Вас окружают вещи, которыми Вы часто пользуетесь. Каковы Ваши принципы расположения вещей?
А. Каждая вещь лежит где попало.
Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи - свое место.
В. Периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придется. Спустя некоторое время опять навожу порядок и т.д.
Г. Считаю, что данный вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.
Можете ли Вы по истечении дня сказать: где, сколько и по каким причинам Вам пришлось напрасно терять время?
А. Могу сказать о потерянном времени.
Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.
В. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его.
Г. Не только хорошо представляю: где, сколько, и почему было напрасно потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых ситуациях.
Д. Постоянно добиваюсь сокращения потерь времени.
7. Каковы ваши действия, когда на совещании, собрании начинается "переливание из пустого в порожнее"?
А. Предлагаю обратить внимание на существо вопроса.
Б. На любом совещании или собрании бывает что-то нужное и что-то пустое. В чередовании того и другого проходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь - приходится слушать.
В. Погружаюсь в "небытие".
Г. Начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете на "переливание из пустого в порожнее"
Предположим Вам предстоит выступать с докладом. Придаете ли Вы значение не только содержанию доклада, но и его продолжительности?
А. Уделяю самое серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определять только приблизительно. Если доклад интересен, следует давать время, чтобы его закончить.
Б. Уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.
Стараетесь ли Вы использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?
А. Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, плохое настроение и т.д.)
Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени.
В. Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь?
Г. Стараюсь несмотря ни на что.
Какую систему фиксаций поручений, заданий, просьб Вы используете?
А. Записываю в своем еженедельнике: что выполнить и к какому сроку.
Б. Фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике. "Мелочь" пытаюсь запомнить. Если забываю о "мелочи" , то не считаю это недостатком.
В. Стараюсь запомнить поручения, задания, просьбы, так как это тренирует память. Однако должен признаться, что память часто подводит меня.
Г. Придерживаюсь принципа "обратной памяти": пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение нужное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
Точно ли Вы приходите на деловые встречи, собрания, совещания, заседания?
А. Прихожу раньше на 5-7 минут.
Б.Прихожу вовремя, к началу собрания, заседания, совещания. В. Как правило опаздываю.
Г.Всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя.
Д. Если бы было издано пособие "Как не опаздывать", то я, вероятно, научился бы не опаздывать.
12. Какое значение Вы придаете своевременности выполнения поручений, заданий, просьб?
А. Считаю, что своевременность выполнения - это один из важных показателей умения работать. Однако мне всегда кое-что не удается выполнить вовремя.
Б. Своевременность выполнения - это "зверь", который может укусить именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть выполнение задания.
В. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.
Г. Своевременно выполнять задание или поручение - это верный шанс получить новое. исполнительность всегда своеобразно наказывается.
Предположим, Вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства сложились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как Вы будете себя вести?
А. Сообщу человеку об изменившихся обстоятельствах и о невозможности выполнить обещанное.
Б. Постараюсь сказать человеку, что обстоятельства изменились и выполнение обещания затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежды на обещанное.
В. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню - хорошо, не выполню - тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал(а) своих обещаний.
Г. Ничего не буду сообщать человеку. Выполню обещанное во что бы то ни стало.
А теперь посчитайте полученную сумму, пользуясь приведенной ниже таблицей:
Проверьте самих себя:
От 72 до 78 баллов. Вы организованный человек. Единственно, что можно посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть Вам не кажется, что Вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.
От 63 до 71 балла. Вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает Вам несомненное преимущество перед другими людьми, которые призывают организацию "под ружье" в случае крайней необходимости. Но Вам следует внимательнее присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.
Меньше 63 баллов. Ваш образ жизни, Ваше окружение научили Вас быть в чем-то организованным. Организованность, то проявляется в Ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы самоорганизации. Существуют объективные организационные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расход времени, технику работы. Вы увидите то, о чем не подозревали. Чтобы стать организованным человеком, нужно преодолеть себя, нужно иметь волю и упорство.
Подобным образом можно оценить и другие личностные качества, которые оказывают влияние на процесс обучения в институте. Знать свои сильные и слабые стороны - существенная основа для самосовершенствования. Но важно не только знать свои достоинства и недостатки, но и владеть методиками их развития или исправления.