Тема 2. Теоретическая база имиджелогии

Имидж существует в сознании человека как взаимосвязанный последовательный поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию. Работа по созданию имиджа ведется различными средствами по каждому из каналов восприятия:

Визуальный - формирует внешний образ: соответствие нормам деловой и официальной одежды, прическа, манера поведения, мимика, жесты.

Вербальный – это культура общения, публичные выступления, доклады интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону.

Событийный измерение – это нормативно-этическая сторона поступков, поведения, деятельности в целом, т.е. репутации человека.

Контекстный - рассматривают как присоединение имиджей других людей, что оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом.

Соответственно существуют три подхода к имиджу

Функциональный - выделяет разные типы имиджа, исходя из его различного функционирования.

Контекстный – выделяет разные контексты реализации функциональных типов.

Сопоставительный – осуществляет сравнение близких имиджей.[1]

Имидж выполняет следующие функции:

1. Функция социального тренинга помогает человеку приспособить собственное поведение к выполнению групповых ролей.

2. Функция социально-символического опознавания, когда через имидж человек демонстрирует другим членам группы готовность к выполнению определенных социальных ролей.

3. Иллюзорно-компенсаторная функция проявляется в том, что имиджи позволяют разнообразить повседневность, создавая различные иллюзии

Отдельно необходимо выделить функции позиционирование и создание мотивации.

Позиционирование является основой для создания у аудитории мотивации оценивать субъект имиджа определенным образом и соответственно этому действовать. Позиционирование – это в числе прочего вопрос самоидентификации, процесс отбора и трансляции таких имиджформирующих качеств, которые будут выгодно выделять его в коммуникативной среде и являться его конкурентными преимуществами.

Разграничивают функциональные и психологические преимущества субъекта имиджа. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ преимущества раскрывают: ради чего существует данный объект, например, одежда дает тепло, дом – кров, машина – средство передвижения и т.д. К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ преимуществам относится удовлетворение иных нужд: одежда дорогих брендов демонстрирует статусность, большой дом приверженность к роскошной жизни. Позиционирование состоит в передвижении интересующего объекта к позитивному или негативному полюсу, в зависимости от поставленной задачи.

Поэтому при определенных условиях потребности человека могут служить источником для создания имиджа. Потребности по Маслоу в порядке их очередности таковы:

1. Физиологические потребности (потребности существенные для физического выживания индивида.

2. Потребности в безопасности и защите (потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от угрозы болезни, страха, хаоса.

3. Потребности принадлежности и любви (потребность любить и быть любимыми.

4. Потребности самоуважения, делиться на два типа:

- самоуважение;

- уважение другими;

Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, чувство достоинства, осознание своей пользы и необходимости этому миру. Неудовлетворение – приводит к чувству бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости.)

5. Потребности самоактуализации, или потребности высшего совершенства характеризуется потребностью человека стать тем, кем он может стать. Человек достигший этого уровня добивается полного использования своих талантов, способностей потенциала личности.).

В основе этой схемы лежит допущение, что потребности расположенные вначале должны быть более-менее удовлетворены до того, как человек может быть мотивирован потребностями, расположенными далее. Удовлетворение потребности расположенной внизу иерархии, делает возможным осознание потребности более высокого уровня и делает возможным их участие в мотивации.

Имиджи связанные с тремя верхними этажами «пирамиды» - это имиджи ориентированные на удовлетворение высших потребностей служат удовлетворению психологических целей.

Для таких имиджей:

- внешняя оценка имеет небольшое значение;

- для их образования используются групповые нормы и ценности;

- при создании таких имиджей предпочтение отдается поощряемым в рамках данной группы моделям поведения, копированию поведения и внешнего вида других членов группы.

Литература

Основная

1. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: «Омега-Л», 2009.

2. Почепцов Г. Имиджелогия . – М.: «Рефл-бук», 2006.

Дополнительная

1. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Серия: Бизнес-образование; Издательство: Феникс, 2008 г.

2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Серия: Высшее образование. Издательство: Феникс , 2010 г.

Наши рекомендации