Личностные коммуникационные потребности
Личностные потребности отличаются тем, что их носитель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делятся на биогенные (витальные, органические), принадлежащие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИвесьма многочисленны; перечислим важнейшие из них:
АИ1.Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потребность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой.
АИ2.Физиологические предпосылки духовной деятельности:
АИ2.1.Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей.
АИ2.2.Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над отрицательными.
АИ2.3.Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида.
АИ2.4.Волевая потребность — потребность преодолевать препятствия и страх.
Таблица 8.1
Общее сопоставление потребностей
разного происхождения
Типологические признаки | А. Абсолютные Потребности | В. Вторичные потребности | С. Спонтанные потребности |
Типы рассогласований | Рассогласование между наличными и необходимыми условиями стабильности (гомеостаза) субъекта-носителя | Рассогласование наличных и требуемых инструментов целенаправленной деятельности; неполнота структуры деятельности | Субъективно переживаемое рассогласование между наличным и желаемым состоянием дел |
Осмысленность субъектом-носителем | Необязательна | Обязательна | Необязательна |
Эмоциональная окраска | Всегда имеется | Нейтральная | Ярко выраженная |
Происхождение | Естественны. Диктуются внешней средой (генетической программой или программой социогенеза) | Зависят от исторически обусловленной структуры деятельности | Возникают и изменяются непредсказуемым образом |
Условия возникновения и удовлетворения | Действуют постоянно в колебательном режиме; дезактивируются при насыщении | Возникают эпизодически и исчезают при дополнении структуры деятельности до нормального состояния | Возникают спонтанно, не дезактивируются, а напротив, усиливаются в результате удовлетворения |
Следствия неудовлетворения | Нарушение целостности или даже гибель субъекта; компенсация одних потребностей за счет удовлетворения других недопустима | Неудовлетворение ведет к компенсации недостающих инструментов другими, либо к изменению вида деятельности | Неудовлетворение переживается болезненно, но не представляет угрозы для существования субъекта; невозможна замена одних предметов потребности другими |
Количество | Конечно, исчислимо | Не менее числа видов деятельности | Бесконечно |
Таблица 8.2
Типизация коммуникационных потребностей
Субъекты Происхождение | Индивидуальная личность (И) | Целевая социальная группа (Г) | Общество в целом (М) |
А-потребности | АИ. Абсолютные, индивидуальные | АГ. Абсолютные групповые | AM. Абсолютные общественные |
В-потребности | ВИ. Вторичные индивидуальные | ВГ. Вторичные групповые | ВМ. Вторичные общественные |
С-потребности | СИ. Спонтанные индивидуальные | СГ. Спонтанные групповые | СМ. Спонтанные общественные |
АИ2.5.Потребность в игре.
АИ2.6.Мнемическая потребность — потребность в памяти.
АИ2.7.Контактная потребность — потребность в общении с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — потребность говорить и понимать услышанную речь.
АИ3.Другие биогенные абсолютные личностные потребности.
Среди биогенных потребностей обнаруживаются такие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7), а также потребность в игре (АИ2.5), интеллектуальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социальной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать.
Социогенные АИ-потребности — результат общественного образа жизни хомо сапиенс и культурной трансформации биогенных потребностей. Они столь же естественны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные.
АИ4. Материальные социогенные потребности:
АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразовании окружающей среды; потребность в творческом физическом труде и изготовлении орудий.
АИ4.2. Потребность в организации социальной жизни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безопасности рода (семьи).
АИ4.3. Другие социогенные материальные потребности личности.
АИ5. Духовные социогенные потребности:
АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверждении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации.
АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиночества, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации.
АИ5.3. Познавательная потребность.
АИ5.4. Этическая потребность.
АИ5.5. Эстетическая потребность.
АИ5.6.Коммуникационная потребность.
В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (подавление контактной потребности АИ2.7),необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3согласуется с потребностью в самореализации АИ5.1,но она может войти в конфликт с потребностью в социализации АИ5.2,который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жизненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать.
В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6),которая развивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6и АИ2.7).Эта потребность побуждает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как коммуникации ради коммуникации не бывает, АИ5.6удовлетворяется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими социогенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные. При взаимодействии с потребностями в творческом физическом труде и организации социальной жизни (АИ4.1 и АИ4.2)коммуникационная потребность реализуется в виде духовного сопровождения материальной интеракции в процессе общения (см. раздел 2.4), т. е. в виде В-потребности, а при взаимодействии с духовными социогенными потребностями АИ5.6образует с ними единство. Покажем это.
Психологи и философы утверждают, что всем людям, но в разной степени присущ бессознательный импульс к самореализации(самоутверждению) («человеческая воля к жизни» А. Шопенгауэра, «воля к власти» Ф. Ницше, «стремление к превосходству» А. Адлера, «притязание» К. Левина) и врожденные духовные способности для реализации этого импульса (потребность АИ5.1).Когда советуют человеку «найти себя», «стать самим собой», идет речь о нахождении такой области, где данный индивид мог бы воплотить свой импульс самореализации наиболее полным образом. Различаются внешняя и внутренняя самореализация. Внешняя реализация личностных способностей состоит в приобретении материальных (имущество, хороший дом, финансовый капитал и т. д.) или социальных (почетные звания, ордена, известность, слава) ценностей. Внутренняя реализация — самосовершенствование, развитие личных способностей и задатков, дающие чувство удовлетворения. И внешняя, и внутренняя самореализации невозможны без коммуникационной деятельности в форме управления и диалога. Отсюда — единство АИ5.1и АИ5.6.
Социализацияпредставляет собой не что иное как освоение индивидом социально признанных смыслов, т. е. коммуникационную деятельность в чистом виде; значит АИ5.2иАИ5.6совпадают. Разница в том, что в процессе самореализации индивид выступает в роли коммуниканта, а в процессе социализации — в роли реципиента.
Познавательная потребность (АИ5.3)основана на биогенной интеллектуальной потребности (АИ2.1) и удовлетворяться она может двояко: либо путем познавательного понимания (познание сути явлений), либо путем коммуникационного понимания (познание содержания сообщений) — см. раздел 1.3. В первом случае при благополучном исходе — получении нового знания — познание завершается созданием коммуникационного текста, сообщающего о полученных результатах; здесь познающий субъект превращается в коммуниканта, и значит, АИ5.3становится АИ5.6.Во втором случае познание тождественно с восприятием сообщения, и единство АИ5.3и АИ5.6очевидно.
Этическая потребность (АИ5.4)заключается в целесообразном управлении свободной самодеятельностью индивида в интересах социума, а значит, и в его собственных интересах. Этическая потребность связана с биогенной потребностью в свободе (АИ2.3),являясь ее социальным противовесом. В той мере, в какой этическое воспитание людей осуществляется путем коммуникационного управления, а не физического воздействия, потребности АИ5.4иАИ5.6сливаются друг с другом.
Эстетическая потребность (АИ5.5)как потребность в прекрасном, в гармонии и упорядоченности мира, очевидно, связана с биогенной эмоциональной потребностью АИ2.2и удовлетворяется в единстве с коммуникационной потребностью АИ5.6.Если взыскующий прекрасное субъект обращается к художественному творчеству, он становится коммуникантом в том или ином коммуникационном канале искусства, если он довольствуется чистым созерцанием, «бескорыстным наслаждением гармонией» (И. Кант), то он оказывается в роли реципиента (зрителя, слушателя, читателя).
К числу абсолютных, врожденных духовных потребностей богословами и многими учеными относится религиозная потребность,имеющая, кстати сказать, сильно выраженный коммуникационный аспект. Наличие такой потребности у верующих людей несомненно, но предметом спора является ее происхождение: является ли она первичной, свойственной каждому человеку, или вторичной, а может быть, — спонтанной, проявляющейся лишь у некоторых индивидов? Этот вопрос мы отнесли к terra incognita данной главы.
О жизненной важности коммуникационной деятельности для нормального существования хомо сапиенс свидетельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века одним из самых страшных кар было отлучение— excommunicatio — от церкви[120]. Отлученный еретик ставился вне религии и вне земных законов, он как бы переставал существовать в социальной реальности. В неокультуре аналогичной мерой наказания служит одиночное тюремное заключение.
Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ,есть потребности общечеловеческие, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминируется общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вторичных и спонтанных потребностей личности, конкретизирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождается с набором абсолютных потребностей в виде неразвитых форм и потенциальных структур. В процессе жизнедеятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности.
Вторичные индивидуальные потребности (ВИ)обусловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессионалъные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. От смены исполнителей потребности не меняются. Поэтому профессиональные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать априори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяются в коллективных потребностях целевых социальных групп (см. следующий параграф).
Непрофессиональные коммуникационные потребности — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмоциях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, которым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлечения не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ.
Спонтанные коммуникационные потребности изучаются социологией культуры, где они именуются «культурными потребностями». «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном пространством и временем общении людей». Далее выясняется, что «содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др.» аспекты[121]. Таким образом тождество коммуникационных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия.
Накоплен большой эмпирический материал, характеризующий зависимость индивидуальных культурных потребностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических характеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ-потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно художественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее обнаруживаются следующие спонтанные коммуникационные потребности, которые правомерно назвать «культурными»:
СИ1.Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании;
СИ2.Потребность в самостоятельном духовном творчестве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочинительстве и т. д.;
СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экстрасенсорной диагностики и лечения.
История показывает, что прогресс человеческой культуры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностями; отсюда его замысловатость, противоречивость, непредсказуемость.