ЗАНЯТИЕ 1. Реализм и символизм: эстетика и поэтика
- Концепция романаГ.Флобера: роман «Мадам Бовари»
- Поэтика сюжета романа «Мадам Бовари». Смысл подзаголовка.
- Флобер и традиция французского реализма первой половины XIX в.
- Проблема героя в романе. Идеал и действительность как способ самоопределения героя и читателя.
- Авторская позиция в романе.
- Символизм в театре: творчество М. Метерлинка. Одноактные пьесы. Феерия «Синяя птица».
Литература
- Метерлинк М. Синяя птица. Непрошенная.
- Флобер Г. Госпожа Бовари.
- Гюстав Флобер о литературе, искусстве, писательском труде. В 2-х томах. М., 1984.
- Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. М,, 1993.
- Набоков В.В. Гюстав Флобер. Госпожа Бовари // В. Набоков. Лекции о зарубежной литературе. М., 1998.
- Ефременко О.С. Рождение принципов условной постановки в «неподвижном театре» Мориса Метерлинка // Вестник Новосибирского государственного театрального института. 2009. № 1. С. 32-44.
- Храповицкая Г.Н. Символ и символическое искусство // Культурология. 2008. № 1. С. 219-232.
ЗАНЯТИЕ 2. Натурализм и романный жанр в контексте культуры рубежа веков
1. Эстетика натурализма. Натуралистическая картина мира и человека. История термина.
2. Теория натурализма у Э.Золя (ст. «Экспериментальный роман»). Э.Золя и И.Тэн. Представление о «научности» стиля. Принципы «куска жизни», «эксперимента», «иллюзионизма».
3. Художественная практика натурализма. Поэтика натуралистической прозы. «Тереза Ракен» Э.Золя как образец натуралистического романа.
4. Натурализм и реализм.
5. Новеллистка Ги де Мопассана. Эволюция жанра новеллы.
6. Натуралистические и реалистические тенденции в творчестве Мопассана.
Литература
- Золя Э. Тереза Ракен. Западня.
- Золя Э. Экспериментальный роман // Э. Золя. Собр. соч. в 26 тт. Т. 24.
- Мопассан Ги де. Новеллы.
- Мопассан Ги де. Статьи о литературе: Гюстав Флобер. Бальзак по его письмам. Эволюция романа в девятнадцатом веке // Ги де Мопассан. Полн. Собр. соч. в 12 тт. Т.11. М., 1958.
- Натурализм во Франции и творчество Э.Золя // Зарубежная литература конца XIX — начала XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др.; Под ред. В. М.Толмачёва. — М.:Издательский центр «Академия», 2003. С.49 – 76.
- Тэн И.-А. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: МГУ, 1987.
ЗАНЯТИЕ 3. Драматургия второй половины XIX века
- «Новая драма» как вектор развития европейского театра. Особенности тематики, сценического пространства, актерской игры.
- Драматургическое творчество Г.Ибсена: общая характеристика.
- «Кукольный дом»: социально-философская проблематика, композиционно-жанровые особенности.
- Интеллектуальная драма Б. Шоу. Авторское предисловие к пьесе «Дом, где разбиваются сердца»: композиция, содержательные задачи, эстетические функции.
- Система персонажей и образ капитана Шотовера.
- Смысл финала. «Интеллектуальный конфликт» и его сценическая функция.
Литература
- Ибсен Г. Кукольный дом.
- Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца // Б. Шоу. Полн. собр.пьес в 6 томах. Л., 1978- 1981 (авторские предисловия Б. Шоу смотрите по этому изданию).
- Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // А. Белый. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2.
- История западноевропейского театра. Ч.2. Театр западной Европы XIX-XX веков. 1889-1917. М., 1984.
- Меркулова М.Г. Английская «новая драма» конца XIX – начала XX века: становление национальной модели драматургии // Филология и культура. 2013. № 2 (32). С. 157-160.
- «Новая драма» // Зарубежная литература конца XIX — начала XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др.; Под ред. В. М.Толмачёва. — М.:Издательский центр «Академия», 2003. С. 76 – 109.
МОДУЛЬ 2
ЗАНЯТИЕ 4. Характеристика литературных направлений и поэтика модернистского романа
1. Смысл названия романа Ф. Кафки «Замок».
2. Композиция романа: Землемер К. – Замок – Деревня (соотношение и их
взаимодействие в романе). Роль вставных новелл (назовите запомнившиеся
новеллы).
3. Основные темы романа (индивидуальное приключение души, подчиненность
повседневному, одиночество, вина…).
4. Оппозиция «Я» и «ДРУГИЕ» в романе «Замок» («Каждый человек безвозвратно
потерян в самом себе» – из дневниковых записей Ф.Кафки).
5. Роль и функция в романе помощников землемера К.
6. Женские образы романа (Фрида, Амалия, Ольга).
7. Концепция главного героя романа (землемер К.).
8. Философский смысл прихода героя в Деревню.
9. Надежда и абсурд в жизни героев Кафки.
10. Своеобразие писательской манеры Ф.Кафки.
11. Ваш вариант названия романа.
12. Д. Джойс и реформа зарубежного романа XX века.
Литература
1. Кафка Ф. Замок // ИЛ. 1988. №№ 1-3 и другие издания.
2. Колесников А.В. Процесс в замке (об отчуждении в литературе и о литературе) // Философские науки. 1991. № 10. С.150-161.
3. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., Логос, 1998.
4. Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1994.
5. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.93-101.
6. Карельский А. Лекция о творчестве Ф. Кафки //ИЛ. 1995. №8.
7. Набоков В. Франц Кафка. Превращение //В.Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 2000. С. 325 - 364.
8. Кундера М. Кастрирующая тень святого Граты //Кундера М. Нарушенные завещания. М., 2004. С. 39 – 58.
9. Кундера М. Дороги в тумане // Кундера М. Нарушенные завещания. М., 2004. С.201 – 244.
10. Бакирова Е.В. Протагонист как наблюдатель: структурирующая роль взгляда в романе Франца Кафки «Замок» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 368-372.
ЗАНЯТИЕ 5. Литература критического реализма XX века
1. К предыстории вопроса: варианты моделей идеального государства (Платон, Т.Мор, Т.Кампанелла, Ф.Бэкон, С. де Бержерак, Ф.Рабле, Вольтер, Л.-С.Мерсье, Е.Замятин…).
2. Композиционные особенности романа О.Хаксли «О дивный новый мир» (оппозиция: Заоградный мир – Инкубаторий).
3. Основные темы романов О.Хаксли и Д.Оруэлла (государственное устройство, политика, власть, народ, производство, нравственность, религия…).
4. Забвение истории в тоталитарном государстве («История сплошная чушь» – Форд у О.Хаксли; «подновление» истории в романе Д.Оруэлла).
5. Человек в системе тоталитарного государства:
а) Джон в резервации и Инкубатории;
б) Уинстон Смит на службе и дома: отсутствие свободы.
6. Формы протеста против существующей системы:
а) «отравление цивилизацией» и попытка спастись бегством в мир Природы
(О.Хаксли);
б) мимикрия, тайный бунт против Системы, поражение (Д.Оруэлл).
7. Судьба науки и искусства в романах О.Хаксли и Д.Оруэлла.
8. Художественное начало романов О.Хаксли и Д.Оруэлла.
9. Язык в подчинении: глава «Новояз» романа Д.Оруэлла. Шекспировские аллюзии и их «угасание» в финале романа О.Хаксли.
Литература