Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию 8 страница
Интерфейс программы многоязычный, имеется возможность перевести его на английский, немецкий, русский и другие языки.
Основные возможности пакета программ SunRav TestOfficePro:
• созданные тесты могут быть интегрированы в различные электронные учебники и электронные пособия;
• система позволяет создавать тесты двух типов: тест достижений и психологический тест, которые отличаются системой оценки (в психологическом тесте каждый вариант ответа имеет вес, а в тесте достижений вес имеется только у верного ответа);
• система позволяет создавать тесты с различными типами ответов на вопрос (одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, установление соответствия);
• в рамках одного теста может быть несколько разделов или тем, что облегчает труд учителя по доработке уже созданного теста;
• вопросы могут сопровождаться аудиофайлами (.wav, .mрЗ), видеофайлами (.avi, .mov), изображениями (.bmp, .gif, .jpg), HTML- и RTF-документами и различными OLE-документами;
• каждый вопрос может сопровождаться кратким или расширенным комментарием;
• экзаменационный режим (случайная выборка определенного числа вопросов из теста);
• ведение протокола тестирования по каждому ученику (количество правильных ответов, затраченное время);
• тестирование может быть ограничено по времени как для теста в целом, так и для любого вопроса в отдельности;
• для каждого теста можно задать вступительное слово, которое может содержать информацию о целях и задачах тестирования или же любую другую информацию;
• тест может быть закрыт паролями;
• публикация тестов в сети Интернет/Интранет, что делает тестирование доступным независимо от месторасположения тестируемого и операционной системы, установленной на его компьютере, так как для прохождения подобного теста необходим только броузер (Internet Explorer или Netscape Navigator);
• создание и печать бумажных вариантов теста.
Данный программный продукт имеет интуитивно понятный интерфейс, однако для программы подобного уровня недостает подробной инструкции для пользователя.
TeachLab TestMaster — пакет программ, представляющий собой комплексное решение диагностики знаний в учебном заведении. Этот программный продукт разработан компанией TeachLab Software (Россия) и состоит из трех программ:
• TestMaster — программа для создания тестов;
• Test Player — программа для проведения тестирования;
• TestReport — программа для просмотра результатов тестирования.
Возможности тестов, создаваемых с помощью программы TeachLab TestMaster:
• выставление веса или балла каждого вопроса в тесте в соответствии с дидактическими показателями В. П. Беспалько;
• поддержка различных типов вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, ввод ответа с клавиатуры, вопрос на соответствие, указание области на рисунке, сортировка (по убыванию, возрастанию, значимости), вопросы с присоединенной процедурой вывода и анализа ответа;
• поддержка различных вариантов тестирования: смешивание вопросов — вопросы для тестирования выбираются случайным
образом, однако в первую очередь задаются вопросы с высокой степенью важности; последовательно — вопросы задаются в порядке их расположения в тесте; с учетом тем — сначала тема 1 затем тема 2 и т.д.). Количество вопросов по каждой теме может быть различно;
• поддержка работы в сети;
• ведение полного протокола тестирования;
• использование рисунков, мультимедийных файлов и любых OLE-объектов непосредственно в тексте вопроса;
• форматирование теста вопросов (каждый символ может быть написан своим шрифтом, цветом и т.д.);
• ограничение времени тестирования;
• предварительный просмотр теста;
• печать теста: только вопросы; вопросы и ответы; вопросы, ответы и правильные ответы;
• защита теста паролем и шифрование текстов тестов, что защищает от фальсификации результаты тестирования.
Данная программа имеет простой и интуитивно понятный интерфейс.
Один из недостатков системы — отсутствие модуля статистики. Возможно, это упущение будет учтено в следующих версиях программы.
Рассмотрим наиболее известные отечественные и зарубежные инструментальные средства (системы) для разработки электронных средств учебного назначения.
Программный пакет eLearning Office 3000 компании HyperMethod Company (Россия) предназначен для создания электронных учебных пособий, дистанционных мультимедийных курсов, систем для тестирования знаний. В пакете заложены новые возможности управления интерактивными лекциями, семинарами, конференциями в сети Интернет.
Платформа Ю.Образование разработана фирмой «1С». Это универсальное средство, которое позволяет учителю создавать несложные обучающие программы и тесты.
Универсальный редактор обучающих курсов («УРОК») — разработка научно-производственной фирмы «ДиСофт» (Россия). Этот программный комплекс обеспечивает создание учителями электронных средств учебного и образовательного назначения, тестов и контрольных заданий, презентаций, демонстрационных комплексов и проектов.
Система Hyper Studio разработана фирмой Roger Wagner (Великобритания) и предназначена для самостоятельной разработки учителем не очень сложных обучающих программ, электронных средств учебного или образовательного назначения. Данная система позволяет реализовать в программных продуктах
текст (в том числе гипертекст), графические изображения, звук, злимацию и видеофрагменты. В процессе разработки мультимедиа-приложений для создания более сложных программ можно использовать встроенный язык HyperLogo, расширяющий возможности системы. Однако изучение встроенного языка потребует от учителя дополнительного времени.
Система ToolBook разработана компанией Click2Learn (США) и предназначена для опытных пользователей. Она позволяет разрабатывать сложные интерактивные гипертекстовые мультимедиа-приложения, программировать базы данных и базы знаний, размещать их в локальной сети, в Интернете или на CD-ROM. В готовых программных продуктах используются гипертекстовая технология, активные слова и кнопки. Данная система позволяет поддерживать цифровые, текстовые, графические, аудио- и видеоформаты. В системе ToolBook присутствует специальный компонент для имитации работы приложений с обратной связью. Эта возможность позволяет оценивать знания непосредственно в ходе обучения, направляя действия пользователей сообщениями обратной связи. Однако в представлении структуры курса системе ToolBook не хватает наглядности, отсутствует блок-схема, что не позволяет реализовать достаточно сложные траектории обучения. Система ToolBook содержит встроенный язык программирования OpenScript, что позволяет называть этот пакет объектно-ориентированной средой программирования.
Программная обучающая среда Learning Space компании Lotus/IBM реализует современные Web-технологии. Основным достоинством среды является то, что учитель может создавать содержание курса в любых приложениях и затем размещать этот материал в Learning Space. Программа позволяет не только редактировать созданные обучающие приложения, но и администрировать курс, следить за текущими результатами работы учащихся.
Отличительная особенность перечисленных ранее инструментальных систем — возможность использования шаблонов, готовых объектов каталога и встроенного языка объектно-ориентированного программирования в целях создания мультимедийных, интерактивных обучающих приложений. Специализированные инструментальные системы для создания несложных информационных образовательных ресурсов (педагогических приложений, электронных средств учебного назначения и т.д.) предназначены Для учителей, которые имеют только навыки пользователя. Поэтому создание гипертекстовых обучающих программ, презентаций, демонстраций не представляет особой сложности для учителя информатики.
Однако инструментальные системы, основанные на идеологии «программирование без программирования», предоставляют учи-
телю ограниченные возможности для создания педагогических приложений. В одних системах невозможны анализ и моделирование сложных объектов, в других системах возникают серьезные проблемы с диагностикой уровня знаний студентов. Эти системы справляются с каким-либо узким классом задач и не в состоянии удовлетворить запросы учителей, стремящихся к созданию более сложных педагогических приложений, экспертных и интеллектуальных обучающих систем. К тому же педагогические приложения, как правило, разрабатываются небольшими коллективами учителей и не могут конкурировать по качеству с программными продуктами известных фирм. Создание более сложных обучающих, тестирующих программ, гипермедийной информационно-справочной системы потребует от учителя знания языков программирования или использования инструментальных систем, обладающих большими функциональными возможностями. К таким системам можно отнести программные продукты компании Macromedia, предназначенные в основном для подготовленных пользователей. Именно поэтому учителя информатики могут использовать их для создания обучающих приложений.
Перечислим наиболее известные программные продукты компании Macromedia.
1. Macromedia Authorware — визуальное средство создания педагогических приложений, отличающихся разнообразием форм представления информации, Web-узлов, для организации интерактивного обучения. Программный продукт Authorware — одно из лучших средств для создания интерактивных обучающих программ. Перечислим достоинства визуального средства Authorware:
• простота (учителя могут быстро изучить и начать разрабатывать собственные интерактивные обучающие программы с помощью таких средств Authorware, как ось событий (flowline), значки и шаблоны);
• широкий спектр возможностей для создания интерактивных, информационно-насыщенных форм представления учебного материала, реализации полнотекстового поиска, технологии гипермедиа, различных сценариев информационного взаимодействия;
• встроенные средства для создания тестов и контроля успеваемости.
2. Пакет программ Director Shockwave Studio предназначен для разработки сайтов и сложных мультимедиа-презентаций, для упрощения управления ресурсами. Программа Macromedia Director позволяет объединять графику, звук, анимацию, текст и видео для создания многопользовательского интерактивного информационного наполнения в потоковом формате, который можно разместить как на Web-страницах, так и на компакт-дисках CD и DVD. Программа Macromedia Director Shockwave Studio позволя-
отредактировать сложные анимации, формировать графические изображения и создавать учебные материалы в цифровом формате, пригодные для передачи по низкоскоростным каналам связи.
Перечислим основные инструменты программы Macromedia Director:
• инструмент Fireworks — для создания графики в надежной среде проектирования и разработки;
• звуковые редакторы — BIAS Peak LE (для операционной системы Macintosh) и Sonic Foundry SoundForgeXP (для операционной системы Windows) — для создания и редактирования звуковых эффектов;
• библиотеки реакций на события (behavior libraries) — для создания средств интерактивного взаимодействия;
• инструмент Shockwave Multiuser Server 2 — для обслуживания пользователей;
• инструмент Shockwave (Shockwave rendering engine) — для создания изображений и демонстрации зрительных эффектов, для манипулирования изображениями и генерации векторной графики.
В программный продукт Macromedia Director встроен объектно-ориентированный язык Lingo, который включает в себя более 800 команд для управления изображениями, звуком, векторными фигурами, масштабированием, вращением и связи с Интернетом. Программа Director позволяет поддерживать обширные проекты, включая Web-узлы, сайты, обучающие программы с большим объемом текста и иллюстрациями, интегрируется с гипертекстовым форматом, поддерживает интернет-протоколы, осуществляет синтаксический анализ XML, имеет встроенную Web-палитру.
3. Программный пакет Dreamweaver MX предназначен для визуальной компоновки Web-страниц и для работы с HTML-кодом. Интерфейс программы достаточно прост. Даже начинающий пользователь сможет быстро создать Web-сайт. Непосредственно в пакете Dreamweaver можно создавать анимацию в формате Macromedia Flash, использовать данные из пакета программ Microsoft Office, легко импортировать графику, меню и кнопки из инструмента Fireworks.
К основным достоинствам данного программного пакета относятся следующие:
• полный контроль над исходным текстом — редактор тегов (Quick Tag Editor), позволяющий отредактировать HTML-код любого объекта;
• проектирование сложных страниц, возможность рисования, компоновки, создания таблицы в любом Web-броузере;
• импорт файлов из пакета программ Microsoft Office;
• создание элементов векторной графики;
• совместное редактирование документов в формате HTML и графики в программных пакетах Dreamweaver и Fireworks;
• управление информационным наполнением за счет интеграции с системами управления документами, которые используют протокол WebDAV.
Пакет Dreamweaver MX предполагает использование единой интегрированной среды разработки для создания сайтов с использованием языков HTML, XHTML, XML или среды Macromedia ColdFusion. Пользователь может настраивать и совершенствовать среду разработки с помощью более 700 расширений, свободно распространяемых через специализированный сайт.
Пакет Dreamweaver MX позволяет использовать преимущества новых стандартов и технологий Интернета, а также возможности языка XML, Web-служб для обновления существующих сайтов и создания приложений нового поколения благодаря поддержке языка XML, включающей в себя возможность создания, редактирования и проверки XML-кода, а также импорта XML-схем. В пакете Dreamweaver MX существует возможность инспектирования Web-службы на основе формата XML на соответствие стандартам, удобное преобразование из формата HTML в XHTML и расширенную поддержку каскадных таблиц стилей (CSS2).
Пакет Dreamweaver MX позволяет применять инструменты проверки соответствия Web-страниц, Web-сайтов, справочной системы и интерактивного интерфейса для Web-разработки установленным требованиям для тестирования доступности и удобства использования.
4. Программа Macromedia Flash предназначена для создания красочных и компактных Web-ресурсов, Web-сайтов благодаря сочетанию векторной графики с растром, звуком, анимацией. Перечислим основные достоинства данной программы:
• среда разработки Macromedia Flash интегрируется в существующий процесс создания Web-узла благодаря возможностям импорта из программных приложений Macromedia FreeHand и Fireworks;
• среда Macromedia Flash предоставляет широкий набор средств разработки насыщенных Web-приложений, включая тесную интеграцию с программой Macromedia Generator; импорта графики из программы Macromedia FreeHand для подготовки иллюстраций и их печати;
• создание с помощью инструментов программы FreeHand сложных композиций для Интернета, в которых векторные и растровые изображения сочетаются с текстами, элементами интерфейса и анимацией;
• просмотр в броузере Интернета flash-странички и печать ее с помощью инструмента Flash player;
• среда Macromedia Flash поддерживает импорт с помощью технологии drag-and-drop и работу с документами, созданными в приложении FreeHand. При импортировании графики пользователю предоставляются возможности перевода многостраничного документа из приложения FreeHand во flash-сцены или ключевые кадры, перевода или объединения слоев в один слой, точной передачи цвета и многое другое.
Программа Fireworks — профессиональное средство разработки Web-графики. С ее помощью можно быстро создавать и редактировать растровые и векторные изображения, а также многокадровые GIF-анимации. Работа с Web-графикой в программе Fireworks позволяет создавать интерактивные приложения, в визуальной среде разрабатывать кнопки, rollover-эффекты и сложные навигационные схемы с многоуровневыми всплывающими меню. Кроме того, данная программа поддерживает форматы графических файлов, а также позволяет проектировать и создавать графику, HTML-коды и сценарии языка JavaScript.
Программа FreeHand позволяет создавать сложные иллюстрации и принимать дизайнерские решения как для печатных, так и для электронных изданий. Она имеет следующие художественные инструменты: многоцветная градиентная заливка, создание иллюстраций, сохранение мазков кисти и распылителя, функция Live Enveloping (трансформирует графику и текст непосредственно на странице, позволяет создавать flash-публикации и др.).
Мы рассмотрели лишь малую часть программных пакетов, которые может использовать учитель для создания авторских электронных средств учебного или образовательного назначения. Каждый год на рынке появляются все новые и более совершенные инструментальные системы для создания обучающих приложений.
Совсем недавно появились такие понятия, как «виртуальная образовательная среда» (virtual learning environment — VLE), «управляемая образовательная среда» (managed learning environment — MLE), «образовательная платформа» (Learning Platform), которые все активнее используются специалистами в области информатизации образования. Рассмотрим возможности этих комплексов в плане создания электронных средств учебного назначения, педагогических приложений и тестов.
Комплекс программных продуктов виртуальная {электронная) образовательная среда больше ориентирован на процесс обучения, организацию информационно-образовательного пространства учебного заведения. Данный комплекс совмещает средства для создания учебного плана, расписания, системы тестирования, средства информационного взаимодействия между Учеником, учителем и средой, а также систему управления образовательным процессом.
Комплекс программных продуктов управляемая образовательная среда больше ориентирован на процесс автоматизации документооборота и управления учебным заведением, однако в данный программный комплекс помимо многофункциональной системы организации и управления образовательным процессом входят и электронные средства учебного назначения, информационные образовательные ресурсы, средства рассылки заданий, проведения тестирования, обработки результатов учебной деятельности.
Современное понятие образовательная платформа интегрирует широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу устанавливаются самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная платформа — интегрированное понятие; так называют разнообразные многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды.
Основными задачами использования образовательной платформы в учебном заведении являются организация образовательного процесса на базе средств ИКТ; реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровнях; автоматизация документооборота и образовательной деятельности учебного учреждения (более подробно эти вопросы рассмотрены далее).
Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволит:
• разрабатывать принципиально новые педагогические подходы к организации учебного процесса;
• упрощать процесс разработки и адаптации педагогических приложении (за счет имеющейся на платформе базы знаний, электронных средств учебного назначения со ссылками на образовательные порталы и сайты, а также встроенных инструментальных систем);
• использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат банк вопросов, заданий и упражнений по всем школьным предметам с возможностью внесения изменений и дополнений в вопросы и задания;
• отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка и профессионализма учителей с помощью e-portfolio;
• осуществлять обмен документами с вышестоящими органами управления образованием.
Реализация образовательных платформ упрощает процесс создания учителями собственных учебных материалов, тестовых заданий и использование уже имеющихся в системе готовых
электронных средств учебного назначения, моделирующих программ. Эти программные продукты размещаются на сервере школы и могут быть доступны для учащихся и учителей в синхронном или асинхронном режиме работы независимо от места их нахождения.
Завершая рассмотрение современных подходов к созданию электронных средств учебного и образовательного назначения, информационных ресурсов и прочих программных продуктов для образования, отметим их роль в повышении эффективности обучения за счет реализации различных способов представления содержания образования, развития творческого мышления ребенка, создания образовательной среды вне классной комнаты, обеспечения учеников доступом к образовательным ресурсам сети Интернет и др.
4.2.Этапы разработки электронных средств учебного назначения
Успешность использования в учебных заведениях средств обучения нового поколения во многом определяется их возможностями, назначением, содержанием и, что особенно важно, наличием методической документации. Рассмотрим основные этапы разработки электронных средств учебного назначения.
1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении. Например, количество рабочих мест для учеников и учителей, наличие мультимедиапроектора, экрана, интерактивной доски, принтера, сканера, планшетов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер, устойчивость работы локальной сети, возможность выхода в Интернет и др.
2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее сложных разделов и тем; определение видов занятий, на которых целесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следующих задач:
• предъявление нового учебного материала, хранящегося в базах данных, системах гипермедиа и мультимедиа;
• компьютерная визуализация учебной информации, моделирование протекания различных процессов и явлений;
• имитация работы изучаемых объектов, машин;
• автоматизация процессов расчета, контроля, управления Учебной деятельностью и др.
3. Изучение и анализ передового опыта, созданных и используемых в других школах электронных средств учебного назначения, гипертекстовых систем, электронных учебников, распреде
ленных ресурсов сети Интернет, выбор нужного типа электронного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов (если есть такая возможность) или разработка авторских педагогических приложений с использованием перечисленных ранее подходов.
4. Формирование структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения. Исходными данными для формирования структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения являются цели, задачи и содержание обучения информатике, форма итогового контроля, состав имеющихся в школе средств информационных и коммуникационных технологий.
При прочих равных условиях выбор следует остановить на тех разделах информатики, при изучении которых использование богатых возможностей средств современных технологий будет способствовать существенному повышению эффективности обучения. Прежде всего это изучение технологии мультимедиа, графических редакторов, электронных таблиц с использованием интеллектуальных систем, управляющих ходом учебного процесса, генерирующих задания различной степени сложности, отслеживающих работу на занятии каждого обучаемого. Если учитель принял решение об использовании уже имеющихся электронных средств учебного назначения, нужно провести анализ их структуры, содержания и возможностей.
Наибольший дидактический эффект достигается за счет комплексного использования возможностей ИКТ при проведении разного рода занятий, при организации различных видов учебной деятельности.
Следовательно, учителю необходимо ориентироваться на создание комплекта электронных средств различного учебного назначения (например, обучающих, моделирующих, демонстрационных, контролирующих и др.); на поиск и копирование учебного видеоматериала и анимационных роликов с аудиосопровождением (в том числе в Интернете); на наполнение баз данных, необходимых для хранения различной информации (текстовой, графической, справочной).
5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям, предъявляемым к электронным средствам учебного назначения:
• психологопедагогическим требованиям;
• техническим требованиям;
• эргономическим требованиям;
• эстетическим требованиям;
• требованиям к оформлению документации.
Обучение с использованием средств информационных и коммуникационных технологий должно быть основано прежде всего на реализации психологопедагогических требований. Психолого педагогические требования включают в себя дидактические и методические требования, обоснование выбора тематики, проверку эффективности применения. Выделим основные из них:
• направленность обучения на решение задач образования, воспитания и развития обучаемого предполагает всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого, формирование его нравственных и эстетических качеств;
• научность содержания электронного средства учебного назначения, предъявление научнодостоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;
• доступность предъявляемого учебного материала контингенту обучаемых; соответствие ранее приобретенным учениками умениям и навыкам в целях предотвращения их интеллектуальных и физических перегрузок;
• систематичность и последовательность обучения основаны на таком построении содержания учебного материала, когда существует определенная логическая связь между системами понятий, фактов и способов деятельности в целях обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками;
• информационная упорядоченность теоретического материала предполагает, что содержание учебного материала, входящего в электронное средство учебного назначения, должно быть рационально распределено по кадрам в подсказках и методических указаниях;
• проблемность обучения, реализуемая за счет создания таких учебных ситуаций, попадая в которые ученик вынужден искать выход из затруднительного положения, принимать самостоятельные решения, что позволит ему не только открыть новые истины, но и усвоить их творчески;
• обеспечение сознательности, самостоятельности и активности обучаемых предполагает создание условий для проявления познавательной активности обучаемых, выраженной в их умении самостоятельно ставить цели учения, планировать и организовывать учебную деятельность, индивидуально выбирать режим работы на занятии;
• осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного усвоения знаний (возможность выбора индивидуального темпа работы, траектории обучения и уровня сложности);
• учет субъективного опыта каждого ученика, накопление и анализ данных о его знаниях и умениях, генерация заданий в зависимости от этих данных;
• наличие средств активизации познавательной деятельности обучаемого, развития его мышления за счет повышения наглядности учебного материала, формирования умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях за счет постановки проблемных задач в ходе занятия;
• обеспечение прочности усвоения результатов обучения и развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает, что знание становится частью сознания обучаемых в том случае, когда сформировано положительное отношение к учению и изучаемому материалу, обеспечен контроль за результатами обучения;
• организация интерактивного взаимодействия пользователя с системой, обеспечение суггестивной связи (от англ. suggest — предполагать, советовать) в ходе работы на занятии, что предполагает обеспечение реакции программы на незапланированное действие пользователя, возможность получить совет, подсказку, рекомендацию;
• неразрывная связь практических задач с теоретическим материалом за счет реализации деятельностной технологии обучения;
• соблюдение адекватности функций средств ИКТ функциям учителя.
Технические требования содержат условия обеспечения устойчивой работы системы, компьютера, всего комплекса программных и программноаппаратных средств, защиты от несанкционированных действий.
Эргономические требования учитывают возрастные особенности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, определяют требования к изображению информации и режимам работы.
Эстетические требования устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению электронных средств учебного назначения; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды.