Виды авторских договоров

Содержание

1.Принципаы информационного права………………………………………3

2.Авторский договор…………………………………………………………….5

Список литературы………………………………………………………...…..16

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Правовое регулирование информационных отношенийосновывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности.Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом(принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства.Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности.То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законностипредполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателяоснован на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информацииоснован на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя,основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

Авторский договор.

Общие положения об авторском договоре.

Волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу, именуются в Законе "передачей имущественных прав". Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу. Переход является более широким понятием: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.). Имущественные авторские права могут быть переданы другому лицу только по авторскому договору. Часть вторая ГК не выделяет авторские договоры в качестве особого вида гражданских договоров. Вместе с тем ГК предусматривает применение к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже, оговаривая при этом, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав .

Таким образом, к авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже. В связи с этим, называя стороны авторского договора, можно, хотя и условно, употреблять термины "продавец" и "покупатель", подразумевая под "продавцом" автора или иное лицо, владеющее авторским правом и передающее авторские права по договору, а под "покупателем" - лицо, которое приобретает авторские права по договору. В законе "Об авторском праве и смежных правах" стороны авторского договора именуются "автор" и "пользователь", что также не совсем точно и в значительной степени условно. Как продавец, так и покупатель могут быть физическими или юридическими лицами. Хотя ГК допускает применение к авторским договорам общих положений о купле-продаже, очевидно в связи с наличием у этих договоров сходных черт, еще больше сходства у авторских договоров с арендными договорами (временный характер, контроль со стороны арендодателя за использованием объекта, возвращение объекта арендодателю по окончании договора). Наряду с имущественными правами авторские договоры всегда затрагивают личные авторские права.

Однако для того, чтобы передать авторские права по авторскому договору или иным путем, их надо иметь. Что касается случаев свободного использования, то здесь имущественные права отсутствуют и о передаче каких-либо прав нельзя говорить.

Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора - имущественные авторские права.

Эта ясная формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии в советской и российской литературе по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники этой дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все авторские права оставляет за собой; другие участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует

относить к авторским, даже если они не названы таковыми. В частности, во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры купли-продажи, аренды, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами таких договоров могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения (в виде книги) и получает весь тираж книги в собственность.

Виды авторских договоров

Авторские договоры подразделяются на:

1) договоры о передаче исключительных прав;

2) договоры о передаче неисключительных прав.

Иначе говоря, предметом авторского договора может быть либо исключительное авторское право, либо неисключительное авторское право.

При этом исключительное авторское право дает возможность защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное авторское право дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. Таким образом, исключительное право - это абсолютное право, а неисключительное - относительное (обязательственное) право.

2.2.1. договор о передаче исключительных прав.

В этих договорах покупатель становится исключительным, единственным владельцем

имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведения.

В настоящее время в авторских договорах о предоставлении исключительных прав иногда делается добавление о том, что приобретатель получает также право на защиту полученного права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.

(Авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с покупателем - владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например продавец или третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права.)

Более того, нельзя исключать такой возможности: заключая договор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут договориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совладельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом.

Исключительное право закреплено за невладельцем исключительных прав, который, вообще говоря, подобным правом не обладает. Получается, что здесь мы сталкиваемся с особым, льготным правом, правом-исключением. Ясно, что это право не может принадлежать любому продавцу авторских прав. Следовательно, это право может принадлежать только первоначальному владельцу авторских прав - автору.

Таким образом , термин "автор" обозначает только автора, в то время как в остальных местах, равно как и в остальных статьях Закона (если только из контекста не вытекает иного) в понятие "автор" включаются и правопреемники автора. Автор, не имеющий исключительных прав на использование произведения, тем не менее, вправе запретить использование произведения "другим лицам". Под другими лицами следует понимать нарушителей авторского права.

2.2.2. договор о передаче неисключительных прав.

Права, приобретаемые в таком договоре покупателем, являются относительными:

они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие - как неисключительные.

Сравнивая эти два вида авторских договоров можно сделать следующие практические выводы:

- наиболее предпочтительным для автора произведения является форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав;

- наиболее предпочтительным для пользователя является авторский договор о передаче исключительных прав на использование произведения, т.к. в этом случае пользователь становиться фактическим владельцем творческого произведения, извлекая от его использования максимальную прибыль, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам;

- даже в случае, когда автор произведения расстался со своими исключительными правами в результате договора о передаче исключительных прав на произведение, он всё равно остаётся и признаётся всеми его автором, а также сохраняет наряду с личными неимущественными правами некоторые другие права, такие как право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и производить некоторые действия в отношении лиц, нарушающих права пользователя, если сам пользователь этого не делает. То есть здесь в отличие от обычных норм Гражданского законодательства автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом .

Наши рекомендации