Российская Федерация в Болонском процессе
Вопрос № 23. Болонская конвенция и система высшего образования в России
Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Инициаторами Болонского процесса выступили в 1998 году министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Инициатива была поддержана другими странами, и в июне 1999 года министрами образования 29 европейских стран была подписана декларация "Зона европейского высшего образования", иначе Болонская декларация. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнёров, за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т. д., в результате чего единая Европа приобретёт большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".
Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д.
Цели процесса:
· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства,
· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы,
· повышение престижности в мире европейской высшей школы,
· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние,
· достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования,
· повышение качества образования,
· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в рамках которых университеты рассматриваются как носители европейского сознания.
Российская Федерация в Болонском процессе
В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В. М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Болонский процесс позволит увеличить мобильность студентов и преподавателей, предоставляя возможность во время обучения менять страну и университет для пополнения своих знаний. Российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ. Для того, чтобы использовать это преимущество и привлекать студентов из других стран, необходимо участвовать в построении общеевропейской системы.
Перед высшими учебными заведениями России, готовыми реализовать принципы Болонской декларации, стояли следующие задачи:
· во-первых, проведение глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций;
· во-вторых, создание максимальных возможностей для свободной мобильности студентов преподавателей и выпускников, что предполагает и более углубленное изучение иностранных языков;
· в-третьих, университеты должны разработать однородную структуру образовательных программ и дисциплин, а также ввести накопительную систему трудоёмкости зачётных единиц, основанную на ECTS (European Credit Transfer System), и договориться о принципах признания зачётных единиц, полученных в другом вузе.
Также предстоит обеспечить реализацию многих программ не только на национальных, но и на основных мировых языках. Выбор вузами специальностей и квалификаций должен быть ориентирован на их дальнейшее эффективное использование на рынке труда не только России, но и всей Европе.
За последние годы значительно расширилось количество вузов, использующих модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачётных единиц трудоёмкости учебных дисциплин, разработана методика расчёта зачётных единиц с учётом российской системы образования. Она непростая - это не только замена количества часов на зачётные единицы, это ещё и другая, асинхронная или нелинейная организация учебного процесса, когда студент сам по определённым правилам выстраивает траекторию набираемых курсов и, соответственно, зачётных единиц на каждую дисциплину.
Также в настоящее время Минобрнауки РФ рассматривает вопрос о внедрении в перспективе приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", дата введения двухуровневой системы образования в России повсеместно - 1 сентября 2009 года. Сегодняшнюю пятилетнюю систему подготовки специалистов сменяют два уровня образования - бакалавриат (четыре года обучения) и магистратура (два года). На первом уровне высшее учебное заведение обеспечивает базовую подготовку, достаточную для практической деятельности. Магистратура - это углубленное и специализированное обучение с ориентацией на научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Причём уже бакалавриат даёт законченное высшее образование. Предполагается, что выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на должности, для которых предусмотрено законченное высшее образование.
Модернизация высшего профессионального образования в направлении Болонского процесса проходила быстрыми темпами.