакции или компании может открыться печальная перспектива ее ликвидации. Тогда каждый ее сотрудник, независимо от его квалификации, столкнется с необходимостью поиска работы.
Главная задача редакционного менеджмента – предотвратить возникновение подобной ситуации.
К этому присоединилась и потеря иллюзий, возникших у журналистов в результате политических и экономических перемен в России. Принятый в 1991 г. Закон о средствах массовой информации в РФ действительно освободил все периодические издания от цензуры. Журналисты получили право свободно публиковать информацию о всех фактах и событиях, не составляющих государственную тайну, и выражать свое мнение. Но не потребовалось большого времени, чтобы радость по этому поводу сменилась разочарованием. Оказалось, что место прежней партийной – политической и идеологической цензуры постепенно заполняется новой – экономической цензурой.
Оказалось, что правы те, кто утверждал, что полной свободы творчества в журналистике не существует. Свобода журналистского творчества всегда относительна. И всегда ограничена. И в новых, рыночных условиях журналист, как и прежде, ограничен – особенностями и запросами своей аудитории, позицией его издания, программой и целями его учредителей, типом издания и т.д. Более того, информационный рынок наложил на все это свои ограничения. Требования редакционного менеджмента ставят перед журналистом новые барьеры, которые ему трудно преодолеть. Если раньше он думал о том, как отнесется к его критической статье секретарь парткома, то теперь размышляет над тем, не обидит ли его выступление постоянного рекламодателя или, еще хуже, спонсора его издания. Или не приведет ли публикация его репортажа к отказу части читателей покупать газету и к падению ее тиража...
Новая, экономическая цензура столь же сурова, как прежняя. Она лишь действует не столь явно, у нее нет своего Главлита – специального органа, осуществлявшего беспощадную проверку всего, что выходило на печатные страницы или в эфир. Она добивается своего более тонко, ничего открыто и грубо не запрещая, использует лишь советы, рекомендации и предупреждения. Но менеджер, который при поддержке редактора и других руководителей издания следит за экономическим эффектом публикаций журналиста, всегда найдет возможность вмешаться в его планы и намерения, если посчитает, что они могут нанести ущерб финансовому положению редакции. Рынок диктует свои законы.
Журналист может лишь констатировать возникновение этой столь неприятной для него ситуации. И принять ее, действуя в соответствии с ее особенностями. Изучать опыт зарубежных коллег, которые неплохо к ней приспособились. И утешаться тем, что требования менеджмента, экономическая цензура все-таки предоставляют ему более широкие возможности, чем прежняя – политико-идеологическая цензура. В конце концов, у сотрудника, не желающего принять рекомендацию менеджера, сохраняются право и возможность попытаться отстоять свое мнение. По тому же Закону о средствах массовой информации он имеет возможность снять свою подпись с материала, если он не согласен с правкой его текста. И даже отказаться от выполнения задания редактора, если посчитает, что оно противоречит его взглядам. Но и у редактора остается право в таком случае отказаться от его услуг. Никто такого журналиста не репрессирует и не лишит возможности продолжать в другой редакции свою профессиональную деятельность, как это нередко бывало в прошлом.
41)ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ
Эти требования возросли и ужесточились. Они предъявляются прежде всего к общей культуре и грамотности сотрудника редакции. Малокультурный, плохо ориентирующийся в быстро меняющейся ситуации человек, слабо владеющий словом, не имеет шансов долгое время удерживаться в журналистике. В острой конкурентной борьбе с более культурными соперниками он вскоре будет вынужден уступить им свое место. Более того, усложнение процессов жизни нашего общества, возрастающая роль науки и техники в его развитии ставят перед всеми журналистами вопрос о необходимости дальнейшей интеллектуализации их деятельности.
Возрастают требования к уровню профессионального мастерства журналиста. Речь теперь идет не только о необходимости уверенного владения большинством жанров публицистики и других типов публикаций, о сочетании оперативности информации с умением провести ее масштабный и глубокий анализ. И не только о сочетании универсальности журналиста с его специализацией. В современных условиях его универсальность все чаще оборачивается необходимостью соединять несколько специальностей. Это, прежде всего, относится к сотрудникам малых редакций небольших изданий. Корреспондент районной газеты будет чувствовать себя уверенно, если он сможет не только собрать информацию для своего репортажа, но и сумеет сопроводить его своими фотоснимками. Это позволит ему повысить уровень своей публикации, а редакции – уменьшить расходы на оплату работы фотокорреспондента. И совсем хорошо, если, подготовив тематическую полосу, он сдаст ее ответственному секретарю редакции с грамотным макетом, разработанным в соответствии с моделью издания.
Непременное требование к журналисту – умение работать с новой техникой, которой ныне оснащают редакции. Теперь уже не ограничишься способностью напечатать свой текст на пишущей машинке. Сотрудник редакции, который не умеет работать на компьютере, использовать диктофон во время пресс-конференции или, беря интервью, работать в Интернете, не может считаться полноценным профессионалом. Вскоре у него не останется шансов быть зачисленным в штат редакции периодического издания.
Упомянем и о требовании к физическому и психическому состоянию журналиста. Успешно работать в современной прессе сейчас могут только духовно и физически здоровые люди. Больному, неврастенику не под силу оказываются непрерывно возрастающие нагрузки и перегрузки, связанные с выполнением редакционных заданий.
И последнее – по счету, но не по значению – требование к журналисту: его экономическое самосознание. Понимания того, что и от его деятельности зависит экономическое состояние редакции и издания, что и он способен вносить вклад в укрепление их финансовой базы.
Интенсификация труда журналиста. Одно из следствий изменения условий, в которых работает журналист, – интенсификация его труда. Среди причин этого – потребность читателей, телезрителей, радиослушателей прежде всего в оперативной новостной информации. Стремясь удовлетворить ее, журналисты в газете, и тем более на телевидении и радио, вынуждены работать предельно быстро, у них остается все меньше времени на осмысление и обработку собранного материала. Другая причина – уменьшение количества работников в редакционных коллективах: слабейшим приходится уходить, но их нагрузка распределяется между оставшимися. Особой интенсивностью отличается работа журналистов в малых редакциях. Каждому из ее сотрудников приходится совмещать несколько специальностей, отвечая за определенный участок работы.
Еще одна причина интенсификации труда журналиста – необходимость использования новых технических средств. Компьютер, позволяя экономить его время и силы, требует предельного сосредоточения, мобилизации внимания. Не случайно время непрерывной работы на компьютере ограничено двумя-тремя часами, после этого сотрудник редакции должен сделать перерыв, чтобы восстановить свои силы. Необходимо обеспечить такое чередование периодов работы и отдыха, чтобы добиться наибольшей эффективности использования технических средств и сохранения работоспособности членов коллектива.
Выдержать возрастающую нагрузку журналисты редакции смогут только при оптимальной организации своего труда. Редакционная практика выработала немало эффективных способов организации рабочего времени журналиста – планирования его творческой деятельности, использования личного сетевого графика, применения так называемого способа параллельной работы, когда он одновременно трудится над несколькими заданиями, и др. В разных редакциях имеются различные возможности их применения, но отказ от них усложняет положение, в котором сейчас находится журналист, мешает ему в полной мере соответствовать предъявляемым ему требованиям[1].
Творческое соревнование журналистов редакции продолжается и в новых условиях их деятельности. Но теперь оно приобретает характер жесткой конкуренции. В редакциях идет и будет усиливаться процесс естественного отбора. В его ходе неспособным выдержать соревнование с их более сильными соперниками приходится пополнять ряды ищущих вакансий на рынке рабочей силы. Этому процессу способствует использование в редакциях и компаниях контрактной формы трудовых отношений.
Одно из самых серьезных следствий изменения условий работы журналиста в редакции – возрастание его ответственности. Конечно, как и прежде, это ответственность перед теми, кто пользуется его информацией – читателями, телезрителями, радиослушателями. Невнимание к ним больно бьет по изданию и его редакции, ослабляет их рыночные позиции. И сам журналист ощущает это в первую очередь – от их мнения о его выступлениях, от их откликов теперь в еще большей степени, чем прежде, зависит его известность, его профессиональное «имя», его место и роль в коллективе и в конечном счете его рыночная стоимость.
Намного возросла ответственность журналиста перед руководителем коллектива и учредителем издания. Ведь редактор или директор-работодатель в любой момент может указать своему сотруднику на невыполнение условий заключенного с ним договора и сделать из этого надлежащие выводы.
И многократно возросла ответственность журналиста перед законом (см. гл. 22).
42)