Методические рекомендации по использованию пособия
ПРЕДИСЛОВИЕ
Согласно проекту Государственной доктрины образования в Российской Федерации [1], ведущим фактором развития образования выступает его содержание, в котором реализуются ценностные, смыслообразующие, гуманистические и творческие компоненты жизни общества. В нем должна быть исключена избыточность, тоталитарность и унифицированность обучения и воспитания личности.
Основу развития системы образования должны составить идеи вселенского предназначения человека, восстановления его естественной связи с природой, расширения миропонимания до планетарного уровня, осознания единства индивидуального и коллективного при учете уникальности каждой личности, интеграции отечественной и мировых культур. При этом должны решаться задачи формирования у обучающихся естественнонаучной картины мира и человека, исключение из ее состава эклектичных, избыточных и бессистемных элементов, развития их природных способностей за счет приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры.
Решению этих задач служат высокие образовательные технологии, базирующиеся на мощной фундаментальной теоретической базе, сочетающие инновации и преемственность форм образования, учитывающие возраст, потребности и индивидуальные способности обучающихся, сохраняющие их здоровье от перегрузок.
Новая система образования должна ориентироваться на совершенно новую модель развития цивилизации, принятую главами правительств и лидерами 179 стран мира на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., названную устойчивым развитием мирового сообщества (sustainable development). По мнению акад. А.Д.Урсула, именно ноосферная цивилизация, как идеальная модель социоприродного взаимодействия, соответствует «устойчивому» состоянию природы и общества, в котором окажутся обеспеченными не только права и свободы человека, духовные ценности экогуманизма, но и всеобщая безопасность развития, гармония человека, общества и природы [2].
Говоря об опережении в ноосфере социального бытия общественным сознанием, необходимо отдавать себе отчет в том, что речь идет об опережении материально-вещественных сфер информационными. Ноосферно-информационная ориентация определяет важные черты новой образовательной системы, среди которых: непрерывность образования во времени и глобальность в пространстве, обучение человека в течение всей его жизни с превалированием самообучения, индивидуализация и увеличение разнообразия образовательных стандартов и специальностей, переход от формально-дисциплинарного к проблемно-активному типу обучения.
Роль образования в обществе состоит не только в передаче знаний (социальных результатов) из поколения в поколение, но и в том, чтобы готовить человека к выходу из всевозможных кризисов и катастроф, что возможно лишь опережающими знаниями и действиями [2]. Другими словами, речь идет о передаче особых знаний – деятельностных знаний методического уровня [3]. Именно в этих знаниях преобразующего типа (знаниях-трансформации по терминологии В.П.Беспалько [4] и Л.Б.Наумова [5]) состоит разрешение противоречия: «информация старая-информация новая». Ведь еще Г.Лейбниц сказал: «На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий, – это знание метода, которым они были сделаны». Надо согласиться с древними мудрецами, что «многознание уму не научает» и признать, что не нужно знать многое, надо знать кое-что главное.
Огромную роль в образовании при изучении любых наук и формировании целостной картины быстро меняющегося мира играют методы структурного, функционального, параметрического и других видов системного моделирования. Вместе с методами, которые предоставляет сегодня отечественная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [6, 7], современный функционально-стоимостной анализ систем [8, 9] составляет мощную аналитико-синтетическую технологию, пригодную для познания и преобразования систем любой природы. Она является той методой, достоинство которой, согласно Ф.Бэкону, «состоит в том, что она уравнивает способности, вручая всем средство легкое и верное».
Для того, чтобы ускорить понимание ключевых моментов этой практичной технологии и облегчить ее освоение широкими кругами специалистов различных сфер народного хозяйства, нами предпринято иллюстрирование основных положений ТРИЗ-ФСА карикатурой «без слов». Выбор в качестве дидактического средства карикатуры как специфической художественной системы не случаен. Язык изобразительного искусства, наряду с обычным языком, является другим естественным средством, имеющим правила установления корреляции между интуицией, эмоциями и иллюзиями, лишающими нас рационального аристотелевского допущения tertium non datur ( на лат. - «третьего не дано» ). Отображая конфликт и обладая свойствами неоднозначности, комфортности, компактности, новизны (табл.1), карикатура обладает рядом достоинств, отсутствующих у других систем. Она, отображая диалектическое противоречие, в известной степени близка к импоссибилизму (от англ. – impossible – невозможный) – ветви сюрреализма, продуктом которого является создание псевдогеометрических фигур с загадочными топологическими свойствами. Последние в зрительной области соответствуют логическим парадоксам в области разума, т.к. их элементы выполняют две или более невозможных функции (обладают несовместимыми, противоположными свойствами).
Таблица 1
Свойства карикатуры
№ | Признак | Особенности проявления |
Неоднозначность восприятия | Множественность заложенных функций (смыслов), неоднозначность восприятия и понимания системы. Иносказание: изображено одно (не только люди, но и животные, растения, неживые объекты), понимается другое (люди, их качества, отношения в социальном мире) | |
Психологическая комфортность | Привычная, многократно виденная, с детства знакомая форма представления информации, создающая иллюзию развлечения, игры. Высокая образность и эмоциональность рисунка | |
Компактность информации | Предельная свернутость информации (отсутствие лишних деталей, часто на рисунке цветовая гамма сокращена до черно-белого изображения) | |
Неожиданность, новизна | Субъективная новизна вызывается необходимостью совершения новых действий (анализа) над, казалось бы, известными и знакомыми по форме художественными системами | |
Наличие конфликта | Обострен конфликт, ярко выражена коллизия между элементами системы (нарушено (не создано) равновесие связи между ними) |
Современное образование ищет эффективные способы представления информации. Идет работа над поколением новых учебников, отличающихся большей природосообразностью (по современному – экологичностью). Если учебники классической педагогической науки представляются лишь на лексическом и логическом уровнях (с некоторым обращением к символьному), то разрабатываемые биоадекватные учебники [10], вовлекают в учебный процесс физиологически необходимый сенсорно-моторный уровень за счет комплексного задействования различных каналов восприятия информации (слухового, зрительного, обонятельного, осязательного, вкусового), т.к., согласно операциональной концепции интеллекта Жана Пиаже [11], любая информация, воспринимаемая человеком, проходит 4 естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Цель учебников - тренировка и развитие природного мышления образами. Опыт их использования при работе в обычном режиме дает сокращение времени на изучение материала в 2-3 раза и еще больше – в режиме интенсива. Работа с биоадекватными учебниками строится по принципу восприятия и ассоциирования по всем каналам [10], а не чтения и запоминания. Символы, согласно ряду исследований, оказывают сильное энерго-информационное воздействие на человека, а карикатура приближается к ним по свернутости информации. Можно образно сказать, что плотность мыслей в хорошей карикатуре на квадратный миллиметр очень высока.
Известно, что более 50% [29] (в других источниках приводятся цифры 75-80%) семантической (смысловой) информации воспринимается людьми посредством визуального канала (отсюда «глаза – зеркало души»!), поэтому важность задействования этого канала в процессе обучения весьма значима. Ряд инновационных образовательных структур типа центра “Эйдос” выпускают учебные пособия, ориентированнные на многие виды памяти, в том числе зрительную. Разработанная И.Матюгиным [12] методика развития эйдетической памяти (“эйдос” от греч. – образ) даже на первых занятиях дает увеличение объема запоминаемой информации в 5-10 раз. Причем закрепляется информация прочно: через месяц в памяти остается до 90% воспринятого. Достоинством эйдетической системы является то, что она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов. Невербальное (бессловесное) мышление и восприятие связывает нас с древним и, возможно, более прочным, чем на слова, механизмом памяти. Результаты работы “Эйдоса”, по мнению доктора психологии Э.Г.Симерницкой, хорошо согласуются с выводом отечественных психологов о том, что оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль “природных способностей” [12].
Исследования школы Ж.Пиаже, подтвержденные работами Д.Хейса [13], показывают, что люди хранят зрительную информацию совершенно в иной форме, чем она запечатлевается на сетчатке глаза. Оказывается зафиксированное изображение существенно перерабатывается и кодируется. Мозг хранит информацию в виде шаблонов – структурных описаний – очень напоминающих форму, в которой хранятся знания в экспертных системах.
На эйдетических занятиях образы в состоянии психической пластичности попадают как бы непосредственно в подсознание. Аналог подобного приводил В.Леви в своей книге “Нестандартный ребенок”, где малыш пролистав интересную книгу, возвращал ее со словами: “ Пока я только запомнил, прочитаю потом”.
Обучение, по образному выражению Джанни Родари, «не должно проходить угрюмо» и карикатура способствует этому. Юмор активизирует обучающихся, затрагивая многие механизмы в мозге человека. Интуиция и юмор основаны на перестройке схем. Они продукты сознания, но для них характерно внезапное, нешаблонное переключение с одной информационной линии на другую [14].
Когда мы понимаем шутку, мы переживаем мгновенное “просветление”. Хорошо известно, что этот момент должен наступить спонтанно, что он не может быть предварительно подготовлен, т.е. интеллектуально проанализирован. Сходство между духовным прозрением и проникновением в смысл шутки было давно замечено на Востоке. Еще Лао Цзы писал в “Дао-дэ цзин”: “ Если бы над этим не смеялись, оно не было бы Дао”.
Временное переключение порождает юмор, постоянное – интуицию. Юмор и интуиция отвергают ограничения, выработанные прямолинейно-логическим сознанием, разрывают старые и создают новые связи. Гелотолог У.Фрай из Стэнфордского университета США (гелотология – наука о смехе, от греч. “гелос” – смех ) провел ряд опытов по изучению влияния смеха на здоровье человека. У студентов-добровольцев в процессе показа видеокассет с комедиями каждые 10 минут брали анализы крови. Оказалось, что в наиболее смешные моменты в кровь выбрасывается дополнительное количество белых кровяных шариков, что повышает иммунитет организма. Кроме того, смех улучшает деятельность сердца, сосудов и повышает тонус мышц. У.Фрай подсчитал, что 3 минуты здорового смеха в день способны заменить 10 минут активных физических упражнений.
Другой американский исследователь Пол Экмен (Калифорния) уже четверть века изучает мимику смеха. Улыбка, считает П.Экмен, стимулирует деятельность левого полушария головного мозга. К этому же выводу еще в 1861 г. пришел французский медик Дюшен. Он показал, что мышцы, поднимающие в улыбке уголки губ и прищуривающие глаза, передают сигналы, пробуждающие в душе приятные ощущения. Выражение лица, которое создают эти мышцы, даже получило в медицине название “улыбка Дюшена”. Другой врач – П.Вайнбаум, исследуя биологическую функцию улыбки, установил, что она усиливает приток крови в сосуды головного мозга и способствует возникновению положительных эмоций.
Замечено, что люди стали меньше улыбаться. Существует гипотеза (Ф.Риттнер), что с этим прямо связано снижение иммунитета к различным заболеваниям. Неулыбающиеся, например, чаще становятся жертвой инфаркта. Причем из всех видов улыбки самая эффективная, как пишет газета “Вельт” (Германия), – до ушей.
Резервные возможности человека, о чем свидетельствуют исследования школы профессора В.В.Кузнецова (создателя антропомаксимологии – науки о неизведанных способностях человека) из Всесоюзного НИИ физкультуры, огромны. Неслучайно эти исследования начались в недрах науки, имеющий выход на спорт. “Беги, как по раскаленной сковородке, едва касаясь земли”,- так говорил тренер спринтеру. И это способствовало росту спортивных результатов.
Отдавая себе отчет в том, что резервы интеллектуальных способностей человека превосходят физические, мы должны постоянно искать новые эффективные методы и средства познания и активно вовлекать их в образовательный процесс. Настоящая работа лишь один из опытов на этом большом и интересном пути.
Автор выражает свою искреннюю признательность студентам архитектурно-строительного факультета М.Узунову, С.Савчуку и Р.Юсупову за большую помощь в подготовке иллюстративного материала пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОСОБИЯ
Материал пособия можно использовать в системе непрерывного образования самыми различными способами. В условиях тотальной информатизации общества резко возрасло число специальностей типа “человек-знак”, а также других, гибридных, в которых работа со знаками и символами занимает значительную долю времени. Для этих сфер, к которым относится кинематография и изобразительное искусство, архитектура и строительство, компьютерная графика и дизайн, реклама и средства массовой информации (СМИ), банк карикатур пособия может быть использован напрямую в общих и специальных дисциплинах по композиции. Для других специальностей, таких как экономика, менеджмент и юриспруденция, материал пособия может поддерживать курсы интеллектуальной собственности и рекламы, где обучающиеся получают знания о товарных знаках и знаках обслуживания. Приближаясь по уровню свернутости к пиктограмме и геральдическим знакам, карикатура может быть весьма полезна разработчикам компьютерных программ разнообразного назначения как аналог пассивной иллюстративной базы (на первом уровне), так и активных обучающе-контролирующих баз на более высоких уровнях разработок. В комплексе других материалов пособие может использоваться как наглядная база самоучителей по системному анализу, ТРИЗ, ФСА, при развитии творческого воображения (РТВ).
Весьма широки, на наш взгляд, возможности карикатуры в области квалиметрии знаний. Конечно, известны нетрадиционные способы оценки качества знаний [15], но обычно тесты делаются на основе изучаемого материала. Однако совершенно необязательно строить тесты только на фактографическом материале изучаемой дисциплины. Их можно делать на карикатуре, причем она является отличным материалом для тестов [16]. Известно изречение немецкого просветителя ХVIII в. Г.Лихтенберга: «Кто не понимает ничего, кроме химии (здесь можно указать любую область человеческой деятельности, – выделено мной. В.Л.), тот и ее понимает недостаточно». Речь идет о том, что, приобретая спектр специальных знаний, обучающийся должен осваивать наиболее общие принципы и закономерности, на которых базируется особенность отрасли, т.е. «за деревьями видеть лес». В любой отрасли знаний такой базой является системный подход, законы построения и развития систем и поэтому в каждой из преподаваемых в любом учебном заведении дисциплине они должны проявляться в большей или меньшей мере в зависимости от ее специфики.
Сущность тестирования по карикатуре, реализуемого нами в рамках дисциплин «Развитие творческого воображения», «Технология постановки и решения задач», «Функционально-стоимостной анализ», состоит в следующем. Обучающиеся получают 3–5 карикатур и анализируют их, отвечая на вопросы, приведенные в таблице 2. Если ряд первых вопросов активизирует лишь репродуктивные знания, то последующие задействуют знания функциональной и ресурсной природы объектов. Таким образом, удается «зашить» в простое, на первый взгляд, испытание целую лестницу тестов – от опознания и классифицирования до применения [17]. При этом испытание, психологически весьма комфортное, становится в целом свернутым комплексным тестом.
Таблица 2
Оценка уровней заданий по карикатуре
Задания рубежного или финиш-ного контроля знаний | Уровни тестов и их характер | |||
«на распозна-вание»: Оп-опознание; Ра-различение; Кл-классифи- цирование; От-открытые; По-на после-довательность. | «на воспроиз-ведение»: П-подстановка; Ко-конструк-тивный тест; ТЗ-типовая задача; ТП-типовой процесс. | «на приме-нение»: ЗПрим-задача на применение знаний; ТЛ-тесты- лестницы; КЗ-комплекс-ные задания | «на преоб-разование»: ЗПр-задачи преобразо-вания, переноса и создания | |
Назвать систему | Оп, Ра, Кл | Зприм | ||
Описать состав | Оп, Ра, По | ТЗ, ТП | ||
Назвать надсистемы | Оп, Ра, Кл, От | ЗПрим | ||
Описать связи | Оп, Ра, Кл, От | ЗПрим | ||
Сформули-ровать функции | От, По | Ко | ЗПрим, ТЛ | |
Выявить конфликту-ющую пару(пары) элементов | Ра, От | ЗПрим |
Окончание табл.2
Уровни тестов и их характер | ||||
Описать конфликт | Оп, Ра, Кл, От | ЗПрим, ТЛ | ||
Восстано-вить проти-воречие, приведшее к конфликту | От, По | Ко, ТЗ, ТП | ЗПрим | ЗПр |
Диагности-ровать способы разрешения противоре-чий | Оп, Ра, Кл, От | ТП | Зприм, ТЛ | ЗПр |
Диагности-ровать ресурсы, задейство-ванные при разрешении противо-речий | Оп, Ра, Кл, От | Зприм, ТЛ | ||
Описать более идеальную систему | От | ТП | Зприм, ТЛ | ЗПр |
Можно использовать материалы пособия по аналогии с работами Дж.Родари [18], методиками Р.Флореску, базирующимися на ТРИЗ [19], в качестве пособия по разработке тематики карикатуры. Этим осуществляется выход на знания-трансформации( ЗТр), приобщение обучающихся к творчеству. Так произошло при сборе материалов для пособия с одним из моих помощников – студентом архитектурно-строительного факультета Р.Д.Юсуповым. Подбирая карикатуру со сборников, он начал конструировать темы карикатур самостоятельно. Что из этого получилось, можно увидеть, к примеру, на следующих иллюстрациях (рис.1-3). Работая с карикатурами М.Вахрина (рис.1) и Н.Фаисина (рис.2), где активно эксплуатируются фантомные (отсутствующие), но выполняющие свои функции объекты (перекладина, тень), он пришел к неплохой идее собственной карикатуры, изображенной на рис.3.
Рис.1
Рис.2
Рис.3