Порядок работы с источниками и литературой
Работа с источниками и литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана квалификационной работы.
Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается, в основном, в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций.
При работе с источниками в первую очередь изучаются законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты, основополагающие источники.
Затем изучается научная и специальная литература по проблеме исследования, изданная в России и за рубежом. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание (примерно за последние 3–5 лет до написания квалификационной работы), отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.
Завершающей стадией является ознакомление с официальными материалами статистики как документальной основой анализа и сопоставления данных по проблеме исследования.
В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев облегчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда сделаны выписки.
В своей работе студент-дипломник должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи.
Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующих развитие российской и зарубежной управленческой практики – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.
Порядок сбора и обработки первичной информации
Сбор первичной информации (фактического материала) осуществляется, как правило, в процессе преддипломной практики и является ответственным этапом подготовки квалификационной работы. Ее качество, объективность выводов во многом будет зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал по теме исследования и деятельности объекта.
Только изучение многих (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ позволяют выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи, а также экономическое и правовое значение динамики развития. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны.
В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов и явлений, подкрепить их наиболее типичными примерами и практическими расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методики экономического, управленческого, статистического анализа.
Систематизация, анализ и обработка первичной информации предполагают широкое использование в квалификационной работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений и процессов.
Сбор и обработка первичной информации (фактического материала) является самым трудоемким этапом в подготовке квалификационных работ, поэтому данный этап должен находиться под особым вниманием студента и научного руководителя.
В целях ускорения обработки и систематизации первичной информации рекомендуется широко использовать экономико-математические методы и новые информационные технологии.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Основные элементы квалификационной работы
Основными элементами квалификационной работы являются:
- титульный лист (Приложение 5);
- содержание;
- введение;
- разделы и подразделы основной части;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения.
В состав квалификационной работы могут также входить список сокращений и глоссарий ключевых слов.
Объем квалификационной работы должен составлять не менее 70-80 страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала шрифтом Times New Roman, кегль 14 (включая титульный лист, лист содержания, список источников и литературы).
Приложения в общий объем работы не входят.
Содержание
ВСодержании указываются введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом.
Примеры оформления Содержания приведены в Приложении 6.
Введение
Введение должно содержать:
- обоснование актуальности научного исследования (обоснование темы);
- границы исследования (объект, предмет, хронологические, географические и другие рамки);
- цель квалификационной работы, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели, ожидаемый результат;
- методы научного поиска;
- характеристику научной новизны и практической значимости квалификационной работы;
- аналитический обзор использованных источников и литературы, степень изученности вопроса;
- описание структуры квалификационной работы.
При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.
Обзор использованных источников и литературы может быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (то есть его собственное отношение к прочитанному материалу), показать степень проработанности проблемы, выявить недостаточно изученные вопросы.
Объем Введения составляет примерно 10–15 % от общего объема квалификационной работы.
Цель исследования – это конечный результат выполнения квалификационной работы. Задачи – это пути (что надо сделать) для достижения цели исследования.
Предмет исследования – это та проблема (процесс), на которую направлено исследование. Объект исследования – организация, предприятие, отрасль и так далее, на примере функционирования и развития которого делается исследование.
Например:
Тема квалификационной работы – «Анализ и совершенствование управленческой деятельности организации (на примере ООО «Альянс»)».
Актуальность выбора темы исследования:актуальность выбранной для дипломного исследования темы заключается в том, что совершенствование системы управления необходимо для достижения целей организации и повышения эффективности использования имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Данная система является совокупностью средств, методов и процессов управления, находящихся во взаимодействии и связи, образующих единое динамичное целое, а также определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношениях.
Цель исследования: провести анализ управленческой деятельности ООО «Альянс» и разработать конкретные практические предложения, направленные на повышение ее эффективности.
Задачи:
– определить место и роль управления в работе современных организаций;
– раскрыть взаимосвязь управления и системы отношений внутри организации;
– изучить основные методы принятия управленческих решений;
– провести анализ организационной, кадровой и коммерческо-хозяйственной деятельности ООО «Альянс»;
– выявить проблемы, существующие на настоящий момент в системе его управления;
– разработать рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности ООО «Альянс» (цели, стратегии развития, кадры, информационное обеспечение);
– провести расчёт социально-экономической эффективности, которая может быть получена в случае успешной реализации данных мероприятий в его деловой практике.
Предмет исследования: система управления и пути повышения эффективности управленческой деятельности современных организаций в новых условиях хозяйствования.
Объект исследования: ООО «Альянс».
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, опрос, PEST-анализ, SWOT-анализ, экспертные оценки, статистические и математические методы обработки информации.
Анализ источник и литературы. Предполагает краткое описание 8–12 основных источников и литературы.
Например.
К числу основной специализированной литературы следует отнести учебник по менеджменту, подготовленный О.С. Виханским и А.И. Наумовым. В нем освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в деловой конкурентной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала предприятия, в первую очередь человеческих ресурсов, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.
В учебном пособии Е.Е. Вершигоры «Менеджмент» излагаются основы теории и практики современного менеджмента. Большое внимание в своей книге автор уделяет экономическому механизму менеджмента, который рассматривается на трех уровнях6 внутрифирменное управление, управление производством (или основной деятельностью) и управление персоналом.
Фундаментальная работа Б.З. Мильнера «Теория организации» содержит теоретический и практический материал по наиболее важным вопросам теории организации. В ней подробно разобраны организационные отношения, правовые и организационные формы, законы и принципы организации.
Учебное пособие «Организация и управление малым бизнесом», написанное Ю.П. Анискиным, детально описывает организационные вопросы, возникающие в малой фирме, формы льготного предпринимательства, способы и средства управления затратами, финансовой деятельностью, а также раскрывает некоторые вопросы внутрифирменного планирования.
Весьма полезной в прикладном плане также является монография М.В. Сорокиной «Менеджмент торгового предприятия», дающая представление о сложном механизме управления торговой организацией и знакомящая с современным уровнем достижений в данной области. Среди основных вопросов, рассматриваемых автором, можно выделить следующие: теоретические основы менеджмента, предпринимательство и менеджмент предприятия торговли, особенности планирования его деятельности, подходы к построению организационной структуры управления, формирование кадрового потенциала торговой организации, оценка, мотивация и стимулирование труда продавцов, контроль в системе управления предприятием торговли, руководитель в системе управления магазином.
Структура квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение обосновывает актуальность данной темы, отражает цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, содержит обзор основных использованных источников и литературы, краткий анализ структуры квалификационной работы.
В первом разделе рассматриваются теоретико-методологические основы современного управления.
Второй раздел посвящен анализу системы управления ООО «Альянс», в ходе проведения которого были выявлены как сильные стороны его деятельности, так и недостатки, препятствующие дальнейшему развитию.
В третьем разделе на основе проведённого анализа представлены конкретные практические предложения по совершенствованию управленческой деятельности ООО «Альянс».
В Заключении подведены итоги дипломного исследования, а также кратко излагаются полученные автором выводы.
Научная новизна исследования: заключается в комплексном исследовании факторов и возможностей, обуславливающих повышение эффективности управленческой деятельности применительно к предприятию конкретной отрасли национальной экономики, а практическая значимость – в том, что результаты исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций и могут быть применены в деловой практике ООО «Альянс».