Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям
Работа на семинарских (практических) занятиях направлена на закрепление теоретического материала, на обсуждение наиболее значимых тем спецкурса. Начинать подготовку к занятию следует с ознакомления с вопросами плана и методическими рекомендациями. Затем студент должен изучить материал, изложенный по теме занятия в учебной литературе, а также в конспекте лекций. При необходимости нужно обратиться к нормативной базе и дополнительной литературе. Очень важно научиться выделять самое важное в изучаемой теме. Для проверки усвоения темы необходимо ознакомиться с контрольными заданиями и тестами, а также с вопросами для самоконтроля. Существует ряд способов запоминания материала: повторение всего материала или его отдельных частей, разбивка текста на части, конспектирование основных вопросов (это развивает не только логическую, но и зрительную память). Материал будет усваиваться хорошо только при систематической подготовке к занятиям. Студент должен стремиться не автоматически заучить текст, а выделить актуальные проблемы в рамках той или иной темы, выработать по ним свою позицию. На выступление по одному вопросу плана семинара должно отводиться не более 10-15 минут, не желательно затягивать ответ, дискуссии можно оставить для конференции, научного кружка. По вопросам семинара студент должен уметь приводить примеры из следственной практики, специальной литературы.
Семинарские (практические) занятия могут служить трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок. На занятиях студенты имеют возможность задавать вопросы выступающему, а также преподавателю, поправлять и дополнять ответы выступающих, анализировать практику применения законодательства.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. При этом ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
· Круглый стол (дискуссия, дебаты)
· Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)
· Деловые и ролевые игры
· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
· Мастер класс
Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Важной задачей при организации «круглого стола» является:
· обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
· иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
· тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).
При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:
а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
б) преподаватель также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и студентами.
«Круглый стол» целесообразно организовать следующим образом:
1) Преподавателем формулируются (рекомендуется привлекать и самих студентов) вопросы, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть проблему;
2) Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;
3) Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист);
4) В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.
Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.
Дискуссия(от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.
Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. При этом в качестве сценария ситуации можно использовать примеры из правоприменительной практики (прежде всего, опубликованные судебные решения).
Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п. При изучении спецкурса использование данного метода может заключаться в разработке студентами плана занятий с соответствующими методическими рекомендациями, проведении занятия в интерактивной форме.