Договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах

Такие договоры заключаются небольшими компаниями, которые специализируются на каком-либо определённом виде деятельности, пример погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении грузов и их охране в пути следования или таможенном оформлении и т. п[18]. Несмотря на то, что в каждом конкретном случае договор может называться по-разному, но квалифицироваться он будет как договор об оказании услуг, связанных с процессом перевозки груза. Такие договоры могут быть как одно разовыми, так и длящимися, с подписанием отдельного документа приложения на каждую заявку клиента.

2. Отграничение экспедиционной деятельности от непосредственной перевозки груза.

Деятельность транспортных организаций и их клиентов, касающаяся груза, неодинакова. Основу этой деятельности составляют само перемещение груза, его движение из пункта отправления в пункт назначения. Но для обеспечения движения необходим целый ряд предшествующих ему операций. Все они охватываются формулой ч. 2 п. 1 ст. 801 ГК: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку груза.
Отправка груза может включать выполнение таких вспомогательных операций, как обработка груза, его группировка, затаривание и упаковка, маркировка, снабжение ярлыками и бирками, взвешивание или определение объема, доставка к месту отправки, сдача перевозчику, составление перевозочных документов, внесение провозных платежей, уведомление клиента об отправке груза по назначению, а иногда и сопровождение его в пути. Поэтому экспедиция (от лат. expeditio) - это, прежде всего отправка груза, а экспедитор - лицо, занимающееся его отправкой.
С другой стороны, договор перевозки груза не может быть прерван в момент самого прибытия груза в пункт назначения. Напротив, груз надлежит выгрузить в этом пункте, обеспечить его целостность и сохранность после выгрузки, а затем доставить на склад получателя, которому он и должен быть передан. Все это сопровождается оформлением соответствующих документов и выполнением иных требований.
Наряду с этими основными операциями (п. 1 ст. 801 ГК) договором экспедиции могут быть предусмотрены и дополнительные услуги - получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, а также выполнение иных операций и услуг (п. 1 ст. 801 ГК)[19].
Все операции, из которых складываются отправление и получение груза, не могут быть установлены в нормативном порядке. В экономической литературе правильно отмечается, что номенклатура экспедиционных услуг насчитывает более 70 наименований. Поэтому условия выполнения договора экспедиции, если иное не установлено в нормативном порядке, определяются соглашением сторон (п. 3 ст. 801 ГК). Однако все операции (услуги), выполняемые по договору экспедиции, так или иначе, должны быть связаны с перевозкой груза. Ради его отправки, самого перемещения и завершения транспортного процессаони и выполняются. В этом - производность экспедиции от перевозки груза и принципиальное отличие договора экспедиции от других договоров, также опосредующих оказание услуг.
В зависимости от стадии транспортного процесса все связанные с перевозкой груза услуги могут быть разделены на операции, составляющие:
а) подготовку к перевозке;
б) доставку груза к месту отправки;
в) погрузку;
г) оформление документов на отправку;
д) сопровождение груза в пути;
е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния;
ж) доставку на склад получателя;
з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу.
Договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции, относящиеся к той или иной стадии. С учетом этого договор экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, т.е. доставку груза "от склада до склада". В отличие от этого частичное транспортно-экспедиционное обслуживание означает оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии.
Оказываемые по договору экспедиции услуги имеют юридический (например, отправка груза, его получение) или фактический характер (погрузочно-разгрузочные операции, затаривание и упаковка груза и т.п.).
При оказании услуг экспедитор вправе выступать или от своего имени, или от имени клиента. Нельзя согласиться с мнением Е.М. Ворожейкина о том, что экспедитор всегда действует от имени клиента . Необходимо четко разграничивать два ряда правовых отношений, в которых в разном качестве может участвовать одно и то же лицо (например, профессиональная экспедиторская организация)[20]. Такая организация вправе от собственного имени отправлять или получать грузы, принадлежащие другим лицам. Для этого она вступает в договор перевозки груза с перевозчиком и приобретает по отношению к нему статус стороны договора перевозки - отправителя или, если речь идет о получении груза, - третьего лица, в пользу которого заключен договор (см. гл. 40 ГК "Перевозка"). В этом случае такое лицо вправе отправлять либо получать груз от своего имени. Не выступая от имени клиента, оно сохраняет статус экспедитора в отношениях с ним в другом договоре - договоре экспедиции, по условиям которого ему поручено отправлять или получать груз от своего имени. Но возможна и иная ситуация, когда экспедитор не вступает в договор перевозки груза и отправляет или получает груз от имени клиента. При таком положении он выступает только как субъект договора экспедиции.
В соответствии с п. 2 ст. 801 ГК обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.
О.Н. Садиковым высказана точка зрения о том, что в этом случае, во-первых, перевозчик может выступать экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу). Во-вторых, перевозчик иногда выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора экспедиции, т.е. является экспедитором в отношении осуществляемой им перевозки. Впоследствии эта точка зрения была некритически воспринята Д.А. Медведевым, В.Т. Смирновым и С.П. Хмелевым.
При первой из двух указанных ситуаций транспортная организация, выступая в качестве экспедитора, не является перевозчиком груза, в отношении которого приняла на себя обязанность оказания экспедиционных услуг. Следовательно, организация, являющаяся транспортной по характеру деятельности, не может быть признана перевозчиком в смысле п. 2 ст. 801 ГК. Она лишь экспедитор.
Например, согласно п. 124 УАТ предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования выполняют связанные с перевозками операции и услуги. Предположим, груз должен быть перевезен железнодорожным, воздушным или речным транспортом. В этом случае соответствующая автотранспортная организация, осуществляющая обработку груза до его отправки и его доставку со склада отправителя на железнодорожную станцию, аэропорт или пристань, не является перевозчиком. Поэтому правило п. 2 ст. 801 ГК не рассчитано на применение к подобной ситуации. Это правило имеет в виду только ситуации, когда перевозчик по договору перевозки совпадает в одном лице с экспедитором, т.е. помимо непосредственной транспортировки груза принимает на себя обязанность его экспедиционного обслуживания. В этом случае, по существу, один договор наслаивается на другой. Поэтому при решении вопроса об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договорам нужно учитывать, из какого договора - перевозки или экспедиции - возникает данная обязанность, и применять соответствующие нормы и условия.
Договор экспедиции двусторонне обязывающий - каждая из его сторон приобретает правомочия и принимает на себя юридические обязанности. Он относится к числу возмездных, так как экспедитор оказывает другой стороне услуги за вознаграждение. Этот договор носит консенсуальный характер - права и обязанности его сторон возникают в момент достижения соглашения по его существенным условиям.

Заключение

Договор транспортной экспедиции иногда ошибочно определяют как договор транспортной перевозки и рассматривают вместе с транспортными договорами. По своей природе данный договор относится к группе агентских договоров. Отличительные черты договора транспортной экспедиции определяются сферой применения. Здесь услуги юридического и фактического характера оказываются в связи с процессом перевозки товара. Существуют книжная, почтовая, денежная экспедиция, но они также связаны с перевозкой соответствующего имущества. Вне перевозки никакого экспедирования не бывает.

Отношения по экспедированию регулируются гл. 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Названный Закон регламентирует товарное экспедирование и напрямую относится к коммерческой деятельности. Закон предусматривает издание Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые должны быть утверждены Правительством РФ.

По договору транспортной экспедиции одна сторона, экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны, клиента, выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.

Обязанности по экспедированию могут принимать на себя специализированные организации, созданные для этих целей. Таковы различные экспедиционные агентства и фирмы. Они заключают с клиентами договоры на оказание комплекса услуг по получению от транспортных организаций грузов и доставке их клиенту, а также сдаче к перевозке грузов, отправляемых клиентом.

В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции можно выделить несколько видов этих документов:Договор об обеспечении доставки груза; Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика; Договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах.

Список использованной литературы:

1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. №51 – ФЗ

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №15-ФЗ

4. Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. №87-ФЗ.

5.А.П. Сергеева. М., 2012. Т. 2. С. 566.

6.Гражданское право: Учеб.: В 3 т. / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. Т. 2. С. 557; Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева. С. 564 - 565.

7.Гражданское право / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 558.

8.Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 59.

9.Соловых А.В. Договор транспортной экспедиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8

10.Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: Учеб. / Отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2004. С. 439 - 440.

11.Данилкина И.Е. Тенденции развития транспортно-экспедиционных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8; Кулешов В.В. Указ. соч. С. 59.

12.Кулешов В.В. Указ. соч. С. 6, 90.

13.Данилкина И.Е. Указ. соч. С. 9.

14.Гражданское право / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 557.

15.Гречуха В.Н. Транспортное право России: Учеб. для магистров. М., 2012. С. 562.

16.Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8, 60.

17.Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева. С. 566; Егиазаров В.А. Транспортное право: Учеб. 6-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С. 117; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 341; Соловых А.В. Указ. соч. С. 40.

18.Гражданское право / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 562.

19.Кулешов В.В. Указ. соч. С. 111.

20.Корнеев И.Л. Гражданское право РФ. Учеб. Пособие. – М., ИНФРА – М, 2011.

21.Калпин А.Г. Договор транспортной экспедиции и новое гражданское законодательство // Государство и право. 2009. N 5

22.Кокин А.С., Левиков Г.А. Международная транспортная экспедиция. - М. 2011

23.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М.:Статут, 2012.

[1] Учеб.: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2012. Т. 2. С. 566.

[2] Гражданское право: Учеб.: В 3 т. / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. Т. 2. С. 557; Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева. С. 564 - 565.

[3] Гражданское право / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 558.

[4] Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 59.

[5] См.: Соловых А.В. Договор транспортной экспедиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8

[6] См.: Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: Учеб. / Отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2004. С. 439 - 440.

[7] Данилкина И.Е. Тенденции развития транспортно-экспедиционных отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8; Кулешов В.В. Указ. соч. С. 59.

[8] См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 6, 90.

[9] См.: Данилкина И.Е. Указ. соч. С. 9.

[10] Гражданское право / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 557.

[11] Гречуха В.Н. Транспортное право России: Учеб. для магистров. М., 2012. С. 562.

[12] Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8, 60.

[13] Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева. С. 566; Егиазаров В.А. Транспортное право: Учеб. 6-е изд., доп. и перераб. М., 2008. С. 117; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 341; Соловых А.В. Указ. соч. С. 40.

[14] Гражданское право / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 562.

[15] См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 111.

[16] Корнеев И.Л. Гражданское право РФ. Учеб. Пособие. – М., ИНФРА – М, 2011.

[17] Корнеев И.Л. Гражданское право РФ. Учеб. Пособие. – М., ИНФРА – М, 2010.

[18] Калпин А.Г. Договор транспортной экспедиции и новое гражданское законодательство // Государство и право. 2009. N 5

[19] Кокин А.С., Левиков Г.А. Международная транспортная экспедиция. - М. 2011

[20] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М.:Статут, 2012.

Наши рекомендации