Глава 4. социальное доказательство. истина -
Роберт Чалдини
психология ВЛИЯНИЯ
Е международное издание
Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск 2001
Чалдини Роберт ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ
4-е издание, переработанное и дополненное
Серия «Мастера психологии» Перевели с английского Е. Волков, И. Волкова, О. Пузырева
Главный редактор В. Усмапов
Зав. психологической редакцией А. Зайцев
Зам. зав. психологической редакцией В. Попов
Ведущий редактор А. Борин
Редактор О. Пузырева
Художник обложки В.Шимкевич
Подготовка иллюстраций И. Резников
Корректор М. Рошаль
Оригинал-макет подготовил А. Борин
ББК 88.5 УДК 316.6
Чалдини Р.
416 Психология влияния. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-318-00218-8
«Психологию влияния» знают и рекомендуют в качестве одного из лучших учебных пособий но социальной психологии, конфликтологии, менеджменту все западные, а теперь уже и отечественные психологи. Книга Роберта Чалдини выдержала в США четыре издания, ее тираж превысил полтора миллиона экземпляров. Эта работа, подкупающая читателя легким стилем и эффектной подачей материала, является тем не менее серьезным трудом, в котором на самом современном научном уровне анализируются механизмы мотивации, усвоения информации и принятия решений.
Нет сомнения, что новое дополненное издание международного бестселлера не только займет достойное место в библиотеке социального психолога, но и поможет в работе менеджерам, педагогам, политикам, всем, кто по роду деятельности должен убеждать, воздействовать, оказывать влияние
© 2001 by Allyn and Bacon
© Перевод на русский язык. Е. Волков, И. Волкова, 1998; О. Пузырева, 2001
© Издательский дом «Питер», 2001
И рана на нгщание получены по соглашению с1 Puirson Education Company.
Все права защищены. 11)[какая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было фирме и какими бы то
пи было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-318-00218-8
ISBN 0-321-01147-3(англ.)
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.
Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 21.05.01. Формат 70хЮО'/,6. Усл. п. л. 23,22. Тираж 7000 экз. Заказ J4 723.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького
Министерства РФ но делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Оглавление
Предисловие................................................................................10
Комментарий к четвертому изданию книги:
наука и практика..................................................................................................................10
Введение.......................................................................................12
Глава 1. ОРУДИЯ ВЛИЯНИЯ.......................................................15
Щелк, заясужжало............................................................................................................................16
Ставка на стереотипное мышление.....................................................................................20
Спекулянты.................................................................................................................................24
Джиу-джитсу...............................................................................................................................26
Выводы..........................................................................................................................................31
Контрольные вопросы..............................................................................................................32
Совершенное владение материалом..............................................................................32
Критическое мышление.....................................................................................................33
Глава 2. ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН. Старые «Дай» и «Бери»............34
Как работает это правило........................................................................................................36
Правило взаимного обмена является универсальным............................................37
Правило взаимного обмена навязывает долги...........................................................44
Правило взаимного обмена может
инициировать неравноценный обмен.....................................................................47
Взаимные уступки.....................................................................................................................50
Отказ-затем-отступление........................................................................................................51
Взаимные уступки, контраст восприятия и тайна Уотергейта.............................55
Будь ты проклят, если сделаешь это, и будь ты проклят, если не сделаешь .... 57
Вот моя кровь, звоните снова..........................................................................................58
«Сладкие» побочные эффекты.......................,................................................................59
Защита...........................................................................................................................................60
Нейтрализация правила взаимного обмена................................................................61
Выкуривание врага.............................................................................................................62
Выводы..........................................................................................................................................64
Контрольные вопросы..............................................................................................................65
Совершенное владение материалом..............................................................................65
Развитие критического мышления................................................................................65
Глава 3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Суеверия сознания..................67
Жужжание вокруг.....................................................................................................................68
Быстрое решение.................................................................................................................69
Крепость дураков.................................................................................................................70
Игра в прятки........................................................................................................................72
Обязательство является ключевым фактором.................................................................75
Сердца и умы.........................................................................................................................81
Внутренний выбор..............................................................................................................94
Создание устойчивых точек опоры................................................................................98
Борьба за общественные блага......................................................................................101
Защита.........................................................................................................................................104
Сигналы, поступающие из желудка...........................................................................105
Сигналы, поступающие из глубины сердца..............................................................107
Выводы........................................................................................................................................110
Контрольные вопросы............................................................................................................111
Совершенное владение материалом............................................................................111
Критическое мышление...................................................................................................112
Глава 4. СОЦИАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Истина -
это мы......................................................................................113
Принцип социального доказательства..............................................................................114
Власть публики..................................................................................................................115
После потопа.......................................................................................................................119
Причина смерти: неуверенность.........................................................................................124
Научный подход.................................................................................................................128
Как предотвратить превращение
самого себя в жертву.................................................................................................130
Многие могут помочь, но избрать следует лишь одного......................................132
Подражай мне, подражай......................................................................................................133
Фатальное подражание....................................................................................................135
Обезьяний остров..............................................................................................................144
Защита.........................................................................................................................................147
Диверсия...............................................................................................................................148
Взгляд вверх........................................................................................................................151
Выводы........................................................................................................................................155
Контрольные вопросы............................................................................................................156
Совершенное владение материалом............................................................................156
Критическое мышление...................................................................................................156
Глава 5. БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЕ. Дружелюбный вор............158
Как завязать знакомство, чтобы повлиять на людей...................................................160
Почему вы мне нравитесь? Позвольте перечислить причины..................................162
Физическая привлекательность...................................................................................162
Сходство...............................................................................................................................164
Похвалы................................................................................................................................166
Контакт и взаимодействие..............................................................................................167
Психологическая обработка с использованием
условных рефлексов и ассоциаций..............................................................................176
Не звонит ли имя Павлова в колокольчик?.................................................,............181
От новостей и прогноза погоды — к спорту..............................................................183
Защита.........................................................................................................................................190
Выводы........................................................................................................................................193
Контрольные вопросы............................................................................................................194
Совершенное владение материалом............................................................................194
Критическое мышление...................................................................................................194
Глава 6. АВТОРИТЕТ. Управляемое уважение..........................196
Давящая власть авторитета..................................................................................................198
Плюсы и минусы слепого повиновения...........................................................................202
Видимость, а не суть...............................................................................................................206
Титулы..................................................................................................................................206
Одежда..................................................................................................................................211
Атрибуты..............................................................................................................................213
Защита.........................................................................................................................................214
Непререкаемый авторитет..............................................................................................214
Коварная искренность.....................................................................................................215
Выводы........................................................................................................................................219
Контрольные вопросы............................................................................................................220
Совершенное владение материалом............................................................................220
Критическое мышление...................................................................................................220
Глава 7. ДЕФИЦИТ. Правило малого........................................221
То, чего слишком мало, является наилучшим,
а утрата — это самое ужасное.........................................................................................222
Ограниченное количество..............................................................................................223
Лимит времени...................................................................................................................225
Психологическое сопротивление.......................................................................................226
Реактивное сопротивление взрослых. Любовь, оружие
и стиральные порошки...............................................................................................229
Цензура.................................................................................................................................232
Оптимальные условия...........................................................................................................236
Заново испытываемый дефицит. Более дорогое печенье
и гражданский конфликт..........................................................................................237
Конкуренция из-за ограниченных ресурсов. Глупая ярость...............................241
Защита.........................................................................................................................................244
Выводы........................................................................................................................................248
Контрольные вопросы............................................................................................................250
Совершенное владение материалом............................................................................250
Критическое мышление...................................................................................................250
Глава 8. «БЫСТРОРАСТВОРИМОЕ» ВЛИЯНИЕ. Примитивное согласие в век автоматизации...............................................251
Примитивный автоматизм....................................................................................................252
Современный автоматизм.....................................................................................................253
Стереотипы должны быть священными..........................................................................255
Выводы........................................................................................................................................258
Контрольные вопросы............................................................................................................258
Критическое мышление...................................................................................................258
Литература.................................................................................259
Предметный указатель..............................................................278
Именной указатель....................................................................284
Эта книга посвящается сыну Крису, свету моих очей
Предисловие
Первоначальная (коммерческая) версия «Психологии влияния» была предназначена для рядового читателя, и в связи с этим я предпринял попытку сделать ее занимательной. В версии, предназначенной для учебных групп, я сохранил тот же стиль, но, кроме того, представил полученные в ходе последних исследований доказательства верности моих прежних утверждений, выводов и рекомендаций. Хотя в последней версии я добавил значительное количество интервью, цитат и описаний систематических личных наблюдений, выводы «Психологии влияния» основываются на результатах научно обоснованных психологических исследований. Преподаватели и студенты могут быть уверены в том, что данная книга не является еще одним образчиком «поп-психологии», а представляет собой серьезную научную работу. Учебная версия содержит также новый, соответствующий требованиям современности материал, выводы в конце каждой главы, а также контрольные вопросы, помогающие лучше усвоить информацию.
Материал данной версии «Психологии влияния» может быть с большой пользой использован на практике, и в то же время он является научно документированным. Кроме того, чтение этой книги доставляет большинству людей истинное удовольствие. «Психология влияния» лишний раз подтверждает — материал, который часто кажется сухим и излишне таучным, будучи представлен должным образом, на самом деле может оказаться свежим, полезным и легким для усвоения.