I. Место и значение технических средств в учебном и учебно-тренировочном процессах
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Основные вопросы:
I. Место и значение технических средств в учебном и учебно-тренировочном процессах.
Основные понятия и классификация технических средств
Обучения в физическом воспитании, спорте и туризме
3. Педагогические принципы при распределении функций управления в учебно-тренировочном процессе с использованием ТСО.
I. Место и значение технических средств в учебном и учебно-тренировочном процессах.
В учебно-тренировочном процесс выделяют физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовку. Применение технических средств способствует повышению эффективности всего учебно-тренировочного процесса в целом, равно как и каждого вида подготовки в отдельности.
Постоянное увеличение объемов и интенсивности тренировочных нагрузок не может считаться более рациональным подходом повышения качества процесса подготовки спортсменов. В первую очередь специалистов интересует подбор тренировочных средств, выявление наиболее эффективных из них определение диапазона возможностей и оптимальных условий их применения. Естественно, что на выбор возможных путей, способствующих совершенствованию подготовки спортсменов, накладывает свой отпечаток и научно-технический процесс. Он не только широко привлекает технические средства в практику спорта и физического воспитания, и по-новому решает проблемы различных видов подготовки.
Подготовка спортсмена - это процесс направленного воздействия на его нервно-мышечный аппарат и функциональные системы, при котором обеспечивается оптимальное увеличение тренировочного эффекта. Сложность и многогранность процесса выдвигает проблему получения объективной информации, поиска новых средств и методических приемов, позволяющих организовать наиболее полную реализацию двигательных возможностей, что недостижимо без применения технических средств.
Обучение технике спортивных упражнений нередко определяется в самых общих чертах, без определенной системы и информации, o его результатах - процесс обучения не является достаточно управляемым и часто даются общие рекомендации: сильнее, выше, быстрее, хорошо или плохо.
Основным источником информации, передаваемой тренером спортсмену, в таком случае является субъективной мнение самого тренера или преподавателя. Однако даже опытному специалисту очень трудно уловить многие детали быстро выполняемого упражнения.
В современном спорте, да и в процессе физического воспитания этого уже недостаточно. И тренеру, учителю и самим, занимающимся необходима срочная информация о количественных, временных, пространственных, динамических характеристиках различных элементов совершаемых движений. Такая информация должна непосредственно обслуживать учебно-тренировочный процесс и стать его неотъемлемой, органической частью. На основе срочной информации о выполненном движении, о допущенных ошибках спортсмен может в очередной попытке внести необходимую коррекцию.
Для обеспечения срочной информации создано множество технических средств регистрации отдельных параметров движений. Среди них разнообразные датчики: механические, емкостныеээлрктроконтактныя, магнитоэлектричрокие, потенциометрические, биоэлектрические, сейсмодатчики, тензодатчики, пьезодатчики, фотореле, акселерометрические и мн._др.
Сложные технические системы, позволяющие с высокой точностью контролировать показатели движений человека, большой арсенал электрофизических методов исследований в физиологии, биохимии, спортивной медицине, специальные тренажерные устройства, позволяющие управлять тренировочными нагрузками спортсмена технические системы обучения движениям с так называемой логической о связью, помогающие машине взаимодействовать с человеком –вот далеко не полный перечень новых технических средств используемых специалистами в сфере физической культуры.
Технические средства с успехом применяются в процессе. Физического воспитания школьников и студентов. Это способствует совершенствованию занятий в школах, училищах, техникумах, вузах, повышает организацию урока, его содержательность и эмоциональность, совершенствует физические качества, повышает моторную плотность.
У нас в стране и за рубежом широко используется программированное обучение. Весь объем званий, подлежащий усвоению, разделяется на части. Обучающий, обязан изучать их в строгой последовательности и при непременном условии перехода к изучению следующей части после усвоения предыдущих. На всех этапах должна обеспечиваться обратная связь между обучающимся и обучающим или машиной.
В последние годы появились приборы, основанные на способах сти-муляционного воздействия на мышцы. Электростимуляция применяется, как для развития физических качеств, так и для коррекции движений.
Профессор Я.М.Коц отмечает следующие преимущества электростимуляции:
- .Возможность избирательно воздействовать на наиболее, важные и мышечные группы.
- Способность к активизации всего сократительного аппарата мышц. Вызванное максимальное сокращение может быть более сильным, удерживаться дольше. и повторяться большее количество раз, чем при максимальном произвольном усилии.
- Возможность вовлекать в вызванное сокращение в первую очередь большие двигательные единицы мышц, с трудом подвергающиеся тренировке обычными средствами.
- Возможность выбора, достаточно большой частоты сигнала, которая должна позволить проводить электростимуляцию мышц, избегая нежелательного замедления скорости их сокращения.
У нас в республике биомеханической стимуляцией занимается профессор Назаров , которая получила широкое распространение.
В настоящий момент технические средства в физическом воспитании и спорте разрабатываются нa основе следующих требований:
- Высоких требований к метрологическому обеспечению результатов измерений.
- Создание устройств отображения и хранения информации в форме удобной для использования тренерами и научными работниками.
- Доступность эксплуатации ТСО подготовленными операторами.
- Создание тренажеров на основе использования искусственно управляемой среды.
Основные понятия и классификация технических средств