Раздел 1. Библиотековедение

Область применения

Программа государственной итоговой аттестации (далее программа, ГИА) является документом системы менеджмента качества федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (далее – Институт).

Программа определяет содержание государственной итоговой аттестации по направлению подготовки бакалавров 51.03.06.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

Программа ГИА включает программы государственных экзаменов и требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, а также критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и выпускных квалификационных работ.

Программа сформирована как единый документ на основе требований ФГОС/ГОС и содержания образовательной программы.

ГИА проводится в целях определения соответствия уровня подготовленности выпускника к решению профессиональных задач требованиям ФГОС/ГОС ВПО, ФГОС ВО.

Формы государственной итоговой аттестации Санкт-Петербургского государственного института культуры:

государственный экзамен;

защита выпускной квалификационной работы.

Государственный экзамен проводится по дисциплинам базовой части профессионального цикла, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. Экзамен проводиться устно.

Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломного проекта или работы (далее ДР) и является формой комплексной оценки уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к самостоятельной профессиональной деятельности.

В процессе государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы выпускник должен показать свои способности, опираясь на полученные знания, умения, навыки и/или опыт деятельности, личностные качества, сформированные общепрофессиональные и профессиональные компетенции, решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, четко и лаконично излагать специальную информацию, защищать свою точку зрения, подтвердить способность применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Программа ГИА предназначена студентам всех форм обучения и доводится до их сведения не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Порядок проведения государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы определены локальными нормативными актами.

Нормативные ссылки

Настоящая программа разработана на основании:

федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее вместе – образовательные программы);

приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;

федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 13 января 2010 г. № 3, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2010 г. № 16376

локальных нормативных актов:

– Положение о выпускной квалификационной работе;

– Положение о государственной итоговой аттестации.

Содержание программы государственного экзамена

Раздел 1. Библиотековедение.

1. Библиотековедение как наука. Его объект, предмет и структура.

Определение понятий «объект» и «предмет» библиотековедения. Основные концепции библиотековедения: книговедческая, просветительная, культурологическая, информационная, маркетинговая, когнитивная («знаниевая»), документо-коммуникационная. Структура библиотековедения: функциональный и аспектный принципы дифференциации.

2. Место библиотековедения в системе наук. Взаимосвязи с другими науками.

Междисциплинарное положение библиотековедения в системе наук. Родственные науки (книговедение, библиографоведение, читателеведение, информатика).

Интеграционные библиотековедческие дисциплины, изучающие различные аспекты и направления библиотечной деятельности: социология библиотечного дела, экономика библиотечного дела, библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная этика, библиотечное право, библиотечная политология, библиотечный менеджмент, библиотечный маркетинг и др.

3. Нормативно-правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности.

Источники правовой регламентации библиотечной деятельности: международные политико-правовые акты; федеральное законодательство общерегулирующего характера; федеральное и региональное библиотечное законодательство; территориальные (муниципальные) и ведомственные отраслевые нормативно-правовые акты; внутрибиблиотечная организационно-правовая документация.

Стандартизация в библиотечном деле (СИБИД).

4. Библиотека как социальный институт.

Концепции библиотеки: как документно-коммуникационной системы, как информационной системы, как социального института. Миссия и социальные функции библиотеки. Технологические функции библиотеки.

5. Общественно-профессиональные библиотечные ассоциации и объединения.

Возникновение негосударственных библиотечных организаций в конце 1980-х-начале 1990-х г. в РФ (Ленинградское библиотечное общество, Московская библиотечная ассоциация и др.).

Типы общественных профессиональных организаций в библиотечном деле. РБА как некоммерческое добровольное объединение юридических лиц (1995). Ее цель, задачи, структура. Подготовка рекомендательных и модельных актов по библиотечно-информационной деятельности.

ИФЛА - международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений. Ее цель, задачи, структура, направления деятельности, документы, разрабатываемые ИФЛА.

6. Управление библиотекой: цели, принципы, функции, методы.

Понятие системы управления библиотекой (субъект и объект, цели, принципы, функции, методы, структура, кадры управления).

Цель управления (миссия библиотеки в широком и узком понимании, генеральные цели управления библиотекой). Основные принципы управления: научность, системность, единоначалие и коллегиальность, сохранение баланса власти, индивидуальный подход и др.

Понятие функции управления. Классификация и содержание функций. Методы управления. Классификация и содержание.

7. Проектная деятельность библиотеки.

Цель, задачи, значение проектной деятельности. Мониторинг библиотечно-информационной деятельности для выявления приоритетных направлений проектной деятельности.

Понятия «новшество», «инновация». Виды инноваций. Инновационная деятельность в библиотеках, содержание, основные этапы.

Виды библиотечных проектов. Характеристика современных библиотечных проектов.

Жизненный цикл проекта. Методы поиска проектных решений. Разработка бизнес-плана. Создание проектной документации. Формирование команды проекта, отбор, оценка и обучение персонала. Фандрайзинг в проектной деятельности библиотек.

Применение информационных систем управления проектами в библиотечно-информационной деятельности (Microsoft Project, TeamLab).

8. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности.

Понятие маркетинга. Концепции маркетинга: товарная, сбытовая, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимодействия. Коммерческий и некоммерческий маркетинг. Значение социально-этического маркетинга в деятельности некоммерческих организаций. Цели и принципы библиотечного маркетинга. Маркетинг взаимодействия в деятельности учреждений культуры и искусства.

Маркетинговая стратегия библиотеки. Основные этапы разработки и реализации маркетинговой стратегии в библиотеке: определение целей и задач, проведение маркетинговых исследований: анализ товарно-фирменной структуры информационного рынка, анализ внешней среды; разработка комплекса маркетинга: разработка товарной политики с учетом специфики библиотечно-информационных продуктов и услуг как товара, определение их стоимости (условий предоставления).

9. Продвижение услуг библиотеки в традиционной и виртуальной среде.

Продвижение в структуре маркетинговой деятельности. Определение, цель, задачи. Проблемы продвижения библиотек и их услуг.

Этапы разработки программы продвижения: комплексная оценка ситуации; выбор целевой аудитории; определение цели и задач обращения к целевой аудитории; выбор маркетинговых коммуникаций-микс и средств передачи маркетинговых обращений; разработка идеи маркетинговых обращений и её фиксация в соответствующих документах; разработка и утверждение бюджета; анализ результатов.

Основные средства продвижения: реклама, Public Relations, стимулирование сбыта, директ-маркетинг. Интегрированный подход к разработке программы продвижения: использование традиционных каналов: радио, телевидение, публикации в СМИ, печатные материалы (буклеты, листовки), имиджевая реклама (календари, ручки), организация мероприятий, (event-management). Продвижение в интернет-среде: сайт бибилотеки, SMO (Social Media Optimization), SMM (Social Media Marketing): социальные сети, блоги, видеохостинги, мобильные библиотеки, QR-код, RSS-рассылки и др. технологии Веб 2.0

10. Организация библиотечно-информационного обслуживания.

Понятие библиотечно-информационного обслуживания. Принципы, функции, значение библиотечно-информационного обслуживания.

Стационарные формы обслуживания (виды абонемента, читальных залов, отделы справочно-библиографического обслуживания, правовой и деловой информации, выставочной работы, краеведческой литературы, электронных ресурсов, медиатеки и др.). Внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты. Передвижные библиотеки. Подвижные формы библиотечного обслуживания: библиомобили; библиотеки на остановках общественного транспорта, в торгово-культурных центрах, скверах, открытых площадках города; книгоношество и др). МБА, ЭДД.

Особенности библиотечно-информационного обслуживания в библиотеках разного типа.

11. Библиотечно-информационное обслуживание разных групп пользователей.

Типология пользователей библиотек. Особенности обслуживания различных групп пользователей.

Библиотечно-информационное обслуживание удаленных пользователей.

Библиотечно-информационное обслуживание читателей в специализированных отделах библиотек (на примере какого-либо отдела по выбору студента).

Психологическая комфортность библиотечно-информационного обслуживания. Общение библиотекаря и читателя

12. Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) в библиотеке.

Организация СБО. Определение СБО и его отличия от библиографического информирования. Классификация справок. Причины неопределенности библиографических запросов. Технология выполнения тематических, уточняющих, адресных и фактографических справок.

13. Культурно-досуговая деятельность библиотеки.

Современная библиотека как центр культурно-досуговой деятельности. Многовариантность моделей библиотеки как культурно-досугового центра. Функции библиотечного досуга.

Культурные потребности пользователей библиотек: дети, подростки, юношество, молодежь, женщины, мужчины, лица пожилого возраста и др. Формы досуговых мероприятий в библиотеке в зависимости от типа культурных потребностей пользователей. Технология подготовки досугового мероприятия (раскрывается на примере конкретного мероприятия по выбору студента)

14. Комплектование фондов библиотек.

Комплектование фонда: понятие и сущность. Виды комплектования фондов. Принципы комплектования. Характеристика основных этапов комплектования фондов. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) как средство совершенствования комплектования фондов библиотек.

15. Организация фонда библиотек.

Организация фонда: понятия и сущность. Характеристика основных этапов организации фондов библиотек. Размещение, расстановка и учет фондов в библиотеках разных типов. Обеспечение сохранности фондов библиотек.

16. Библиотечно-информационные продукты и услуги.

Определение. Библиотечно-информационные услуги как вид государственных (муниципальных) услуг. Нормативная база предоставления государственных услуг. Подходы к классификации библиотечно-информационных продуктов и услуг. Библиотечно-библиографические услуги. Фактографические продукты и услуги. Информационно-аналитические продукты и услуги. Культурно-досуговые мероприятия. Дополнительные услуги, оказываемые библиотечно-информационными учреждениями (ксерокопирование, сканирование, переплет, аренда и пр.). Стандарты качества библиотечно-информационных услуг. Технология подготовки отдельных видов услуг (по выбору студента).

Наши рекомендации