А теперь коротко об этике 13 страница

Границы между политизированными и коммерческими СМИ достаточно размыты, и последние также довольно часто участвуют в информационных войнах и раздувании политических скандалов. Это, в свою очередь, вызывает ответные меры со стороны властей, подчас, откровенно репрессивные. Так, например, в апреле 2000 года в ходе выборов губернаторов в Санкт–Петербурге была арестована часть тиража газеты «Моя столица» с критикой в адрес одного из кандидатов;

Одной из важных особенностей нового периода в развитии российской журналистики является повышенная активность политизированного и коммерческого капитала в проникновении на региональные рынки. Особенно ярко проявилась эта тенденция в преддверии парламентских выборов 1999 года и президентских выборов 2000 года, начиная от создания региональных выпусков ряда центральных изданий («Московский комсомолец», «Известия») и заканчивая проникновением московских телерадиовещательных компаний в регионы посредством формирования новых вещательных сетей, включая спутниковое вещание.

88. История становления и развития оренбургского телерадиовещания.

 
 
 

1 мая 1956 года вышел первый репортаж о параде труда на красной площаде.

Двадцать седьмого сентября 1961 года впервые зажглись голубые экраны, и первый диктор Мария Таран приветствовала оренбуржцев.
Следует отметить и большой вклад инженерно-технических работников, сделавших всё для того, чтобы телевидение пришло в наш город. Это первый директор Радиотелецентра Павел Филиппов, главный инженер Ефим Розенблат, инженеры Владимир Варнавский, Олег Коломиец, Геннадий Руденко и многие другие...
Немало было проблем и у первого тогда председателя комитета по радиовещанию и телевидению облисполкома Антонины Григорьевны Лукиной, а потом и у Риммы Александровны Забелиной. Телевидение было делом новым, и квалифицированным, знающим специфику кадрам просто неоткуда было взяться...
Не было и соответствующей техники: ни кинокамер, не передвижных телевизионных станций (ПТС) (в 1963 получили передвижную теле станцию, которая позволяла транслировать самые интересные и важные события в жизни города). По этой причине информационная программа «Новости» практически не отвечала своему предназначению. Мало было сюжетов событийных, имеющих информационный повод, всё больше рассказы о людях труда, сопровождаемые показом двух-трёх десятков фотографий.
Все передачи шли в прямом эфире и поначалу носили в основном просветительский характер. Выступали артисты филармонии и театров, музыканты, различные гастролёры, демонстрировались произведения художников. В последнем случае студию преображали в выставочный зал: вывешивали картины, приглашали искусствоведов...
В первые дни было много «разговорных» передач: беседы за круглым столом, диалоги с писателями и художниками, с заезжими знаменитостями, телевизионные спектакли... Но постепенно приходило понимание, что на телевидении главное - картинка, изображение, а слово должно дополнять картинку, а не пересказывать, не дублировать её. И в то же время - соответствовать устной, разговорной речи, её строю, образности, интонации.
Когда на телевидении появились первые кинокамеры, Государственный комитет по радиовещанию и телевидению каждой областной студии определил план подготовки документальных фильмов, которые потом просматривала постановочная комиссия в Москве и решала вопрос о приёме фильма в тираж и рассылке копий по всем студиям страны.
И вот пришла добрая весть: фильм «Дом его друга» (сценарий Л. Большакова) - о поиске дома Герна, в котором ссыльный Тарас Шевченко встречался с друзьями, писал стихи, рисовал, - принят в тираж, а фильм «Над Уралом-рекой» (сценарий собкора газеты «Известия» В. Пролёткина) - о переселенцах из Мордовии, обретших в Беляевке своё счастье, - будет показан на Неделе Советского телевидения в ГДР.
Это были первые фильмы, снятые Оренбургской студией телевидения в далёком 1964-м...
Успех окрылил наших режиссёров и операторов: Романа Хардина, Рафаила Хаялина, Искандера Бигеева, Лилию Филимонову, Наталью Воеводину, Петра Щербакова и других. Появились ленты: «Хлеб целины», «Никоныч», «Танцуют куклы», «Маленькое чудо», «Встреча с Незнакомцем» и другие.
В 1967 году, с приходом в Оренбург московской программы, стали выходить с передачами на Центральное телевидение. Причем, объём передач, показанных на канале ЦТ, был большим. У нас был «шлейф прямого выхода» на Москву, и мы в определённое время выходили «живьём» из нашей небольшой студии фактически на всю страну.
Первый часовой выход был посвящен хлеборобам Оренбуржья («Сельский клуб» «Нива»). В передаче принимали участие солисты Оренбургского народного хора, звучали песни нашего композитора Алексея Цибизова.
Успешно прошла и музыкальная программа для детей «Городок-малышок» (автор Н. Ишкова, режиссёр Н. Воеводина).
Целый год шла передача Центрального телевидения «Алло, мы ищем таланты!» - с включением областных телестудий. Десятки, сотни исполнителей со всей страны, из всех её республик...
Среди победителей оказался и наш земляк - учитель из посёлка Красногвардеец Бузулукского района Виктор Старших. В заключительной передаче из Останкинской студии он пел в сопровождении оркестра Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева. «Очень волновался, - признался потом Виктор, - ведь всегда имел дело только с баяном, а тут такое...»
В 1970 году Оренбургская телестудия впервые вышла на Интервидение с передачей «Здравствуй, брат Сташек!»
Получилась тридцатиминутная лента «Здравствуй, брат Сташек!» - которую увидели телезрители на Урале и в Сибири, в Польше, Венгрии, Чехословакии.
В те годы на Оренбургском телевидении, как, впрочем, и вообще по стране, наблюдалось увеличение рубрик, цикловых передач и тележурналов. «Коммунист», «Искры творчества», «Сельский клуб», «Искусство», «Рационализатор», «Для вас, женщины»...
Телевидение стало транслировать не только театральные спектакли, но и ставить свои, телевизионные: «Русский характер» Алексея Толстого, «Самая долгая ночь» Хория Ловинеску др.

В телевизионных спектаклях были заняты ведущие артисты областного драматического театра: Александр Михалёв, Виктор Антонов, Станислав Ежков и др.
Телевидение развивалось не только в творческом, но и в техническом отношении. В начале 1970-х областное телевидение по магистрали пришло в Бузулук и Кувандык, а в Орск (через Челябинск) - московская программа. В 1982 году, по завершении строительства релейной линии Кувандык-Орск, передачи из Оренбурга стали доступны и жителям восточных районов области.
В 1975 году студия получила видеомагнитофоны новосибирского производства - «Кадр-3 ПМ», появилась возможность записывать многие студийные передачи. Для художественных программ это было благо, но вот для других... Записанные на магнитофонную плёнку информационные и документальные программы перед выходом в эфир монтировались, то есть приобретали более стройную композицию, избавлялись от длиннот, неоправданных пауз, неизбежных оговорок и непредвиденных заминок, но вместе с этим из них стало уходить, а то и специально выхолащиваться всё живое, естественное, непредсказуемое... Вот почему ностальгия по «живому» телевидению осталась у многих режиссёров старшего поколения и сегодня.
В середине 1970-х областное телевидение активно сотрудничает почти со всеми Главными редакциями Центрального телевидения: пропаганды (отдел сельского хозяйства), народного творчества, музыкальной, детской, программ для молодёжи. Эдуард Михайлович Сагалаев, заместитель, а потом и шеф Главной редакции программ для молодёжи, постоянно заказывали нам сюжеты в новую программу ЦТ «Адреса молодых».
Участвует студия и во Всесоюзном фестивале молодёжных программ. Этот престижный конкурс проводился раз в два года и всегда в разных городах страны: в Кишинёве, Волгограде, Алма-Ате, Горьком и т. д. И везде наши работы, автором которых была Г. А. Поликарпова, в то время главный редактор студии, отмечались лауреатскими дипломами или призами: «Мы с оренбургской земли» (программа о строителях газового комплекса в Оренбурге), «Пора спелого колоса» (о молодых хлеборобах Оренбуржья), «Отцовское поле» (о Василии Макаровиче Чердинцеве), «Диалоги с Верой Логачёвой» (рассказ о молодом депутате Верховного Совета СССР). Кстати, после показа этого фильма по Центральному телевидению на Логачёву обрушился поток писем. И молодёжная редакция ЦТ придумала и провела передачу: «Почта Веры Логачёвой».
Оренбургское телевидение не только принимало участие в конкурсах, но зачастую и само организовывало их. Так, в середине 1970-х, по инициативе заместителя председателя областного телерадиокомитета Марлена Новохатского, студия становится родоначальником фестиваля передач и фильмов о ГАИ: «Красный, жёлтый, зелёный». Дважды в Оренбург на региональный конкурс съезжались журналисты, режиссёры и автоинспекторы со всего СССР. Затем фестиваль стал Всесоюзным и проводился в Свердловске и Москве (Фильмы-провокаторы про пьяного водителя и аварию).
Детское вещание на областном телевидении всегда отличалось выдумкой, оригинальностью, поиском. Наши передачи «Городок-малышок», «Сколько стоит бесплатно?», «Компас» (автор Ольга Соколова, режиссёр Наталья Крылова) были популярны у юных телезрителей. И на Всероссийских фестивалях программ для детей и юношества, как правило, почти всегда занимали призовые места. А в 1994 году в Оренбурге был организован и успешно проведён четвёртый Международный фестиваль программ для детей под названием «Телек».
В начале девяностых прошлого века наша телестудия организовала и на протяжении семи лет вела музыкальную конкурсную программу «А песня русская жива!», участниками которой стали коллективы художественной самодеятельности многих регионов России. За организацию программы её автор Евдокия Горбанская, режиссёр Лилия Филимонова и звукорежиссёр Виталий Долгополов были удостоены почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
В первые же годы своего существования Оренбургское телевидение начало выпускать сатирические программы. Вначале появился «Сатирический журнал», затем передача «Слово народного контролёра - деда Егора» (автор Михаил Свиридов). В студию входил «дед Егор» (актёр Владимир Триандо-филов), «вернувшийся» из «очередной командировки», и начинал демонстрировать и комментировать привезённые критические сюжеты.
«Дед Егор» просуществовал на телевидении несколько лет, а затем на смену ему пришла сатирическая программа «Парабола» (автор Евгений Шамардин, режиссёр Юрий Карасевич), которую вели актёры Оренбургского драматического театра. Кроме показа критических сюжетов, они разыгрывали небольшие миниатюры, сценки из нашей жизни, вскрывая, как тогда говорили, те или иные отдельные недостатки. За что руководству студии отдел пропаганды обкома партии частенько делал замечание, что актёры переигрывают...
Когда же актёры, занятые в «Параболе», покинули наш город, появилась сатирическая программа «Сердитая камера» (автор Павел Рыков). Эта программа просуществовала более длительное время, нежели её предшественницы, и снискала у телезрителей завидную популярность... Здесь вместо человека (актёра или ведущего) в центре студии стояла сама телекамера, которая усилиями режиссёров и операторов выглядела живой и, если так можно выразиться, одушевлённой: она возмущалась, рычала, удивлялась, негодовала и т. д. и т. п. Но главное преимущество этой программы заключалось в том, что вся она состояла из видеосюжетов, а картинку всегда бывает трудно оспорить...
С появлением во второй половине восьмидесятых годов видеокамер, пусть любительских, но позволивших одновременно записывать изображение и звук и сделавших ненужным медлительный и громоздкий «мокрый процесс», функции телевидения резко меняются. Теперь оно, в первую очередь, информирует, опережая газетные издания.

Да, информационная роль телевидения становится главной. Хотя и развлекательные программы не на последнем месте. А вот передач просветительского характера заметно поубавилось. Ушли, к сожалению, публицистика, художественные программы, собственные телеспектакли. Не потому, что нечего показывать или некому работать. Просто Москва не стала их финансировать. Главное - новости региона.

Филиал ФГУП "ВГТРК" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Оренбург". Директор филиала – Рыков Павел Георгиевич. Филиал преобразован из комитета по телевидению и радиовещанию Оренбургской области в 1992 г. и является филиалом Единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". В указанный комплекс входят практически все региональные государственные телерадиокомпании Российской Федерации.

Возросла и роль документального кино. Сейчас проводится много телевизионных фестивалей, как российских, так и международных, и ГТРК «Оренбург» выступает на них весьма успешно. Подтверждением тому - кабинет директора компании Павла Рыкова, стены которого буквально сплошь увешаны множеством дипломов и грамот.
Успешно выступает ГТРК на Всероссийском конкурсе «Патриот России» в Москве, ежегодном «Щите России», который проходит в Перми, международном экологическом фестивале в Ханты-Мансийске, фестивалях «Православие на телевидении», «Моя провинция» и других. Телерадиокомпания награждена орденом «Слава нации» - за «благородство помыслов и беззаветное служение идеалам добра и милосердия». Почётным дипломом отмечен на фестивале «Щит России» цикл фильмов «Я хотел победить», «Прокофьево поле» (автор Светлана Губернская), «Хроники именного истребителя» (автор Евгений Вовк). Многие документальные фильмы студии становились лауреатами самых престижных телефестивалей, показывались по Центральному телевидению: «Казак из Вязовки» и «Страна Совета» (автор Оксана Невечеря), «Мы живём на границе» (автор Елена Ерофеева).
В информацию пришла молодёжь, в основном выпускники факультета журналистики Оренбургского государственного университета.
В девяностые годы создаются новые телевизионные каналы. Так, внутри областного телевидения, прежде «единого и неделимого», зарождается «Регион», который вскоре становится самостоятельной структурой с интересным творческим коллективом. Затем появляются «Планета», «Орен-ТВ». А сегодня в области насчитывается более двадцати студий телевидения, имеющие лицензии на вещание. Они есть в Оренбурге и Орске, Новотроицке и Бузулуке, Сорочинске и Кувандыке, Саракташе, Тюльгане, Шарлыке, в других районах Оренбуржья.
Телевидение как ни одно другое искусство зависит от техники - её уровня, развития, качества. За сорок шесть лет существования первого телецентра в нашей области мы прошли путь от простого показа фотографий и «мокрого процесса» (проявления и монтажа киноплёнки) до съёмок на цифровые видеокамеры и компьютерного монтажа. Сейчас на Центральном телевидении снимают не только на кассеты, а и на диски, и сразу же с диска монтируют на компьютере.
Вот так меняется телевизионная техника, и предсказать, как будет развиваться в связи с этим искусство телевизионного экрана, непросто.

89. Возникновение журналистики и этапы её развития.

Ораторское искусство которое зародилось в V веке до Р.Х. в Древней Греции Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция, яростно защищал демократию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные, безусловно, «Филиппики» – цикл политических речей, произнесенных против македонского царя Филиппа, 3 в до н.э.) и Цицерона (Рим, политическое красноречие, четыре речи «Против Катилины», посвященные обвинению своего политического оппонента Катилины в заговоре.. Никаких доказательств обвинения у Цицерона не было. Главное доказательство замыслов Катилины – преступный характер обвиняемого. Цицерон пользовался такими приемами, как преувеличение, раздувание фактов и событий, олицетворение или персонификация, инвектива (когда идея не отделена от ее носителя), патетические риторические вопросы, предсказания богов) представляет собой яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно–психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям.

Наряду с устными выступлениями возникают подобия современных газет.

В Риме появляется и прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выходить «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»), которые со временем разделились на два направления. В «Acta senatus», которые вывешивались в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. «Acta diurna populi romani» выставлялись на площадях, базарах. Там говорилось о городских новостях. С газеты снимали копии, значит, можно говорить о ее тираже. «Acta diurna» отличались лаконичностью и доступностью и явились прообразом современной массовой газеты. Люди, которые собирали материалы для «Acta diurna», предшественники современных репортеров, назывались диурналистами. Отсюда этимология слова «журналист».

Обе газеты не имели собственного названия, на глиняных дощечках присутствовал только текст. И «Acta senatus», и «Acta diurna» для римлян были не имена собственные, а характеристики.

В 15 году от Р.Х. император Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил «Acta senatus». Это было первое в истории мировой журналистики запрещение периодического издания и одно из первых в мире проявлений цензуры. «Acta diurna» просуществовала еще много лет, после разделения в 395 году Римской империи на Восточную и Западную долгое время выходила в Константинополе.

В эпоху расцвета Римской империи возникло христианство. Сначала оно распространялось исключительно устно. Христианская публицистика, выраженная прежде всего в устной (проповедь), а затем в письменной форме (послания), является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия.

Первая китайс­кая газета «Кинг-Пао» («Столичный вестник») вышла в свет в 911 году на печатном станке. Содержанием газеты «Кинг-Пао» долгое время были только импера­торские декреты и придворные известия. Внешний вид первых китайских газет достаточно необычен. Они напе­чатаны на тонких и узких листках, так как китайцы пишут вертикально, ставя одно слово под другим.

Этапы Массовой коммуникации:

1) Устный этап – пражурналистика

2) Эпоха Гутенберга – печатные СМИ

3) Эпоха электронных СМИ

4) Эпоха Интернета

С точки зрения журналистики:

1) От древности – рукописные и печатные издания

2) 17 в. – листки новостей, памфлет

3) С к 17 в – 19 в – персональный журнализм (один является и хозяином, и издателем, и журналистом)

4) 19 в – новый журнализм. Журналист – наёмная профессия.

5) 20 в – развитие новых форм СМИ и социализация, монополизация, консьюмеризм.

6) С к 20 в – глобализация, новая техника.

90. Рукописные издания Средневековья. Изобретение книгопечатания. Пер­вые периодические издания и появление института цензуры в Западной Европе.

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень - сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке.

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции). Авиатори - корреспонденты

Изобретение книгопечатания Гутенбергом (около 1450 года), т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (Латинская библия 1455 г.) (называемой так по количеству строк на странице). Если до появления печатного станка Гутенберга в Европе существовало около 30000 книг, то к 1500 году их число приближалось к 9 миллионам. Доступ к письменной информации получили и те, кто не принадлежал к церковной элите. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.

Первые попытки рассказать о событиях в мире (географические открытия, торговля, войны, политика - через письма (ньюс летерс) или новостные бюллетени, рассылка книг нескольким адресатам. С наступлением эпохи Возрождения в Европе появляются центры информации - торговые города, где регулярно проводились ярмарки, - Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. В этих городах возникают рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем другим новостям. Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок.

Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г.

Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии. На Лейпцигской и Франкфуртской ярмарках газеты «Авизио» и «Рилятион»

Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод».

Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год, а местом ее появления стала Германия. Первая газета была напечатана в Страсбурге, в ней были новости из Кельна, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором этого еженедельника стал Иоганн Каролюс.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации. Она носила характер цензуры предварительной, то есть любая книга или несколько позже газета могли появиться в печать только после разрешения соответствующего лица. Одно из первых таких разрешений было выдано в 1480 году в Венеции книге, которая оказалась "ортодоксальна и богобоязненна".

Шесть лет спустя в немецком Майнце появляется регламент, который запрещал издание любой литературы на народном языке без цензурного разрешения университетской профессуры. В 1515 году на основе решения Латеранского собора Ватикан потребовал сделать предварительную цензуру повсеместной везде.

На этот призыв быстро откликнулись, причем не только в католических странах. Так, во Франции с 1539 года разрешение на выход книг давал лично король, а те, кто выпускал книги самостийно, объявлялись еретиками со всеми вытекающими последствиями вплоть до смертной казни. Целые разделы литературы могли быть объявлены вне закона - так, в 1560 году были полностью запрещены для издания и продажи все книги по астрологии. Согласно же закону 1616 года число типографий было строго регламентировано, за ними был установлен жесткий госконтроль, печатать книги за границей было запрещено.

В Англии право предварительной цензуры получили епископы, Тайный совет и Звездная палата, которая запретила печатать сочинения "против церкви, государства, правительства и добрых нравов". Тех, кто осмеливался нарушить закон, ждал жуткий ужас. Еще в 1667 году, то есть после буржуазной революции, в Англии применялся особый вид казни для сочинителей несанкционированных политических памфлетов - их сначала подвешивали за руки, потом вспарывали живот, затем изжаривали внутренности и лишь после этого четвертовали.

Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.

Но именно в Англии произошло самое радикальное событие в истории европейской печати - в 1695 году Акт об обязательном лицезировании не был возобновлен, что привело к юридической отмене предварительной цензуры. А это в свою очередь моментально сделало английское издательское дело, в том числе и периодику, самыми свободомыслящими в Европе. Фривольные романы и пьесы, блестящая памфлетная борьба между политическими противниками - все это восхищало жителей других стран.

К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз.

По мере становления газетной периодики в Европе наметилась тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В названиях многих газет появляются указания на место издания, как, например, «The London Informer». Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика относятся только к началу XVIII в.). В левом углу первой страницы размещались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. отмечены новшества в верстке материала, и газетный текст стал делиться на две колонки. К середине XVII столетия в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса.

La Gazette». Ее первый номер вышел в Париже при дворе короля Людовика XIII 30 мая 1631 года. Первым главным редактором «La Gazette» был Теофраст Ренодо (1583–1653). Ежедневная газета была призвана помочь королю управлять государством и стала рупором авторитарной власти. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно сам инкогнито писал в газету, в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом.

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация. Научная переписка вовлекла в коммуникацию большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) увидел свет в Париже 5 января 1665 г. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора.

Наши рекомендации