Проекты и проектирование

Мы уже отметили выше разницу между исследованием и проекти­рованием. В практике работы с детьми полезно и исследование, и проектирование. Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские изыскания более строгими, подчиненными определенной задаче. Нередко детские проекты бывают фантастическими. Они также полезны и в плане развития мышления ребенка, и в плане формирования у него иссле­довательских умений и навыков.

Приведем несколько примеров. Мальчики из третьего класса раз­работали проект создания компьютерной сети для общения с одно­классниками. А также написали несколько сценариев для компью­терных игр.

Их одноклассницы сделали другой, вполне реальный проект: «Учебник логики для первоклассников», с образным названием -«Первые шаги». Девочкам пришлось изучать литературу, посвящен­ную тому, как составляются учебники. Побеседовать с педагогами об учебниках. Мобилизовать собственный ученический опыт. Они тщательно подбирали материал, отрабатывая текст, продумывали каждое задание и упражнение. Все это надо было напечатать на компьютере и проиллюстрировать.

Девочки из прогимназии № 1882 разработали и реализовали про­ект собственного журнала для одноклассников и родителей. Мальчи­ки сделали проект гоночного автомобиля для кольцевых гонок «Фор­мулы-1».

Один из самых ярких проектов был сделан третьеклассником ГОУ № 1611 Сашей. Он стал разрабатывать и выполнил проект «Детской игровой площадки». Тема, а следовательно, и сама работа, поначалу казалась какой-то не яркой. Но Саша так активно трудился и прило­жил столько энергии и фантазии к выполнению работы, что резуль­тат превзошел все ожидания. Он исследовал детские площадки на территории Восточного Дегунино, изучал публикации в специальных журналах, консультировался с разными людьми.

Во время защиты этого проекта в школе присутствовал представи­тель муниципальной администрации. Было предложено представить этот проект на конкурс архитекторов в рамках программы «Москов­ский дворик». Это вполне логично, ведь играть на площадке будут дети, а не взрослые архитекторы, и почему бы юному творцу не дове­рить проектирование детской площадки. Эта идея была реализована.

Конечно, детские проекты далеко не всегда получают такой блес­тящий практический выход. Но это и необязательно, основной ре­зультат работы ребенка лежит в другой плоскости. Главное, это то, что приобрел начинающий исследователь в психолого-педагогиче­ском плане, выполняя данную работу.

Экспресс-исследования

Исследовательская работа, о которой мы говорили выше, предпо­лагает длительное, индивидуальное или коллективное исследование. Но возможна и очень результативна форма организации исследова-

тельского обучения, названная нами «экспресс-исследованиями». Она также предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.

Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследова­ние по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассни­ки в прогимназии № 1882 (начальная школа - детский сад), отправ­ляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природо­ведению. Например: «Исследовать, какие птицы живут в окрестно­стях школы», «Какие растут деревья», «Охарактеризовать «розу вет­ров» в окрестностях школы», «Выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе», «Понаблюдать, как зимуют травы», «Как ложится снег», «Какие насекомые живут на территории школы и как они ведут себя зимой», «Как и почему люди прокладывают тропинки по территории двора» и т.п.

Возможны и теоретические и, конечно же, фантастические экс­пресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего» (поручить детям оператив­но составить проекты: жилого дома будущего, школьного здания бу­дущего, магазина будущего и др.); «Неземные цивилизации»; «Фан­тастические рассказы» и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложны, однако при этом в плане обучения они очень продуктивны, и их легко мож­но привязать к основным традиционным предметным дисциплинам. В своей работе в ГОУ № 1669 и прогимназии № 1882 г. Москвы мы предлагали детям поработать в школьном «центре обогащения содер­жания образования», где можно было найти разную литературу и где накапливались выполненные детьми макеты проектов. Их задача -собрать материал из книг и других источников по заранее предло­женной теме. Темы эти чаще всего были связаны с историей, москво-ведением, музыкой, изобразительным искусством.

Например: «Искусство портрета» (основные особенности, класси­фикация портретов, особенности современных портретов и портретов прошлого и др.); «История возникновения московского трамвая», «Забытые народные музыкальные инструменты» и многое другое.

Иногда работы, начатые как теоретические, перерастали в эмпи­рические. Например, однажды у второклассников ГОУ №1611

г. Москвы, собиравших материал по искусству пейзажа в России, ро­дилась идея провести исследование художественных предпочтений одноклассников. Они расклассифицировали картины и, вооружив­шись их репродукциями, провели опрос одноклассников. С помощью простого ранжирования они определили рейтинги каждого из живо­писных направлений и каждой из участвовавших картин.

Особую важность в данной форме организации учебных исследо­ваний имеет заключительный момент. Мы проводили его обычно в виде конференции. Оперативно собранные материалы исследований обобщались, и авторы делали краткие сообщения.

Для этого столы ставятся в круг, и дети под руководством педаго­га-психолога делали краткие сообщения и участвовали в дискуссии. Обязательный элемент - вопросы к докладчику и краткое обсужде­ние сообщения.

Наши рекомендации