Общие сведения о VOR-4000

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

СИСТЕМЫ И СРЕДСТВА РАДИОНАВИГАЦИИ

ВСЕНАПРАВЛЕННЫЙ УГЛОМЕРНЫЙ РАДИОМАЯК

БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ VOR-4000

Конспект лекций

Красноярск,

Конспект лекций «Радионавигационные системы» предназначен в помощь слушателям, изучающим курс «Радионавигационные системы».

Порядок изучения материала и его содержание полностью соответствуют учебной программе «Системы и средства радионавигации».

Конспект лекций разработан преподавателями Тоболовым Ю.М. и Асташиным Ю.С.

Содержание

2. Радиотехнические системы ближней навигации………………………….4

2.1. Структурная схема VOR-4000……………………………………………4

2.1.1. Общие сведения о VOR-4000…………………………………………..4

2.1.1.1. Назначение, классификация радиомаяков ближней навигации …..4

2.1.1.2. Назначение, структурная схема, размещение аппаратуры VOR,

требование к позиции …………………………………………………6

2.1.2. Антанная система……………………………………………………….8

2.1.2.1. Антенная система, основные характеристики и параметры ……… 8

2.1.2.2. Взаимодействие элементов АФС в процессе формирования

диаграммы направленности в форме вращающейся кардиоиды……9

2.2. Передающее устройство…...…………………………………………….12

2.2.1. Общие сведения о передающем устройстве ………………………...12

2.2.1.1. Назначение, состав, технические характеристики…………..……..12

2.2.1.2. Принцип построения и взаимодействие элементов по

структурной схеме…………………………………………………...13

2.2.2. Особенности построения формирователей модулирующего

сигнала радиопередающего устройства………………………………18

2.2.2.1. Задающие устройства амплитудной, фазовой модуляции

сигнала устройства………………………………………..…………18

2.2.2.2. Контроль работоспособности радиопередающее устройство ……21

2.2.3. Принципиальная схема канала переменой фазы ……………………22

2.2.3.1. Возбудитель высокочастотного сигнала, контроля параметров…22

2.2.3.2. Модулятор сигнала переменной фазы MOD-SB1 и MOD- SB2…..24

2.2.3.3. Особенности построения блока регулируемых элементов связи…26

2.2.4. Канал опорной фазы………….………………………………………..27

2.2.4.1. Модулятор сигналов опорной фазы…...……………………………27

2.2.4.2. Усилитель мощности XMTR 1000……………..……………………28

2.2.4.3. Блок управления и переключения…………………………………..30

2.2.5. Главный процессор…………...………………………………………..31

2.2.5.1. Аппаратурный процессор EDP…….………………………………..31

2.2.5.2. Блоки оперативной и перепрограммируемой памяти (MEM)……..34

2.2.5.3. Логическое устройство управления…….………………………...…35

3. Приемная часть изделия VOR-4000……………………………………….37

3.1. Принципиальная схема приемной части изделия……………………...37

3.1.1. Процессор сигналов монитора (MSP-VD), контроль параметров

сигналов…………………………………………………………………37

3.1.2. Энергоснабжение изделия (по функциональной схеме)…...………..39

Раздел 2. Всенаправленный УГЛОМЕРНЫЙ радиомаяк ближней навигации

Радиотехнические системы ближней навигации

Структурная схема VOR-4000

Общие сведения о VOR-4000

2.1.1.1. Назначение, классификация радиомаяков ближней навигации

Классификация РНС

По назначению и месту установки:

- РНС для навигации в полёте;

- РНС для навигации при заходе на посадку;

- РНС для измерения навигационного параметра;

- РНС определения собственного места положения;

- РНС определения местонахождения встречных подвижных объектов.

В зависимости работы бортовой аппаратуры от наземной аппаратуры:

- автономные (как наземные, так и бортовые);

- полуавтономные;

- наземно-бортовые.

По числу измеряемых параметров:

- одномерные;

- двумерные;

- трёхмерные.

По принципу формирования сигнала и характеру радиотехнических измерений.

- амплитудные;

- частотные;

- фазовые;

- временные;

- корреляционные;

Средства ближней навигации наиболее широко представлены системами РСБН и VOR/DME.

РСБН относятся к средствам, реализующим принцип активно-активной (вторичной) радиолокации и позволяют контролировать местоположение воздушного судна на экранах индикаторов.

VOR/DME относятся к средствам, реализующим принцип радиомаяка, по направлению на который с использованием карты местности можно на воздушном судне определить свои координаты.

VOR – всенаправленный угломерный навигационный радиомаяк СВЧ диапазона (метрового) является радионавигационным средством, рекомендованным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в качестве международной системы навигации для управления самолетом при полетах на близкие и средние расстояния.

DME – радиодальномерное оборудование является стандартным международным средством ближней навигации самолетов гражданской навигации, работающее на принципе вторичной радиолокации в дециметровом диапазоне волн.

VOR и DME устанавливаются совместно и образуют однопозиционный радиомаяк. Служат для определения навигационных параметров (азимут, дальность).

Преимущества РСБН перед VOR/DME:

1. Более высокие точностные характеристики:

- среднеквадратическая ошибка измерения азимута РСБН G Общие сведения о VOR-4000 - student2.ru ;

- среднеквадратическая ошибка измерения азимута VOR G Общие сведения о VOR-4000 - student2.ru ;

- среднеквадратическая ошибка измерения дальности для РСБН и DMEсоответственно G Общие сведения о VOR-4000 - student2.ru ;

G Общие сведения о VOR-4000 - student2.ru .

2. Возможность выдачи информации об азимуте и дальности воздушных судов на индикатор кругового обзора (ИКО).

Достоинства VOR:

1. Отвечает требованиям ИКАО.

2. Высокая надежность, благодаря использованию современной эле- ментной базы.

3. Возможность дистанционного управления и контроля с созданием одного управляющего центра (реализована концепция дистанционного мониторинга).

4. Сравнительно низкие стоимостные затраты на техническую эксплуатацию и энергопотребление.

Наши рекомендации