Интегрированные ИТ общего назначения

1. Электронный офис.

Информационные технологии общего назначения обеспечивают выполнение

многих расчётов и рутинных функций самого широкого спектра и поэтому в

той или иной степени нужны каждому пользователю компьютера независимо

от его профессии. Большинство из них объединено в электронный офис и на-

зываются офисными приложениями. На рынке конкурируют электронные

офисы фирм Lotus, Sun, Microsoft .

Рассмотрим состав пакета на примере расширенного выпуска наиболее попу-

лярного MS Office 2003. Он содержит: Word (текстовый процессор), Excel

(табличный процессор), Access (система управления базой данных),

PowerPoint (подготовка презентаций), Outlook Express (электронная почта и

персональный диспетчер), FrontPage (средство создания Web-узлов),

Publisher (настольная издательская система) , PhotoDraw (редактор деловой

графики и изображений). Во всех этих приложениях доминирующей является

первичная технология.

Word – текстовый процессор – исторически самое первое и наиболее широ-

ко используемое приложение, так как писать и оформлять тексты нужно

всем. Раньше подобные программы назывались редакторами, но сегодня этот

термин не отражает их возросших возможностей.

Помимо работы собственно с текстом (набор, редактирование, форматирова-

ние, автоматическая проверка правописания, составление автореферата и

т.д.) Word позволяет создавать в тексте разнообразные таблицы, графики, ил-

люстрации и пр. с их автоматической нумерацией и формированием перекрё-

стных ссылок. В результате можно подготовить документ любой сложности

и объёма. То есть Word представляет собой интеграцию текстового и графи-

ческого редакторов, элементов электронных таблиц, гипертекстовой техно-

логии.

Excel – табличный процессор - средство обработки любой экономической

информации, если её можно представить в табличном виде. Позволяет со-

ставлять отчёты самых разнообразных форм, наглядно представлять таблич-

ные данные в виде графиков, диаграмм. Позволяет вычислять аналитические

данные, обрабатывать статистическую информацию. Он также представляет

собой интеграцию элементов текстового и графического редакторов, гипер-

текстовой технологии.

Access система управления базами данных –реализует реляционный под-

ход к структурированию информации с ограниченным объёмом, задаваемым

ёмкостью оперативной памяти компьютера и двумерным представлением

данных в виде строк и столбцов.

Access работает с теми же таблицами что и Excel, но при этом данные хранят-

ся на внешних носителях информации и таблицы связаны между собой пере-

крёстными гипертекстовыми ссылками. Здесь также наблюдается интеграция

электронных таблиц, систем управления базами данных, графических редак-

торов и гипертекстовой технологии. Access может использоваться для созда-

ния локальных баз данных, ведения личных каталогов по различным темати-

кам и т.д.

PowerPoint – подготовка презентаций, лекций, докладов, иллюстративного

материала, для визуального отображения основных тезисов текстового док-

лада. Подобные программы появились недавно и основаны на синтезе тек-

стовых и графических редакторов с гипертекстовой и мультимедийной тех-

нологиями. С помощью Power Point можно подготовить слайды для выступ-

ления, графические заставки для видеофильмов и т.д.

Outlook Express почтовая система и персональный диспетчер включает

адресную книгу, дневник текущих записей, еженедельник для планирования

деятельности, электронную почту и другие полезные функции. Здесь наблю-

дается объединение текстового процессора, электронной почты, систем ин-

дивидуального планирования заданий. Outlook можно использовать не только

для планирования личной, но и для групповой деятельности. При работе в

одной локальной сети с его помощью можно просмотреть расписание меро-

приятий сотрудников и автоматически выбрать наиболее удобное для всех

время для проведения совместных мероприятий. При этом в каждом индиви-

дуальном плане тут же появится уведомление об этом.

FrontPage средство создания и поддержки Web-узлов. Web-узел –это на-

бор специально оформленных Web-страниц, связанных между собой пере-

крестными гипертекстовыми ссылками. FrontPage позволяет приобрести на-

выки в освоение первых шагов Web-дизайна, создать как личный Web-узел,

так и Web-узел для Интернета.

Publisher – настольная издательская система выполняет многие функции

Word (формирование содержания документа), но результатом её работы яв-

ляется документ в виде высококачественного полиграфического издания:

красочные буклеты, каталоги, пригласительные билеты, меню для званных

приёмов, поздравительные адреса и т.д.

PhotoDraw редактор деловой графики и изображений позволяет созда-

вать и редактировать качественные изображения: фото, презентации, дизайн

Web-узла, печатных изделий и т .д.

В электронном офисе используется технология OLE, которая позволяет свя-

зывать объекты (программы, тексты, документы, рисунки, таблицы и т.д.),

созданные разными приложениями в единый документ. Корпорация Microsoft

создала протокол OLE (Object Linking and Embedding – привязка и встраива-

ние объектов), позволяющий объединять документы (фрагменты), созданные

в разных приложениях. Протокол предлагает большое число возможностей,

которые реализуются быстро и максимально дружественно, так как они дос-

тупны и операционной системе и приложениям в любой момент времени.

Протокол OLE обеспечивает:

• Концепцию составных документов. Например, в документ редактора Word

можно выставить диаграмму Excel, схему Visio и т.д. Возможны две состав-

ляющие этой технологии: привязка и встраивание. Если один объект привя-

зан к другому, то изменение оригинала (откуда взят) приводит к изменению

привязанного объекта. Если объект привязан к нескольким документам, то

изменение оригинала вносятся во все привязанные объекты. Если объект

встроен в документ, то изменения оригинала не приводит u1082 к изменению

встроенного объекта.

• Редактирование «на месте». В этом случае привязанные и встроенные объ-

екты можно редактировать в объединённом документе, а не в оригинале.

• Перемещение объекта. Примером перемещения может служить перемеще-

ние пиктограммы (значка) файла в другое место.

Примерами применения технологии OLE может служить включение в элек-

тронный офис предметных приложений типа «Поставщики и покупатели»,

«Складской учет» из системы «1С: Предприятие», что ускоряет работу. Тех-

нологию OLE можно использовать для объединения объектов в сети Интер-

нет.

2. Технологии обработки графических образов

Потребность использования графиков, диаграмм, схем, рисунков, этикеток в

документах вызвала необходимость создания графических процессоров. Гра-

фические процессоры представляют собой инструментальные средства, по-

зволяющие создавать и модифицировать графические образы с использова-

нием следующих типов информационных технологий:

• коммерческой графики;

• иллюстративной графики;

• научной графики;

• когнитивной графики.

Информационные технологии коммерческой, или деловой, графики обеспе-

чивают отображение информации, хранящейся в табличных процессорах, ба-

зах данных и отдельных локальных файлах в виде двух- или трёхмерных гра-

фиков, круговой диаграммы, столбиковой гистограммы, линейных графиков

и др. Они включаются в состав офисных приложений, многих интегрирован-

ных технологий и систем.

Информационные технологии иллюстративной графики позволяют созда-

вать иллюстрации (деловые схемы, эскизы, географические карты и т.д.) для

различных текстовых документов в виде регулярных структур – различные

геометрические фигуры (векторная графика) и нерегулярных структур –

рисунки пользователя (растровая графика). Процессоры, реализующие иллю-

стративную растровую графику, дают возможность пользователю выбрать

толщину и цвет линий, палитру заливки, шрифт для записи и наложения тек-

ста, включить созданные ранее графические образы. Кроме этого, пользова-

тель может стереть, разрезать рисунок и перемещать его части, создавать и

просматривать изображения в режиме слайдов, спецэффектов, оживлять их.

Эти средства включены в офисные приложения PowerPoint, FrontPage и

обеспечиваются графическими процессорами Visio, Corel Draw, Adobe Poto-

Shop , 3D Studio и др.

ИТ научной графики предназначены для оформления научных расчётов, со-

держащих химические, математические и прочие формулы, а также могут

быть использованы в картографии и других сферах. Для их реализации ис-

пользуются средства векторной и когнитивной графики.

Когнитивная графика – совокупность приёмов и методов образного пред-

ставления условий задачи, которая позволяет сразу увидеть решение либо

получить подсказку для его нахождения. Она позволяет образно представить

различные математические формулы и закономерности для доказательства

сложных теорем.

Когнитивная графика используется в информационном моделировании, ин-

теллектуальных информационных технологиях, системах поддержки приня-

тия управленческих решений и т.д.

3. Гипертекстовая технология

Способ хранения информации в виде отчётов, докладов, планов и т.д. не удо-

бен, так как приводит к значительным потерям времени при поиске связан-

ных единой тематикой или смыслом данных. Поэтому был предложен способ

размещения информации по принципу ассоциативного мышления. Он за-

ключается в построении смысловых (ассоциативных) связей между сходны-

ми, близкими понятиями, темами, идеями. Этот метод был реализован в шес-

тидесятых годах прошлого столетия Теодором Нельсоном на больших ком-

пьютерах и назван гипертекстовой технологией. Текст, представленный по-

средством гипертекстовой технологии, называют гипертекстом.

Обычно любой текст представляется как одна длинная строка символов, ко-

торая читается в одном направлении. Гипертекстовая технология заключает-

ся в том, что текст представляется как многомерный, т. е. с иерархической

структурой типа графа или сети.

Материал текста делится на фрагменты (страницы, статьи, файлы). Каждый

видимый на экране дисплея фрагмент, дополненный многочисленными свя-

зями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом

предмете и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной

связи.

Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой организации материала,

разделённого на фрагменты, для каждого из которых указан переход к дру-

гим фрагментам по определённым типам связей. При установлении связей

можно опираться на разные основания (ключи), но в любом случае речь идёт

о смысловой, семантической близости связываемых фрагментов. Следуя

указанным связям, можно читать или осваивать материал u1074 в любом порядке.

Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него

можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися

фрагментами. Структура текста (базы данных, любого другого материала) не

разрушается, и вообще у гипертекста нет априорно заданной структуры.

Таким образом, гипертекстовая технология – это технология представле-

ния неструктурированной свободно наращиваемой информации. Этим она

отличается от других технологий, где создаются модели структурирования

информации.

Обработка гипертекста открыла новые возможности освоения информацион-

ного материала, отличающиеся от традиционных. Вместо поиска информа-

ции по соответствующему поисковому ключу (например, в базах данных) ги-

пертекстовая технология предлагает перемещение от одних объектов инфор-

мации к другим с учетом их смысловой, семантической связанности.

Структурно гипертекст состоит из информационного материала, тезауруса

гипертекста, списка главных тем и алфавитного словаря.

Информационный материал подразделяется на информационные статьи

(файлы, страницы), состоящие из заголовка статьи и текста. Заголовок (имя

файла) – это название темы или наименование описываемого в информаци-

онной статье понятия. Текст статьи содержит традиционные определения и

понятия, то есть содержит описание темы. Он должен занимать одну страни-

цу экрана и быть легко обозримым, чтобы пользователь мог понять, стоит ли

его внимательно читать или перейти к другим, близким по смыслу статьям.

Текст, включаемый в информационную статью, может сопровождаться пояс-

нениями, числовыми и табличными примерами, документами, рисунками,

диаграммами, объектами реального времени (звук и видео).

В тексте статьи выделяются ключевые слова (гиперссылки), являющиеся на-

именованиями понятий, названиями тем, которые разъяснены или обобщены

в информационных статьях с этими наименованиями. Ключевые слова долж-

ны визуально отличаться (подсветка, выделение, другой шрифт и т.д.) от ос-

тального текста. Они служат для связи с другими информационными статья-

ми и являются их заголовками. Ключом (гиперссылкой) может служить сло-

во или предложение, являющееся заголовком другой информационной ста-

тьи, поясняющей, обобщающей или детализирующей ключевые слова. Тем

самым реализуется ассоциативная, семантическая, смысловая связь или от-

ношение между фрагментами (файлами, страницами) информационного ма-

териала.

Тезаурус гипертекста– это автоматизированный u1089 словарь, отображающий

семантические отношения между информационными статьями и предназна-

ченный для поиска слов по их смысловому содержанию.

Он состоит из тезаурусных статей. Тезаурусная статья имеет заголовок и спи-

сок заголовков родственных тезаурусных статей, где указаны тип родства и

заголовки информационных статей. Заголовок тезаурусной статьи совпадает

с заголовком информационной статьи. Тип родства или отношений опреде-

ляет наличие или отсутствие смысловой связи. Существуют референтные и

организационные типы родства, или отношений.

Референтные отношения указывают на смысловую, семантическую, ассо-

циативную связь двух информационных статей. В информационной статье,

на которую сделана ссылка, может быть дано определение, разъяснение, по-

нятие, обобщение, детализация ключевого слова. Референтные отношения

реализуют семантическую связь типа: род – вид, вид – род, целое – часть,

часть – целое. Пользователь получает более общую информацию по родово-

му типу связи, а по видовому – более детальную информацию без повторения

общих сведений из родовых тем. Тем самым глубина индексирования текста

зависит от родо – видовых отношений.

Рассмотрим пример референтных связей. Excel предоставляет пользователю

несколько типов функций. По ключевому слову ФУНКЦИЯ на экране появ-

ляется список типов функций. Выбрав тип функции, например ФИНАНСО-

ВЫЕ ФУНКЦИИ, пользователь видит список финансовых функций. Выбрав

НАИМЕНОВАНИЕ финансовой функции, пользователь получает информа-

цию о том, что является результатом функции и какие параметры надо задать

для получения результата.

К организационным отношениям относятся те, для которых нет ссылок с от-

ношениями род – вид, целое – часть, то есть между статьями нет смысловых

связей. Они позволяют создать список главных тем, оглавление, меню, алфа-

витный словарь.

Референтные и организационные отношения позволяют построить гипертек-

стовую модель. Гипертекстовая модель изображается в виде сети или гра-

фа. Модель референтных отношений обычно изображается сетью. Модель

организационных отношений изображается в виде графа или сети. В верши-

нах сети или графа (узлах) находятся заголовки информационных статей

(имена файлов, страниц, закладок). Ребро указывает ключевое слово связи

(гиперссылку) с другой информационной статьей, то есть ключевое слово

служит указателем заголовка в списке заголовков тезаурусной статьи. Тем

самым тезаурус гипертекста реализует поисковый аппарат по смысловым и

организационным связям.

Разработка модели позволяет структурировать материал. Выделить основные

и частные пути создания и просмотра материала, чтобы пользователь не про-

пустил главного, не «утонул» в деталях, понял смысл написанного. Умение

построить гипертекстовую модель облегчает создание Web-страниц, гипер-

текстовых документов и баз гипертекстовых документов. Пользователю ги-

пертекстовая модель обеспечивает комфорт при работе с гипертекстом.

Тезаурус гипертекста может содержать не только простые, но и составные

ссылки. Они образуют неявные ссылки. Примером их использования служат

тематические каталоги для поиска в сети Интернет.

Формирование тезаурусных статей в соответствии с моделью гипертекста оз-

начает индексирование текста. Полнота связей, отражаемых в модели, и точ-

ность установления этих связей в тезаурусных статьях, в конечном итоге, оп-

ределяют полноту и точность поиска информационной статьи гипертекста.

Список главных тем содержит заголовки информационных статей с органи-

зационными отношениями. Обычно он представляет собой оглавление, со-

держание книги, отчёта или информационного материала.

Алфавитный словарь содержит перечень наименований всех информацион-

ных статей в алфавитном порядке. Он реализует организационные отноше-

ния.

Гипертексты, составленные вручную, используются давно. К ним относятся

справочники, энциклопедии, а также словари, снабженные развитой систе-

мой ссылок.

Область применения гипертекстовых технологий очень широка. Первыми

распространенными системами стали Hypercard, QuickTime фирмы APPLE

для персональных компьютеров Мacintosh, Linkway – фирмы IBM. В боль-

шинстве современных приложений гипертекстовая технология используется

для построения перекрестных ссылок, например во всех офисных приложе-

ниях. Вся помощь (help) в приложениях составляется с использованием ги-

пертекстовой технологии. Гипертекстовая технология встроена во многие

интегрированные технологии и системы. Умение построить гипертекстовую

модель облегчает их изучение и использование, позволяет создавать собст-

венные Web-страницы, работать с гипертекстовыми документами и базами

гипертекстовых документов.

4. Мультимедиа технология.

Мультимедиа– это интерактивная технология, обеспечивающая работу с

неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и

звуковым рядом. Мультимедийные данные называют объектами реального

времени.

Появлению систем мультимедиа способствовал технический прогресс: воз-

росла оперативная и внешняя память компьютера, появились графические

дисплеи с высокой степенью разрешения, увеличилось качество аудио-

видеотехники, появились лазерные компакт-диски и др. Однако объединение

разнородной аппаратуры с компьютером для реализации технологии муль-

тимедиа требовало решения многих сложных проблем. Теле-, видео- и боль-

шинство аудиоаппаратуры в отличие от компьютеров имели дело с аналого-

вым сигналом. Поэтому возникли проблемы стыковки разнородной аппара-

туры с компьютером и управления ими. Решением стала разработка звуковых

плат (Sound Blaster), плат мультимедиа, которые аппаратно реализуют алго-

ритм перевода аналогового сигнала в дискретный (цифровой). Следующая

проблема связана с тем, что для хранения изображения неподвижной картин-

ки на экране с разрешением 512.482 пикселей требуется 250 Кбайт. При

этом качество изображения – низкое. Потребовалась разработка программ-

ных и аппаратных методов сжатия и развёртки данных. Такие методы были

разработаны с коэффициентом сжатия 100:1 и 160:1. Это позволило на одном

компакт-диске разместить около часа полноценного озвученного видео. Наи-

более прогрессивными методами сжатия и развёртки считаются JPEG и

MPEG.

Сегодня все операционные системы поддерживают технологию мультиме-

диа: Windows, DOS 7.0, OS/2, Linux и др. Они включают аппаратные средства

поддержки мультимедиа, что позволяет пользователям воспроизводить

оцифрованное видео, аудио, анимационную графику, подключать различные

музыкальные синтезаторы и инструменты. Разработаны специальные версии

файловых систем для поддержки высококачественного воспроизведения зву-

ка, видео и анимации. Файлы с мультимедийной информацией хранятся на

CD-ROM, жёстком диске или на сетевом сервере.

Мультимедиа-акселератор– программно-аппаратные средства, которые

объединяют базовые возможности графических акселераторов с одной или

несколькими мультимедийными функциями, требующими подключения к

компьютеру дополнительных устройств.

К мультимедийным функциям относятся цифровая фильтрация и масштаби-

рование видео, аппаратная цифровая сжатие-развёртка видео, ускорение гра-

фических операций, связанных с трёхмерной графикой (3D), поддержка «жи-

вого» видео на мониторе, наличие композитного видеовыхода, вывод TV-

сигнала на дисплей.

Графический акселератортакже представляет собой программно-

аппаратные средства ускорения графических операций: перенос блока дан-

ных, закраска объекта, поддержка аппаратного курсора.

Microsoft и IBM одновременно предложили два стандарта мультимедиа. IBM

предложила стандарт Ultimedia, а Microsoft – МРС. Остальные фирмы-

производители стали разрабатывать пакеты программ на основе этих стан-

дартов.

В настоящее время используется стандарт MPC3, кроме того, разработаны

стандарты на приводы CD-ROM, Sound Blaster – звуковые карты, MIDI-

интерфейс – стандарт для подключения различных музыкальных синтезато-

ров, DCI – интерфейс с дисплейными драйверами, позволяющими воспроиз-

водить полноэкранную видеоинформацию, MCI – интерфейс для управления

различными мультимедийными устройствами, стандарты на графические

адаптеры. Windows от версии 2000 включает файловую систему для под-

держки файлов с оцифрованным видео (AVI), с аудио-информацией (WAV),

поддерживает интерфейс MIDI.

Появление систем мультимедиа произвело революцию в таких областях, как

образование, компьютерный тренинг, бизнес, менеджмент, наука и в других

сферах профессиональной деятельности. С использованием технологии

мультимедиа созданы видео энциклопедии по многим школьным и вузов-

ским предметам, музеям, городам, маршрутам путешествий. Созданы игро-

вые ситуационные тренажёры, что сокращает время обучения. Для бизнеса,

менеджмента и других сфер профессиональной деятельности создаются ги-

пертекстовые мультимедийные базы. Помимо стандартных данных они мо-

гут содержать видео изображения, речевой комментарий, мультипликацию,

что экономит время при поиске и ознакомлении с данными. Если речь идёт о

товаре, то его можно рассмотреть со всех сторон. К бизнес-применению мож-

но отнести мультимедийные киоски. Например, киоски туристических фирм,

содержащих видео клипы туристических маршрутов, зон отдыха и т.д.

Виды информации, обрабатываемые мультимедиа системой.

1. Графическая информация – информация в виде картин, фотографий,

схем, чертежей, рисунков. Цвет в мультимедиа – основа отображения ин-

формации, на экране является характеристикой каждого пикселя и кодирует-

ся числом.

2. Звуковая – музыкальная информация – для этого вида был изобретён

способ кодирования с использованием специальных символов, что делает

возможным хранение её аналогично графической информации; речь и другие

звуки.

3. Числовая – количественная мера объектов и их свойств; аналогично

текстовой информации для её отображения используется метод кодирования

специальными символами – цифрами, причём системы кодирования (счисле-

ния) могут быть разными.

4. Видеоинформация – фильмы, анимация.

5. Символьная – информация, представленная символами – знаками,

цифрами, спецсимволами и пробелами между словами.

6. Логическая информация – информация, описывающая логические за-

ключения типа «да-нет», «больше-меньше» и др.

7. Семантическая информация – информация, содержащаяся в высказы-

вании и передаваемая через значения единиц речи.

Общие проблемы обработки всех этих аналоговых видов u1080 информации в

мультимедиа системах: необходимость преобразования их в цифровую фор-

му, при котором неизбежно теряется часть информации; сложность хранения

больших объёмов информации.

Устройства ввода, вывода, ввода-вывода мультимедийной информации.

Основными признаками классификации этих устройств являются: тип ин-

формации (текстовый или графический), функциональное назначение уст-

ройства (ввода или вывода), степень автоматизации процесса ввода-вывода и

тип носителя информации.

Устройства ввода: сканеры – устройства для передачи картинки с твёрдого

носителя (бумаги, плёнки) в цифровой вид, который может обрабатываться

компьютером; планшет – устройство ввода, по которому пользователь водит

стилом (пером), а изображение передается компьютеру; цифровые камеры и

цифровые видеокамеры, позволяют получить статические и динамические

изображения и передать в электронном виде на обработку компьютером; вы-

сококачественные видео- (video-) и звуковые (sound-) платы, платы видео-

захвата (videograbber), снимающие изображение с видеомагнитофона или

видеокамеры и вводящие его в ПК; устройство чтения компакт- и DVD-

дисков CD-ROM и DVD-ROM.

Устройства вывода: мониторы, реже проекторы, принтеры или плоттеры,

акустические колонки, наушники, внешние CD-плейеры, системы синтеза

человеческого голоса способные произносить содержимое экрана, преобра-

зуя текстовую информацию в человеческую речь – синтезаторы звука, вы-

полняющие преобразование цифровых кодов в буквы и слова, воспроизводи-

мые через динамики или звуковые колонки, подсоединённые к компьютеру.

Наши рекомендации