Осознанность информационного обмена
Информационный обмен должен осуществляться собеседниками осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.
Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать — это тоже не результат обмена информацией. Это результат интерпретации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: — Вы замужем? — Какое это имеет значение? — Значит, не замужем!).
Целенаправленность передачи информации
Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит — ведь он осознанно свое сообщение нам не направляет. Подслушивание разговора других — не акт общения с ними. Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собеседнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзовитесь! «Ау!», «Помогите!» — это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы вступить в общение, обратиться за помощью и т. д.
Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу. Если человек возмущается чем-либо себе под нос, а мы спрашиваем его: — Вы что хотите сказать?, а он при этом отвечает: —Да это я так..., обмен информацией не состоялся.
Рациональная оформленность информационного обмена
Словесное выражение информации с обеих сторон должно удовлетворять требованиям определенного кода — оно должно осуществляться общающимися на одном языке, должно содержать обоюдоизвестные языковые единицы и структуры.
Если человек что-либо бормочет, говорит бессвязно — общения не произойдет, эту информацию не поймут и на нее
Язык как общественное явление____________________________ 45_
не отреагируют. Парализованный человек говорит, но не общается, поскольку его речь непонятна окружающим и не может быть интерпретирована в смысловом, информационном отношении. Вопли, крики — тоже не акт общения, так как они носят чисто эмоциональный, в языковом плане практически неоформленный характер. Общение с обеих сторон должно удовлетворять требованиям рациональной языковой оформ-ленности и понятности.
Индивидуализация собеседника
Собеседники в акте полноценного общения должны индивидуализировать друг друга, то есть выделять друг у друга отличительные черты, отличать собеседника от других людей. Собеседник должен быть «прочитан», то есть воспринят органами чувств, выделен из других, к нему должно быть сформировано определенное эмоционально-оценочное отношение — со знаком плюс или минус.
Например, когда мы говорим коллеге или незнакомому человеку «У вас что-то случилось?», «Вы плохо себя чувствуете?», «Вам нужна помощь?», это значит, что мы его «прочитали» и индивидуализировали. Если нам надо обратиться с просьбой к незнакомому человеку, и у нас есть выбор из нескольких потенциальных адресатов, мы. «читаем» всех и обращаемся к наиболее доброжелательному, внешне приятному, симпатичному или доброму на вид человеку. В справочном бюро, в магазине, железнодорожной кассе нас обычно не «читают», мы тоже не «читаем» собеседника. Начальник нас обычно не «читает», а мы его «читаем», и нам хочется, чтобы и он нас «прочитал».
Обратная связь
Собеседник должен иметь обратную связь при общении. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня мой собеседник, воспринимает ли он то, что я ему сообщаю (а обратная связь показывает именно наличие этого), то между нами и не осуществляется общение. Говорящий следит за реакцией собеседни-
46_______ ______Тема 2
ка, и если тот смотрит на говорящего, кивает, поддакивает, соглашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то вопрос об эффективности общения под вопросом. С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу — неполноценное общение, так как обратная связь там бывает случайной и неполной.
Эмоциональный контакт с собеседником
Для общения нужен эмоциональный контакт. Если эмоционального контакта нет, то и общение не может считаться полноценным — это просто информационный обмен. Именно так, без всяких эмоций, мы получаем информацию по телефону 09, покупаем билет в кино или пакет молока в киоске. Для полноценного общения необходимо установить с собеседником взаимный эмоциональный контакт.
Контакт может быть с эмоциональными знаками «плюс» с обеих сторон, с эмоциональными знаками «минус» или с полярными эмоциональными знаками — в любом случае общение так или иначе состоится. А вот общение без всяких эмоций — как машина с машиной, как «функция» с «функцией» — не может считаться полноценным. Оно, кстати, обычно неприятно собеседникам и остается только информационным обменом.
Информационный обмен у нас и с компьютером. Мы можем испытывать к компьютеру эмоции, а он к нам нет.
Функции общения
Функции общения в современном обществе разнообразны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин):
социальные — связанные с потребностями общества в целом;
социально — психологические (связанные с общественными потребностями личности);
индивидуально-психологические (связанные с индивидуальными потребностями личности).