Multimedia Toolbook CBT 4.0

Выделяется как средство для создания программ СВТ (компьютерного тренинга), но в то же время имеет хороший набор возможностей для разработки мультимедиа-приложений.

Используя метафору электронной книги, разработчик в интерактивном режиме работает со страницами Multimedia Toolbook CBT. Это обеспечивает непосредственный контроль при разработке, однако, в отличие от блок-схем, не дает общего представления о создаваемом продукте. Поскольку многие аспекты разработки мультимедиа требуют написания сценария, здесь предлагается внушительная библиотека уже готовых сценариев.

Графика: Допускается импорт графических файлов. Имеется полный набор стандартных средств для рисования, а также базовый редактор растровых изображений. Есть такие возможности для создания анимации, как быстрое пролистывание страниц с рисунками, задание перемещения в определенную точку или анимация по заданной траектории.

Аудио/видео: Поддерживаются форматы файлов AVI, QuickTime, FLC/FLI, MPEG video, WAV, MIDI и CD-Audio. Клипы можно размещать, монтировать и добавлять специальные эффекты. Имеется также простой аудиоредактор с возможностью оцифровки звука.

Текст: В отличие от большинства авторских средств высокого класса, Multimedia Toolbook CBT включает такие инструменты редактирования текста, как проверка правописания и поисковые средства. В общем, работа с текстом заслуживает самой высокой оценки.

Гипертекст также поддерживается на хорошем уровне. Чтобы превратить слово текста в гипертекстовую кнопку, достаточно, выделив это слово, определить его стиль и цвет. Когда курсор позиционируется на слове, имеющем гипертекстовую ссылку, он принимает форму “руки”.

Кнопки: Можно легко создавать и менять в размерах множество кнопок, сходных с кнопками Windows.

СВТ:Предлагается масса заранее подготовленных текстовых типов, многопользовательская база данных для отслеживания любых событий — регистрации ученика, ведения его ведомости оценок, использования закладок для отметки того, что уже прочитано, и даже ведения зашифрованного протокола действий ученика. Никакой другой продукт не может предложить столько встроенных и легких в использовании возможностей.

Создание дистрибутивов: Пакет автоматически создает дистрибутивные диски и даже может оптимизировать их для распространения на CD-ROM.

Authorware 3.0

Authorware 3.0 — самое мощное средство для создания мультимедиа-приложений, сочетающее простоту в работе и возможность интеграции в создаваемые продукты фрагментов.

Это еще одна система, не требующая использования языка сценариев, но в то же время заключающая в себе массу возможностей, доступных самым неопытным в деле разработки мультимедиа-продуктов пользователям. Authorware 3.0 использует понятие блок-схемы, причем пиктограммы, соответствующие определенным функциям, можно просто “перетаскивать” на нужные места в схеме.

Графика: Authorware 3.0 непосредственно поддерживает форматы файлов BMP, DIB, PICT, TIF, RLE, EPS, PCX и WMF. Система содержит набор базовых операций для рисования. При анимации объектов используются очень гибкие средства управления их движением вдоль заданных траекторий.

Аудио/видео: Authorware 3.0 импортирует видео QuickTime и AVI, а при наличии любой платы, соответствующей стандарту Microsoft MPEG, может воспроизводить и ролики MPEG. Пакет работает с аудиофайлами в форматах AIFF, PCM и WAV.

Текст: Средства работы с текстом весьма развиты, включают в себя проверку правописания, а также полную поддержку формата RTF и текстовый поиск. Выделяя слова и связывая с ними выполнение определенных функций, можно создавать гипертекст.

Кнопки: Кнопки могут быть объектами произвольной формы и находиться в одном из 8 различных состояний, причем каждое состояние может выделяться своим графическим оформлением. Средства создания кнопок отличаются полнотой и гибкостью — можно самому разрабатывать дизайн кнопок и сохранять его для последующего использования.

СВТ: Полностью реализованы символы обобщения и оператор “или”, что допускает возможность альтернативных ответов. Имеется также множество других встроенных возможностей для проведения тестирования: выставление оценки, отслеживание и запись действий.

Дополнительные возможности: Authorware 3.0 непосредственно работает с фильмами Director; при этом у системы Director, в свою очередь, есть возможность передать данные Authorware 3.0. Для интерактивного управления фильмами и связи с ними используется язык Lingo системы Director.

Authorware 3.0 включает поддержку стандартов ODBC для работы с базами данных и OLE 2.0. Поддерживая стандарт DLL, система также предлагает стандарт UCD, упрощающий для пользователей-непрограммистов применение DLL.

Создание дистрибутивов: Предлагается масса советов, но сам процесс не автоматизирован.

Director 4.0

Director 4.0 был задуман прежде всего как средство для создания анимации, однако постепенно этот продукт, допускающий разработку приложений для разных аппаратных платформ, стал ведущим средством разработки мультимедиа, несмотря на свой несколько нетрадиционный интерфейс и сложный процесс обучения.

Director 4.0 появился как средство разработки анимации, как программа обработки последовательности кадров, поэтому интерфейс может показаться непривычным для авторского средства. Для представления экрана Director 4.0 использует метафору сцены, на которой можно размещать “персонажи” (cast), объекты (кнопки), текст, графику и цифровые видеоролики.

“Фильмы” (movie) Director’a строятся из последовательностей кадров, при этом порядок появления кадров на экране может быть линейным или произвольным. Предлагается подобие монтажного экрана, представляющего кадры последовательности. Если “щелкнуть” по одному из кадров, то сразу становится доступен инструментарий для его редактирования.

Графика: Обладая полным набором хорошо продуманных средств для рисования и анимации, Director 4.0 является в этой области лучшим из всех оцениваемых пакетов. Графическими элементами можно манипулировать, как спрайтами, самыми разнообразными способами. Director 4.0 позволяет в автоматическом режиме добавлять к диаграммам и текстам анимационные эффекты. Director 4.0 — явный лидер в сфере разработки игр и интерактивных приложений с интенсивным использованием графики.

Аудио/Видео: Director 4.0 выделяется высокой точностью временной синхронизации аудио и видео. Допустимо микширование звуков (даже в форматах AIF и WAV), оцифрованных с разной частотой (11,025; 22,05; 44 кГц) и с разной разрядностью (8 или 16 разрядов); возможно микширование до восьми аудиоканалов. Поддерживаются стандарты QuickTime и AVI.

Кнопки: Можно использовать стандартные или прозрачные кнопки; последние, если по ним щелкнуть, начинают “мигать”. Затем нужно написать на языке Lingo простой сценарий, определяющий действие, связанное с кнопкой.

СВТ: Файлы, подготовленные в Director 4.0, могут использоваться в Authorware фирмы Macromedia для компьютерного обучения.

Дополнительные возможности: Язык описания сценариев Lingo обеспечивает большую гибкость, но его приходится использовать для решения таких задач, которые другие системы выполняют автоматически.

Создание дистрибутива: Есть возможность оптимизации файлов для создания дистрибутива на CD-ROM.

Выводы:

1. Общими чертами рассмотренных инструментальных пакетов является следующее:

Первое и главное, что их объединяет, — это очень дорогие лицензионные программные пакеты. При этом ни одна из программ не удовлетворяет в полной мере требованиям, предъявляемым к программным оболочкам АРМО, АРМИ и АУК.

Гипертекст — узкое место. Легко увлечься возможностями работы с графикой и звуком и забыть о важности текста. Однако текст — это наиболее эффективный метод представления больших объемов обучающей информации. Текст также один из самых спорных аспектов разработки мультимедиа, так как существуют проблемы в части стандартизации, установки шрифтов и настраиваемости, допустимых при представлении текста и выводе его на экран.

Гипертекст, слова-ссылки которого позволяют переходить от одного раздела к другому, особенно полезен при просмотре большого объема обучающей информации. Для гипертекста очень важна настраиваемость, поскольку одна и та же информация может быть представлена на экране по-разному, в зависимости от того, как пользователь получил к ней доступ. Ни один из рассмотренных продуктов не может непосредственно импортировать заранее созданный гипертекстовый документ. Самое лучшее, что эти программы могут предложить, — использование слов-ссылок для выполнения различных действий, однако свободное перемещение по тексту документа, уже загруженного в память, невозможно.

2. Необходима разработка оригинальной промышленной технологии проектирования и программирования мультимедийных АУК по современным системам ВВТ.

Наши рекомендации