Методические рекомендации по использованию пособия

ПРЕДИСЛОВИЕ

Согласно проекту Государственной доктрины образования в Российской Федерации [1], ведущим фактором развития образования выступает его содержание, в котором реализуются ценностные, смыслообразующие, гуманистические и творческие компоненты жизни общества. В нем должна быть исключена избыточность, тоталитарность и унифицированность обучения и воспитания личности.

Основу развития системы образования должны составить идеи вселенского предназначения человека, восстановления его естественной связи с природой, расширения миропонимания до планетарного уровня, осознания единства индивидуального и коллективного при учете уникальности каждой личности, интеграции отечественной и мировых культур. При этом должны решаться задачи формирования у обучающихся естественнонаучной картины мира и человека, исключение из ее состава эклектичных, избыточных и бессистемных элементов, развития их природных способностей за счет приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры.

Решению этих задач служат высокие образовательные технологии, базирующиеся на мощной фундаментальной теоретической базе, сочетающие инновации и преемственность форм образования, учитывающие возраст, потребности и индивидуальные способности обучающихся, сохраняющие их здоровье от перегрузок.

Новая система образования должна ориентироваться на совершенно новую модель развития цивилизации, принятую главами правительств и лидерами 179 стран мира на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., названную устойчивым развитием мирового сообщества (sustainable development). По мнению акад. А.Д.Урсула, именно ноосферная цивилизация, как идеальная модель социоприродного взаимодействия, соответствует «устойчивому» состоянию природы и общества, в котором окажутся обеспеченными не только права и свободы человека, духовные ценности экогуманизма, но и всеобщая безопасность развития, гармония человека, общества и природы [2].

Говоря об опережении в ноосфере социального бытия общественным сознанием, необходимо отдавать себе отчет в том, что речь идет об опережении материально-вещественных сфер информационными. Ноосферно-информационная ориентация определяет важные черты новой образовательной системы, среди которых: непрерывность образования во времени и глобальность в пространстве, обучение человека в течение всей его жизни с превалированием самообучения, индивидуализация и увеличение разнообразия образовательных стандартов и специальностей, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения.

Роль образования в обществе состоит не только в передаче знаний (социальных результатов) из поколения в поколение, но и в том, чтобы готовить человека к выходу из всевозможных кризисов и катастроф, что возможно лишь опережающими знаниями и действиями [2]. Другими словами, речь идет о передаче особых знаний – деятельностных знаний методического уровня [3]. Именно в этих знаниях преобразующего типа (знаниях-трансформации по терминологии В.П.Беспалько [4] и Л.Б.Наумова [5]) состоит разрешение противоречия: «информация старая-информация новая». Ведь еще Г.Лейбниц сказал: «На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий, – это знание метода, которым они были сделаны». Надо согласиться с древними мудрецами, что «многознание уму не научает» и признать, что не нужно знать многое, надо знать кое-что главное.

Огромную роль в образовании при изучении любых наук и формировании целостной картины быстро меняющегося мира играют методы структурного, функционального, параметрического и других видов системного моделирования. Вместе с методами, которые предоставляет сегодня отечественная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [6, 7], современный функционально-стоимостной анализ систем [8, 9] составляет мощную аналитико-синтетическую технологию, пригодную для познания и преобразования систем любой природы. Она является той методой, достоинство которой, согласно Ф.Бэкону, «состоит в том, что она уравнивает способности, вручая всем средство легкое и верное».

Для того, чтобы ускорить понимание ключевых моментов этой практичной технологии и облегчить ее освоение широкими кругами специалистов различных сфер народного хозяйства, нами предпринято иллюстрирование основных положений ТРИЗ-ФСА карикатурой «без слов». Выбор в качестве дидактического средства карикатуры как специфической художественной системы не случаен. Язык изобразительного искусства, наряду с обычным языком, является другим естественным средством, имеющим правила установления корреляции между интуицией, эмоциями и иллюзиями, лишающими нас рационального аристотелевского допущения tertium non datur ( на лат. - «третьего не дано» ). Отображая конфликт и обладая свойствами неоднозначности, комфортности, компактности, новизны (табл.1), карикатура обладает рядом достоинств, отсутствующих у других систем. Она, отображая диалектическое противоречие, в известной степени близка к импоссибилизму (от англ. – impossible – невозможный) – ветви сюрреализма, продуктом которого является создание псевдогеометрических фигур с загадочными топологическими свойствами. Последние в зрительной области соответствуют логическим парадоксам в области разума, т.к. их элементы выполняют две или более невозможных функции (обладают несовместимыми, противоположными свойствами).

Таблица 1

Свойства карикатуры

Признак Особенности проявления
Неоднозначность восприятия Множественность заложенных функций (смыслов), неоднозначность восприятия и понимания системы. Иносказание: изображено одно (не только люди, но и животные, растения, неживые объекты), понимается другое (люди, их качества, отношения в социальном мире)
Психологическая комфортность Привычная, многократно виденная, с детства знакомая форма представления информации, создающая иллюзию развлечения, игры. Высокая образность и эмоциональность рисунка
Компактность информации Предельная свернутость информации (отсутствие лишних деталей, часто на рисунке цветовая гамма сокращена до черно-белого изображения)
Неожиданность, новизна Субъективная новизна вызывается необходимостью совершения новых действий (анализа) над, казалось бы, известными и знакомыми по форме художественными системами
Наличие конфликта Обострен конфликт, ярко выражена коллизия между элементами системы (нарушено (не создано) равновесие связи между ними)

Современное образование ищет эффективные способы представления информации. Идет работа над поколением новых учебников, отличающихся большей природосообразностью (по современному – экологичностью). Если учебники классической педагогической науки представляются лишь на лексическом и логическом уровнях (с некоторым обращением к символьному), то разрабатываемые биоадекватные учебники [10], вовлекают в учебный процесс физиологически необходимый сенсорно-моторный уровень за счет комплексного задействования различных каналов восприятия информации (слухового, зрительного, обонятельного, осязательного, вкусового), т.к., согласно операциональной концепции интеллекта Жана Пиаже [11], любая информация, воспринимаемая человеком, проходит 4 естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Цель учебников - тренировка и развитие природного мышления образами. Опыт их использования при работе в обычном режиме дает сокращение времени на изучение материала в 2-3 раза и еще больше – в режиме интенсива. Работа с биоадекватными учебниками строится по принципу восприятия и ассоциирования по всем каналам [10], а не чтения и запоминания. Символы, согласно ряду исследований, оказывают сильное энерго-информационное воздействие на человека, а карикатура приближается к ним по свернутости информации. Можно образно сказать, что плотность мыслей в хорошей карикатуре на квадратный миллиметр очень высока.

Известно, что более 50% [29] (в других источниках приводятся цифры 75-80%) семантической (смысловой) информации воспринимается людьми посредством визуального канала (отсюда «глаза – зеркало души»!), поэтому важность задействования этого канала в процессе обучения весьма значима. Ряд инновационных образовательных структур типа центра “Эйдос” выпускают учебные пособия, ориентированнные на многие виды памяти, в том числе зрительную. Разработанная И.Матюгиным [12] методика развития эйдетической памяти (“эйдос” от греч. – образ) даже на первых занятиях дает увеличение объема запоминаемой информации в 5-10 раз. Причем закрепляется информация прочно: через месяц в памяти остается до 90% воспринятого. Достоинством эйдетической системы является то, что она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов. Невербальное (бессловесное) мышление и восприятие связывает нас с древним и, возможно, более прочным, чем на слова, механизмом памяти. Результаты работы “Эйдоса”, по мнению доктора психологии Э.Г.Симерницкой, хорошо согласуются с выводом отечественных психологов о том, что оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль “природных способностей” [12].

Исследования школы Ж.Пиаже, подтвержденные работами Д.Хейса [13], показывают, что люди хранят зрительную информацию совершенно в иной форме, чем она запечатлевается на сетчатке глаза. Оказывается зафиксированное изображение существенно перерабатывается и кодируется. Мозг хранит информацию в виде шаблонов – структурных описаний – очень напоминающих форму, в которой хранятся знания в экспертных системах.

На эйдетических занятиях образы в состоянии психической пластичности попадают как бы непосредственно в подсознание. Аналог подобного приводил В.Леви в своей книге “Нестандартный ребенок”, где малыш пролистав интересную книгу, возвращал ее со словами: “ Пока я только запомнил, прочитаю потом”.

Обучение, по образному выражению Джанни Родари, «не должно проходить угрюмо» и карикатура способствует этому. Юмор активизирует обучающихся, затрагивая многие механизмы в мозге человека. Интуиция и юмор основаны на перестройке схем. Они продукты сознания, но для них характерно внезапное, нешаблонное переключение с одной информационной линии на другую [14].

Когда мы понимаем шутку, мы переживаем мгновенное “просветление”. Хорошо известно, что этот момент должен наступить спонтанно, что он не может быть предварительно подготовлен, т.е. интеллектуально проанализирован. Сходство между духовным прозрением и проникновением в смысл шутки было давно замечено на Востоке. Еще Лао Цзы писал в “Дао-дэ цзин”: “ Если бы над этим не смеялись, оно не было бы Дао”.

Временное переключение порождает юмор, постоянное – интуицию. Юмор и интуиция отвергают ограничения, выработанные прямолинейно-логическим сознанием, разрывают старые и создают новые связи. Гелотолог У.Фрай из Стэнфордского университета США (гелотология – наука о смехе, от греч. “гелос” – смех ) провел ряд опытов по изучению влияния смеха на здоровье человека. У студентов-добровольцев в процессе показа видеокассет с комедиями каждые 10 минут брали анализы крови. Оказалось, что в наиболее смешные моменты в кровь выбрасывается дополнительное количество белых кровяных шариков, что повышает иммунитет организма. Кроме того, смех улучшает деятельность сердца, сосудов и повышает тонус мышц. У.Фрай подсчитал, что 3 минуты здорового смеха в день способны заменить 10 минут активных физических упражнений.

Другой американский исследователь Пол Экмен (Калифорния) уже четверть века изучает мимику смеха. Улыбка, считает П.Экмен, стимулирует деятельность левого полушария головного мозга. К этому же выводу еще в 1861 г. пришел французский медик Дюшен. Он показал, что мышцы, поднимающие в улыбке уголки губ и прищуривающие глаза, передают сигналы, пробуждающие в душе приятные ощущения. Выражение лица, которое создают эти мышцы, даже получило в медицине название “улыбка Дюшена”. Другой врач – П.Вайнбаум, исследуя биологическую функцию улыбки, установил, что она усиливает приток крови в сосуды головного мозга и способствует возникновению положительных эмоций.

Замечено, что люди стали меньше улыбаться. Существует гипотеза (Ф.Риттнер), что с этим прямо связано снижение иммунитета к различным заболеваниям. Неулыбающиеся, например, чаще становятся жертвой инфаркта. Причем из всех видов улыбки самая эффективная, как пишет газета “Вельт” (Германия), – до ушей.

Резервные возможности человека, о чем свидетельствуют исследования школы профессора В.В.Кузнецова (создателя антропомаксимологии – науки о неизведанных способностях человека) из Всесоюзного НИИ физкультуры, огромны. Неслучайно эти исследования начались в недрах науки, имеющий выход на спорт. “Беги, как по раскаленной сковородке, едва касаясь земли”,- так говорил тренер спринтеру. И это способствовало росту спортивных результатов.

Отдавая себе отчет в том, что резервы интеллектуальных способностей человека превосходят физические, мы должны постоянно искать новые эффективные методы и средства познания и активно вовлекать их в образовательный процесс. Настоящая работа лишь один из опытов на этом большом и интересном пути.

Автор выражает свою искреннюю признательность студентам архитектурно-строительного факультета М.Узунову, С.Савчуку и Р.Юсупову за большую помощь в подготовке иллюстративного материала пособия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЯ

Материал пособия можно использовать в системе непрерывного образования самыми различными способами. В условиях тотальной информатизации общества резко возрасло число специальностей типа “человек-знак”, а также других, гибридных, в которых работа со знаками и символами занимает значительную долю времени. Для этих сфер, к которым относится кинематография и изобразительное искусство, архитектура и строительство, компьютерная графика и дизайн, реклама и средства массовой информации (СМИ), банк карикатур пособия может быть использован напрямую в общих и специальных дисциплинах по композиции. Для других специальностей, таких как экономика, менеджмент и юриспруденция, материал пособия может поддерживать курсы интеллектуальной собственности и рекламы, где обучающиеся получают знания о товарных знаках и знаках обслуживания. Приближаясь по уровню свернутости к пиктограмме и геральдическим знакам, карикатура может быть весьма полезна разработчикам компьютерных программ разнообразного назначения как аналог пассивной иллюстративной базы (на первом уровне), так и активных обучающе-контролирующих баз на более высоких уровнях разработок. В комплексе других материалов пособие может использоваться как наглядная база самоучителей по системному анализу, ТРИЗ, ФСА, при развитии творческого воображения (РТВ).

Весьма широки, на наш взгляд, возможности карикатуры в области квалиметрии знаний. Конечно, известны нетрадиционные способы оценки качества знаний [15], но обычно тесты делаются на основе изучаемого материала. Однако совершенно необязательно строить тесты только на фактографическом материале изучаемой дисциплины. Их можно делать на карикатуре, причем она является отличным материалом для тестов [16]. Известно изречение немецкого просветителя ХVIII в. Г.Лихтенберга: «Кто не понимает ничего, кроме химии (здесь можно указать любую область человеческой деятельности, – выделено мной. В.Л.), тот и ее понимает недостаточно». Речь идет о том, что, приобретая спектр специальных знаний, обучающийся должен осваивать наиболее общие принципы и закономерности, на которых базируется особенность отрасли, т.е. «за деревьями видеть лес». В любой отрасли знаний такой базой является системный подход, законы построения и развития систем и поэтому в каждой из преподаваемых в любом учебном заведении дисциплине они должны проявляться в большей или меньшей мере в зависимости от ее специфики.

Сущность тестирования по карикатуре, реализуемого нами в рамках дисциплин «Развитие творческого воображения», «Технология постановки и решения задач», «Функционально-стоимостной анализ», состоит в следующем. Обучающиеся получают 3–5 карикатур и анализируют их, отвечая на вопросы, приведенные в таблице 2. Если ряд первых вопросов активизирует лишь репродуктивные знания, то последующие задействуют знания функциональной и ресурсной природы объектов. Таким образом, удается «зашить» в простое, на первый взгляд, испытание целую лестницу тестов – от опознания и классифицирования до применения [17]. При этом испытание, психологически весьма комфортное, становится в целом свернутым комплексным тестом.

Таблица 2

Оценка уровней заданий по карикатуре

Задания рубежного или финиш-ного контроля знаний Уровни тестов и их характер
«на распозна-вание»: Оп-опознание; Ра-различение; Кл-классифи- цирование; От-открытые; По-на после-довательность. «на воспроиз-ведение»: П-подстановка; Ко-конструк-тивный тест; ТЗ-типовая задача; ТП-типовой процесс. «на приме-нение»: ЗПрим-задача на применение знаний; ТЛ-тесты- лестницы; КЗ-комплекс-ные задания «на преоб-разование»:   ЗПр-задачи преобразо-вания, переноса и создания
Назвать систему Оп, Ра, Кл   Зприм  
Описать состав Оп, Ра, По ТЗ, ТП    
Назвать надсистемы Оп, Ра, Кл, От   ЗПрим  
Описать связи Оп, Ра, Кл, От   ЗПрим  
Сформули-ровать функции От, По Ко ЗПрим, ТЛ  
Выявить конфликту-ющую пару(пары) элементов Ра, От   ЗПрим  

Окончание табл.2

  Уровни тестов и их характер
Описать конфликт Оп, Ра, Кл, От   ЗПрим, ТЛ  
Восстано-вить проти-воречие, приведшее к конфликту От, По Ко, ТЗ, ТП ЗПрим ЗПр
Диагности-ровать способы разрешения противоре-чий Оп, Ра, Кл, От ТП Зприм, ТЛ ЗПр
Диагности-ровать ресурсы, задейство-ванные при разрешении противо-речий Оп, Ра, Кл, От   Зприм, ТЛ  
Описать более идеальную систему От ТП Зприм, ТЛ ЗПр

Можно использовать материалы пособия по аналогии с работами Дж.Родари [18], методиками Р.Флореску, базирующимися на ТРИЗ [19], в качестве пособия по разработке тематики карикатуры. Этим осуществляется выход на знания-трансформации( ЗТр), приобщение обучающихся к творчеству. Так произошло при сборе материалов для пособия с одним из моих помощников – студентом архитектурно-строительного факультета Р.Д.Юсуповым. Подбирая карикатуру со сборников, он начал конструировать темы карикатур самостоятельно. Что из этого получилось, можно увидеть, к примеру, на следующих иллюстрациях (рис.1-3). Работая с карикатурами М.Вахрина (рис.1) и Н.Фаисина (рис.2), где активно эксплуатируются фантомные (отсутствующие), но выполняющие свои функции объекты (перекладина, тень), он пришел к неплохой идее собственной карикатуры, изображенной на рис.3.

 
  методические рекомендации по использованию пособия - student2.ru

Рис.1

 
  методические рекомендации по использованию пособия - student2.ru

Рис.2

Рис.3

Наши рекомендации