Указания по организации самостоятельной работы обучающихся
Одна из задач основной образовательной программы по направлению подготовки 030900.62(40.03.01) «Юриспруденция» и высшего образования в целом заключается в формировании творческой личности бакалавра, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.
Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагают максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и могут рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование креативных навыков творческой мыслительной деятельности студента в аудитории, при консультациях преподавателя и при домашней подготовке.
Для дисциплины «Уголовное право. Общая часть.» характерны следующие виды самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа студентов -организуется и проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом, виды и формы внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть» представлены в подразделе 4.1 Рабочей программы.
Для дисциплины «Уголовное право. Особенная часть.» характерны следующие формы аудиторной самостоятельной работы студентов:
Работана практических (семинарских) занятиях:
• Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения;
• Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы;
• Решение задач - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации — задачи.
Формы текущего контроля аудиторной самостоятельной работы:
Устная проверка:
• Опрос:
- проводится с каждым студентом последовательно;
- может применяться в процессе занятий, когда оценивается один студент или несколько;
- может предшествовать изучению нового материала, проверки ранее изученного материала;
- перечень вопросов для опроса /собеседования/ и продолжительность его определяется преподавателем;
• Фронтальная устная проверка знаний студентов:
- при фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов;
- преподаватель задаёт вопросы, предполагая короткие ответы студентов по существу вопроса;
- при подведении итогов фронтальной устной проверки преподаватель сообщает его результаты студентам.
Письменная проверка:
Тестирование - представляет собой систему заданий стандартной формы, содержания и специальных параметров, оцениваемых в ходе математического анализа.
Формы тестовых заданий:
– закрытая форма: к заданию даются готовые ответы один (или несколько) правильных;
– задания на установление правильной последовательности. Позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.
Методика тестирования, как одна из форм контроля аудиторной самостоятельной работы студентов, критерии оценивания, банк вопросов, содержание модулей и разделов для проведения текущей аттестации студентов разрабатываются преподавателем и отражаются в разделе 10. Рабочей программы.
Для дисциплины «Уголовное право. Особенная часть.» характерны следующие формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
· Проработка конспекта лекций - ознакомление студентов с теорией, методологией и известными методами и методиками конкретной дисциплины с целью формирования основного теоретического фундамента ее изучения;
· Изучение рекомендуемой литературы и первоисточников по дисциплине с составлением конспекта - это изложение основных понятий, категорий и определений курса, без особых пояснений, примеров, иллюстраций, ссылок, экскурсов в прошлое, т.е. изложение материала в виде тезисов;
· Написание контрольной работы - самостоятельной работы студентов, обеспечивающей текущий контроль усвоения обучающимися учебного материала. Контрольная работа выполняются в виде письменных ответов на вопросы. Они проводятся для установления степени достижения цели обучения, получения информации, необходимой для управления процессом обучения и стимулирования самостоятельной работы.
Методика подготовки к текущей и промежуточной аттестации, как к формам контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов, критерии оценивания, банк вопросов, содержание модулей и разделов для проведения текущей и промежуточной аттестации студентов разрабатываются преподавателем и отражаются в разделе 10. Рабочей программы.
Приложение 2
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Приложение 3