По налоговой проверке недействительным

Заявление о признании решения налогового органа недействительным подается в арбитражный суд в бумажном или электронном виде (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Формальные требования к содержанию заявления приведены в ч. 1 ст. 199 АПК РФ.

Помимо сведений, которые указаны в этой норме, в заявлении следует максимально полно отразить все возможные аргументы в свою пользу.

Прежде всего необходимо сосредоточиться на фактах и обстоятельствах, которые доказывают вашу правоту по существу. Указать, в чем неверны выводы налоговиков, привести ссылки на первичные и другие документы.

Второй важный момент - выявление нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. К таким условиям относится необеспечение налогоплательщику возможности (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):

- участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки;

- давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Речь идет о ситуациях, когда вас не известили о рассмотрении материалов проверки (как первоначальном, так и с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля) либо не дали вам возможность представить возражения на акт налоговой проверки или по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Примечание

Подробно о последствиях нарушения прав налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки см. в разд. 23.2 "Извещение налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки" и разд. 23.6.5 "Право налогоплательщика на ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля и участие в их рассмотрении".

Подробно о последствиях нарушения права налогоплательщика на представление возражений см. в следующих разделах Практического пособия:

- 6.5 "Последствия нарушений права на подачу возражений на акт камеральной проверки";

- 15.5 "Последствия нарушений права на подачу возражений на акт выездной проверки".

Далее необходимо выявить и привести в заявлении все нарушения, которые допущены налоговиками при составлении решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и акта налоговой проверки.

Примечание

О том, какие нарушения в акте налоговой проверки и в самом решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности могут стать основанием для его отмены, см. в разд. 5.1.5 "Нарушения (ошибки) при составлении акта камеральной проверки и их последствия", разд. 14.2.2 "Нарушения (ошибки) при составлении акта выездной проверки и их последствия", разд. 23.8.3 "Нарушения при составлении итогового решения и их последствия".

Кроме того, важно указать на все нарушения законодательства, которые налоговики допустили в ходе конкретных мероприятий налогового контроля (например, при выемке, осмотре, экспертизе и т.д.). Таким образом можно отвести часть, а то и все имеющиеся у налоговиков доказательства (п. 4 ст. 101 НК РФ, ч. 3 ст. 64 АПК РФ).

Примечание

О том, какие нарушения являются основанием для отвода конкретных доказательств по делам о признании недействительными итоговых решений по налоговым проверкам, вы можете узнать в разд. 10.8 "Мероприятия налогового контроля в ходе выездной проверки".

Не лишним будет указать и на все прочие нарушения сроков и порядка совершения тех или иных действий в ходе проверки.

К примеру, на нарушения при назначении выездной проверки.

Примечание

Об ограничениях на проведение выездных проверок читайте в гл. 10 "Порядок проведения выездной проверки".

Даже незначительные нарушения в совокупности могут помочь вам расположить судей в свою пользу.

Также важно учесть формальные обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда в случае привлечения к налоговой ответственности:

- наличие обстоятельств, которые исключают привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);

- наличие смягчающих обстоятельств (ст. ст. 112, 114 НК РФ);

- наличие обстоятельств, которые исключают вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т.д.

Формулировки заявления должны быть четкими, основанными на нормах права и сопровождаться ссылками на соответствующие статьи Налогового кодекса РФ. Ссылаться следует на нормы в редакции, которая действовала в спорный период.

Особенно важно в заявлении указать на судебные акты, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы они были изданы Высшим Арбитражным Судом РФ, Верховным Судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа.

Обратите внимание!

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ Высший Арбитражный Суд РФ упразднен, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 2-ФКЗ).

Вместе с тем арбитражные суды Российской Федерации и после упразднения ВАС РФ могут в своих решениях ссылаться на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики и постановления Президиума ВАС РФ. Кроме того, они могут ссылаться на постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики и постановления Президиума Верховного Суда РФ. Такие выводы можно сделать из анализа положения абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ, которая действует с 6 августа 2014 г. (п. 10 ст. 1, ст. 4 указанного Закона).

Таким образом, и после завершения деятельности ВАС РФ при обжаловании решения налогового органа, вынесенного по итогам проверки, вы можете подкреплять свои доводы позицией ВАС РФ, изложенной в постановлениях Пленума и Президиума ВАС РФ, которые не утратили силу.

Также целесообразно сослаться на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального Управления ФНС России. Если по спорному эпизоду есть адресованные налогоплательщику письменные разъяснения местной инспекции, нужно привести и их.

Как видим, составление заявления в арбитражный суд - нелегкая задача. К ее выполнению рекомендуем привлекать квалифицированных юристов.

К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Не забудьте приложить текст (копию) оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Следует помнить, что судебное обжалование итогового решения по налоговой проверке возможно только после обжалования данного решения в вышестоящем налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Следовательно, к заявлению необходимо приложить документ, который подтвердит, что досудебный порядок обжалования соблюден (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Как правило, это копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе (сообщения о принятом решении).

Обратите внимание!

Если вы обжалуете решение, по жалобе (апелляционной жалобе) на которое вышестоящий налоговый орган не вынес решение в установленный срок (абз. 2 п. 2 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ), то в качестве документа, подтверждающего соблюдение процедуры досудебного обжалования, вы можете приложить к заявлению:

- копию жалобы с отметкой налогового органа о ее принятии, если жалоба подавалась лично,

или

- копию описи вложения в почтовое отправление и (или) уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

Также нелишним будет подать вместе с заявлением ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

Напомним, что заявление можно подать в электронном виде (ч. 1 ст. 125 АПК РФ). Прилагаемые к нему документы можно также представить в суд в электронном виде (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

Перед тем как представить в арбитражный суд заявление, не забудьте направить его копию в тот налоговый орган, решение которого вы обжалуете. Кроме того, в инспекцию следует также направить копии документов, прилагаемых к исковому заявлению, если они у нее отсутствуют. То же самое необходимо сделать и в отношении иных лиц, участвующих в деле.

Указанные документы необходимо направлять заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 3 ст. 125 АПК РФ). Доказательства направления данных документов участникам спора необходимо приложить к исковому заявлению, направляемому в суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

СПРАВОЧНИК ТЕРМИНОВ

Доверенность >>>

Копии документов >>>

Личный кабинет налогоплательщика >>>

Место нахождения налогоплательщика >>>

Место постановки на налоговый учет >>>

Налог >>>

Налоги, связанные с использование природных ресурсов >>>

Налоговое правонарушение >>>

Налогоплательщик >>>

Обособленные подразделения >>>

Обстоятельства, исключающие ответственность >>>

Предмет налоговой проверки >>>

Представитель налогоплательщика >>>

Расчет >>>

Существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки >>>

Расчет

В тексте настоящего Практического пособия под расчетами понимаются (п. 1 ст. 80 НК РФ):

1) расчеты авансовых платежей.

В расчете авансового платежа налогоплательщик заявляет сумму авансового платежа по налогу, а также базу исчисления, используемые льготы и (или) другие данные, на основании которых налог исчисляется и уплачивается (абз. 3 п. 1 ст. 80 НК РФ). Такие расчеты подают по итогам отчетных периодов;

2) расчеты сборов.

Расчет по сборам представляет собой заявление плательщика о сумме соответствующего сбора и данных, на основании которых он исчислен и уплачивается (абз. 4 п. 1 ст. 80 НК РФ);

3) расчеты, которые представляют налоговые агенты.

Порядок представления расчетов не отличается от порядка представления деклараций (п. п. 1 - 3 ст. 80, п. 1 ст. 81 НК РФ):

- расчет подается отдельно по каждому налогу (сбору), который должен быть уплачен;

- его представляют по установленной форме в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Копии документов

Все копии, которые вы подаете в налоговый орган, лучше заверять.

Прямая обязанность представлять заверенные копии в ходе налоговой проверки установлена только:

- для случаев истребования документов налоговиками как у самого налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ), так и у третьих лиц (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Указанные нормы содержат также требования к заверительной надписи;

- для ситуации, когда налогоплательщик прилагает копии подтверждающих документов к возражениям на акт налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Однако и в других случаях, когда вы передаете инспектору копии документов (например, в качестве подтверждения обстоятельств, которые не позволяют представить определенные документы по требованию налоговиков), их целесообразно заверять.

По общему правилу налоговые органы не вправе требовать от вас нотариального удостоверения копий документов. Они заверяются непосредственно тем лицом, которое их представляет, а именно:


Кто представляет копии документов Заверяем копию
Организация - подпись руководителя организации или ее представителя; - печать организации
Индивидуальный предприниматель - личная подпись индивидуального предпринимателя или его представителя; - печать (если имеется)
Физическое лицо - личная подпись физического лица или его представителя

Порядок оформления заверительной надписи на копии документа установлен п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст. В нем указано, что такая надпись делается после графы для подписи. При этом выглядеть надпись должна так:

Верно

Должность заверяющего Личная подпись Инициалы, Фамилия

Дата

В то же время данный порядок не является обязательным для применения (абз. 4 п. 1 ГОСТ Р 6.30-2003). Поэтому надпись может выглядеть иначе и располагаться в любом свободном поле документа.

Отметим, что вы вправе прошить копию многостраничного документа и только в одном месте на прошивке проставить единую заверительную надпись. Для этого вам необходимо пронумеровать все листы в документе, указав при заверении их общее количество. Учтите, что пачка должна быть прошита таким образом, чтобы при работе с ней не произошло ее разрушения (расшития) и обеспечивалось свободное копирование каждого отдельного листа документа. Кроме того, в копии должны просматриваться все даты, визы, резолюции и т.п. (Письма Минфина России от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 21)).

Однако копии нескольких документов желательно заверять отдельно. Одной заверительной надписи на подшивке копий документов недостаточно. На это указывает Минфин России в Письмах от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 N 03-02-07/1-374, от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, а также ФНС России в Письме от 02.10.2012 N АС-4-2/16459. К такому же выводу приходят и некоторые судьи (Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09). Вместе с тем отметим, что не все суды разделяют подобный подход.

по налоговой проверке недействительным - student2.ru Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли проверяемое лицо заверить прошитую пачку копий документов, а не каждую копию в отдельности, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Кроме того, не стоит в целях экономии представлять заверенные копии документов на черновиках. По мнению Минфина России, оборотная сторона отводится для отметки об исполнителе документа (инициалы, фамилия и номер телефона исполнителя) (Письмо от 01.02.2010 N 03-02-07/1-35).

Примечание

Подробнее о возможности компенсации расходов на изготовление копий документов вы можете узнать в разд. 13.11 "Компенсация расходов на копирование и доставку истребованных документов".

Наши рекомендации