ЗАНЯТИЕ 6. Жанр интеллектуального романа в европейской литературе XX века

1. «Паломничество в страну Востока» Г. Гессе как эстетическое предисловие к роману «Игра в бисер».

2. Цель и структура Братства; способ изучения истории Братства.

3. Действительность и чудеса в «Паломничестве» («триады» Братства и «триады» современного мира).

4. Образ «идеального слуги» Лео (служба, исчезновение и второе обретение Лео).

5. Суть «закона служения».

6. Жанровое своеобразие и композиция романа Г. Гессе «Игра в бисер» (1943).

7. Основные темы романа: вера, культура, странствие, уход от реальности, посвященность, спасение человеческой души, наставничество.

8. Образ магистра игры Йозефа Кнехта: призвание – служение – размышление – сомнение – уход – жертвенность – гибель.

9. Понятие «Игра» и его функция в романе: причины появления Игры, исток Игры, Роль Игры, Игра и религия, структура Игры, архив Игры (письменный вариант ответа со ссылками на текст).

Литература

  1. Гессе. Г. Степной волк. Паломничество в страну Востока. Игра в бисер.

2. Гессе Г. Художник и психоанализ // Называть вещи своими именами. М., 1986. С.399-403.

3. Затонский Д.В. Парадоксы Германа Гессе // Затонский Д. В наше время. М., 1979. С.230-257.

4. Гельт М.Е. Типологические особенности образа героя-наставника в произведениях Т. Манна и Г. Гессе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2013. № 3. С. 56-61.

5. Квитков Г.Г. Концепция культуры в произведениях Г.Гессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. Т. 1. № 3. С. 61-66.

6. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1968.

7. Гельт М.Е.Традиции интеллектуального романа в произведениях Т. Манна и Г. Гессе // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 123-132.

МОДУЛЬ 3

ЗАНЯТИЕ 7. Неоавангард во французской литературе XX века: театр абсурда и школа «нового романа»

1. Разрушение стандарта в пьесах Э. Ионеско (эстетика «театра абсурда»).

2. Образы обывателей в пьесе «Лысая певица» (пределы человеческого понимания).

3. Модель героя: «человек вообще» или человек эпохи? (Проблема порабощения сознания.)

4. Социальная мифология и ее разрушение в пьесе Э.Ионеско «Носороги».

5. Прошлое – настоящее – будущее (время и пространство в пьесах абсурдистов).

6. Мгновения жизни и вечное одиночество героев С.Беккета («В ожидании Годо»).

7. «Связанные одной цепью»: человек и вещи в театре абсурда.

8. «Трагедия слов» в пьесах Э.Ионеско и С.Беккета (слово и недоверие к слову в театре абсурда).

Литература

1. Беккет С. В ожидании Годо // Иностранная литература. 1966. № 10 (и др. изд.).

2. Беккет С. Три диалога // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.118-127.

3. Ионеско Э. Лысая певица. Носороги.

4. Ионеско Э. Как всегда – об авангарде. Трагедия языка. О кризисе театра // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992. С.128-139.

5. Ионеско Э. Противоядия. М., 1992.

6. Дюшен И. Театр парадокса (предисловие) // Театр парадокса. М., 1991.

7. Исаев С. Предисловие // Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.

8. Никитин В.А. Человек, не пожелавший стать носорогом // Ионеско Э. Противоядия. М., 1992. С.3-8.

9. Торопова Л.А. Язык и поэтика: от сюжетного ожидания в романе Достоевского к ожиданию Годо в пьесе Беккета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-2 (32). С. 190-197.

10. Чередниченко В.И. Поэтика ранних пьес Э. Ионеско // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. № 3-4 (55-56). С. 75-79.

ЗАНЯТИЕ 8. Английская, американская и немецкоязычная литературы XX века

Вариант 1. Проблема героя в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

1. Жанровая специфика роман Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951).

2. Суть конфликта Холдена Колфилда с обществом:

а) Холден Колфилд и его семья;

б) Холден Колфилд и его сверстники в школе;

в) Холден Колфилд и учителя (поиск духовного наставника);

г) Холден Колфилд в путешествии по Нью-Йорку (смысл вопроса об утках);

д) Холден Колфилд и его отношение к литературе (комментарий к его сочинениям и записям).

3. Язык героя, стиль писателя (художественные приемы в романе).

4. Проблема самопознания и самовыражения в романе «Над пропастью во ржи».

5. Интерпретация названия романа «Над пропастью во ржи».

6. Тема молодежи в зарубежной литературе XX века.

Литература

1. Сэлинджер Д.Д.Над пропастью во ржи. Цикл о Гласах.

2. Кеннет Славенски ДЖ. Д. Сэлинджер, идя через рожь [пер. с англ. А. Дорошевича, Д. Карельского]. Москва, 2012. Сер. Персона : биографии, автобиографии, мемуары

3. Сергиенко И.В. В. В. Набоков о художественных особенностях новеллы Дж. Д. Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-1 (21). С. 164-169.

4. Галинская И. Л. Загадка Сэлинджера // Галинская И. Л. Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986. — С. 9-64.

5. Борисенко А. Сэлинджер начинает и выигрывает // «Иностранная литература» 2009, № 7.

6. Фаликов Б. З. «Ради толстой тети». Духовные поиски Дж. Д. Сэлинджера // «Иностранная литература» 2009, № 2.

7. Борисенко Александра. О Сэлинджере, “с любовью и всякой мерзостью” // «Иностранная литература» 2001, №10.

8. Менанд Луис. "Над пропастью во ржи" 50 лет спустя // «Иностранная литература» 2005, №10

Вариант 2. Концепция искусства в «Коллекционере», «Башне из черного дерева» Д.Фаулза

1. Литература и живопись: прошлое и настоящее этих видов искусства. Искусство слова – искусство кисти: спор о путях развития современного искусства.

2. Джон Фаулз – «литературный коллекционер», «английский Набоков» (к проблеме литературных влияний).

3. Повествовательная структура «Коллекционера». Авторский замысел и система персонажей.

4. «Башня из черного дерева»: Дэвид Уильямс – Генри Бресли: два взгляда на искусство (позиция автора).

5. Два смысловых уровня: реальный и философский, мифологический, «универсальный».

6. Образ Котминэ – «мир материализовавшегося искусства».

7. Художественные приемы (описания, роль деталей, ассоциации, диалог…).

8. Интерпретация названия произведений.

Литература

1. Фаулз Д.Башня из черного дерева // Иностранная литература. 1979. № 3.

2. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. М., 1984. С.456-459.

3. Кабанова И.В. О некоторых проблемах современного искусства в «Башне из черного дерева» Джона Фаулза // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. Саратов, 1983. С.90-102.

4. Михальская Н.П. Взаимодействие литературы и живописи в истории культуры Англии // Традиция в истории культуры. М., 1978.

5. Солодовник К.Б. Реальности в английском постмодернистском романе (на материале раннего творчества Дж. Фаулза) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 43-1. С. 319-323.

6. Тимофеев В.Г. Уроки Джона Фаулза. СПб., 2005.

ЗАНЯТИЕ 9. Латиноамериканская литература XX века

1. Интерпретация термина «магический реализм». Миф и история в романе Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967).

2. Жанровая полифония романа «Сто лет одиночества».

3. Тематическое своеобразие (история, миф, насилие, отсталость, мужчина и женщина, ребенок, чудеса, война, религия…).

4. Особенности повествовательной манеры (сказка, притча, литературные ассоциации, ирония).

5. Род Буэндиа – латиноамериканское генеалогическое древо.

6. Пространственно-временные отношения в романе.

7. Цыган Мелькиадес – олицетворение творческого метода писателя.

8. Магия реальной жизни: люди и вещи в романе («вещи – они тоже живые, надо только уметь разбудить их душу»).

9. Художественные приемы.

10. Проблема традиций и новаторства (контекст латиноамериканский и европейский).

Литература

1. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества.

2. Г.Гарсиа Маркес о литературе, о себе, о своем творчестве // Вопросы литературы. 1980. № 3.

3. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. М., 1983 (Глава 8. Буэндиа, Макондо, мир).

4. Петровский И.М. Проблемы поэтики Гарсиа Маркеса (на материале романа «Сто лет одиночества») // Актуальные проблемы зарубежной литературы ХХ века. МГУ, 1989. С.81-95.

5. Рощин М. Призма Г. Гарсиа Маркеса // Иностранная литература. 1980. № 7.

6. Столбов В. «Сто лет одиночества» – роман-эпос (Габриэль Гарсиа Маркес) // Столбов В. Пути и жизни (о творчестве популярных латиноамериканских писателей). М., 1985. С.269-318.

7. Ялтов В. Фантазия и реальность в творчестве Габриэля Гарсиа Маркеса // Г.Гарсиа Маркес. Недобрый час. М., 1975.

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум). Не предусмотрены учебным планом ОП.

8. Примерная тематика курсовых работ

Не предусмотрены учебным планом ОП.

3. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа по дисциплине «История зарубежной литературы» включает чтение рекомендованных художественных текстов, конспектирование научной и критической литературы, составление глоссариев, выполнение творческих заданий, составление таблиц с сопоставительным анализом данных, выполнение контрольных работ и тестовых заданий.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата или эссе (с компьютерной презентацией) по предлагаемым темам. Подготовка реферата предполагает изучение научной литературы по проблеме и критический ее анализ, способствует формированию самостоятельности, творческой активности, инициативности, включению элементов новизны в процессе выполнения задания, отражает степень проявления научного мышления.

Наши рекомендации