До прослушивания (Before listening)
Если в реальных ситуациях человек примерно представляет себе, о чем может быть устное сообщение, и соответственно определяет для себя стратегии при его восприятии, то в условиях учебного ауди рования это возможно лишь на дотекстовом этапе работы с аудиотекстом. От первичной установки зависит и степень мотивации слушателей, а следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель на данном этапе может снять возможные трудности, в зависимости от уровня сформированности тех механизмов аудирования и тех потенциальных сложностей, о которых мы говорили выше.
Рассмотрим несколько наиболее типичных установок и заданий для этого этапа работы с текстом и проанализируем их достоинства и недостатки.
1. Обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.
Безусловно, определить правильность ответа можно будет только после прослушивания, но разве не интересно предвосхитить события, используя свой жизненный опыт и догадку? После такого упражнения даже скептически настроенные студенты будут слушать внимательнее, ведь дело уже касается не просто какого- то текста, но и их прозорливости. Задание становится личностно значимым. Каков же методический «подтекст» такого задания? Как оно помогает сформировать необходимые навыки аудирования и насколько оно предвосхищает возможные сложности?
Упражнения и вопросы не столько запрашивают информацию, сколько несут её. Знакомясь с ними и обсуждая ответы, наши студенты слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте, ведь контекст уже определён, а вместе с ним определено и семантическое поле. Здесь вступает в силу как смысловое и лингвистическое прогнозирование, так и речевой слух, которому, в свою очередь, помогает предварительное проговаривание значимой части информации. Во время прослушивания уже не надо отвлекаться на незначительные детали, а можно сконцентрироваться на тех моментах, которые будут важны для повторного выполнения того же задания.
Здесь хотелось бы отметить, что сама установка — это ещё не все. Многое зависит от содержания вопросов и утверждений, их смысловой и лингвистической ценности. С их помощью можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте; обратить внимание на прецизионные слова, обычно ускользающие от внимания неопытного слушателя; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения. Если же предлагаемые утверждения и вопросы слишком прямолинейны, безлики или примитивны, то это настораживает учащихся, лишает задание смысла, а вместе с ним и интереса.
Приведу примеры вопросов из книги для чтения на английском языке (Ольховая О. В., Соловова Е. Н. Читаем с удовольствием. М.: Просвещение, 1997). (Вопросы переведены на русский.) Какие из них вам нравятся больше и почему? Смогли бы вы предвосхитить содержание данных текстов?
А. Hols are done, school has begun (Кончились каникулы, начались занятия).
1) Почему 1 сентября остаётся желанным днём для многих учеников?
2) Почему, с другой стороны, многие считают школу несимпатичным местом?
3) Хотят ли дети учиться, позна вать что-то новое? Почему?
4) Что могут сделать учителя, чтобы ученье стало удовольствием?
В. А Disappointed Alien (Разочарованный пришелец).
1) Кого мы называем пришельцами?
2) Вы верите в возможность контактов с иными космическими цивилизациями? На чём это основывается?
3) Вы рассматриваете пришельцев из космоса как угрозу нашей цивилизации или как силу, способную оказать помощь в решении наших проблем?
4) Почему текст имеет такое название?
С. Первое мая
1) Этот день отмечается во всем мире?
2) Для вас это праздник весны или День международной солидарности трудящихся?
2. Догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям.
Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном содержании текста по заголовку, по незнакомой лексике, которую предварительно объяснил, или по иллюстрациям. Давайте попробуем поэкспериментировать на себе и проверить, насколько данное задание готовит к восприятию текста и помогает в преодолении возможных трудностей.
Итак, название текста — "Fast Food" ( «Еда быстрого приготовления» ). Как вы думаете, о чём пойдёт речь в данном тексте? Какие вопросы и проблемы, связанные с этой темой, будут обсуждаться? (Перечень этих вопросов обычно включает названия блюд, ресторанов быстрого питания в мире и в России, рост популярности этой еды, ставшей почти интернациональной, способы её приготовления, её плюсы и минусы для современного человека с его бешеным ритмом жизни и т. д.)
А теперь я предложу небольшой список слов, которые могут быть вам незнакомы, и попрошу прокомментировать, насколько они помогают развитию догадки и сужают круг проблем:
• ритм жизни — расе of life;
• перекусить на бегу — to grab а quick snack;
•увеличить срок хранения — to prolong the shelf life;
• способствовать развитию болезней — to induce diseases;
• ожирение - obesity.
3. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.
Это сообщение можно превратить в небольшую беседу, предложив учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающий учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены. Здесь же можно ознакомить учащихся с лексикой, необходимой для понимания текста.