Позитивная семейная психотерапия

(Сокращённый вариант)

ПРИМЕРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Традиционная интерпретация Позитивная интерпретация

Нервная анорекция

Потеря аппетита,мания похудения Способность прожить на ограниченные

в пубертатный период средства.Способность избавить от женской

половой роли с помощью голода.Способность

разделить тяготы голодающих во всем

мире.

Алкоголизм

Дипсомания,психологические Способность с помощью

симптомы:эйфория алкоголя на время делать

(хорошее самочувствие), конфликты терпимыми.

переоценка своих возможностей, Способность зарождать

расторможенность,несдержаное иллюзию защищенности,

поведение,бестактность,на- основанную на чувстве

вязчивость,шумное поведение внутреннего тепла,и

склонность реагировать без облегчать принятие

размышлений,(переходящая в собственной личности

нарушения закона и преступ- через ослабление тор-

ления). можения и тревоги.

Амбивалентное отношение

Амбивалентность.Существо- Способность не фиксироваться

бок о бок противоречивых одним определенным способом

чувств в отношении одного Может быть расширена за счет:

и того же объекта,например понимания,что ты всегда рис-

любви и ненависти в одно куешь,отваживаешься шагнуть в

и тоже время.Эротические незнаемое,несешь грусть сомне-

привязанности и взаимоотно- ний на своих плечах,но всегда

шения между родителями и живешь с надеждой открыть где-

детьми часто заметно амби- нибуть новые возможности или

валентны. пределы.

Непослушание,дерзость.

Психологическое отрицание Способность сказать"нет".Может

внешних аыторитетов,часто быть расширена за счет:времени

сочетающиеся с эмоциональ- (когда сказать "нет"),доверия,

ными вспышками(гнев,дер- причин(определить,когда надо

зость). что-то делать,или уточнить,

почему говорится "нет".

Ночное недержание мочи

Ночное недержание мочи- Способность возвращаться к пре-

особая форма непроизволь- жним,не забытым способам реаги-

ного опорожнения мочевого рования при столкновении со сло-

пузыря.Оно происходит ночью, жными ситуациями.Способность не

когда человек спит в постели. придавать значения.

Депресия

Ощущение подавленности с пре- Способность реагировать на кон-

имущественно пасивной установ- фликты глубокими эмоциями.Может

кой,душевное уныние,истощение. быть расширена за счет:взаимо-

отношений с Ты,с Мы,с пра-Мы;

времени,доверия и надежды.

Ревность

Бешеный страх потерять партне- Способность любить не вызывая

ра,объедененный с неадекватным своим поведением ответной люб-

контролем реальности.Ненависть ви.Позитивное отношение к Я,

к возможному сопернику,вытека- к партнеру и к верности,выра-

ющая из претензии на исключи- женная фантазия.Подчеркивание

тельность,особенно в любви. способности любить своего

партнера и быть привязаным к

нему или к ней.

Экзистенциальная тревога

Неуверенность,страх будущего, Способность думать о будущем

соединенный с психовегетатив- и не поддаваться иллюзии безо-

ными нарушениями. пасности.Может быть расширена

за счет:дифференцированого

отношения к будущему,рациона-

лизации вовлеченных вторичных

способностей.

Страх привязаности

Защитное и амбивалентное Акцент на отношении к Я или к

отвержение других людей, имеющимся партнерам.Может быть

социальная дистанция.Основной расширена за счет:контактов,

симптом:заторможенность и отношения к Мы,вежливости,

чувство подавленности с честности,вербализации и рас-

некоторым сильным эмоциональ- ширения целей.

ным соучастием.

Бронхиальная астма

Признаки одышки из-за спазмов Интенсивная связь с собственным

бронхиальной мускулатуры и, телом;с референтным человеком;

возвратным путем,в диафрагме, способность осознать себя через

а также обусловленные респира- симптомы(хрипы,кашель,хватания

торными мышцами. воздуха).Может быть расширена за

счет:вербализации конфликтов

(причин),привязанности-отделения,

честности,веры,доверия,надежды.

Преждевременная эякуляция

Преждевременное извержение Способность быстро достигать

семени. своей цели.Позитивное отношение к

партнеру,выраженное усердие/дости-

жение,время.Может быть расширена

за счет:времени,терпения,пункту-

альности,надежности.

Лень

Торможение деятельности, Способность избегать требований

невыполнение,отсутсвие приле- достижения.Может быть расширана

жания,слабость характера. за счет:времени(когда и где лениться)

дифференциации и осознания собственных

способностей.

Отсутствие суеты.Время подумать.

Акуумуляция энергии.

Средство достижения комфорта.

Стимул для творчества.

Фиксация

Согласно Фрейду,упорство в ра- Способность придерживаться чего-то.

боте влечения на ранней стадии Способность придерживаться установок

развития,с целью сделать возмож- и поведения.Может быть расширена за

ным сохранение детских способов счет:того,что каждый вид поведения

получения удовлетворения детских и каждая установка существует в

способов получения удовлет- рамках некоторой базовой концепции.

ворения.Часто фиксация прямо Вопрос в том:когда и при каких

связана с извращениями и обстоятельствах фиксация становится

неврозом. источником конфликта.

Сердечный приступ

Колапс тканей сердечной мус- Способность принимать близко к сердцу

кулатуры вследствие спазма нагрузки и факторы раска.Может быть

артерий вокруг сердца. за счет:коррекции концепции достижения,

изменения в свяанных с едой привычках

(сфера ощущения),правильного питания

(рассудочная сфера)и развития отно-

шения к себе,к собственому телу.

Сигнал.Возможность научиться сопережи-

вать,защитить душу от распада.

Компульсивный невроз

Например,потребность все время Способность осуществлять что-либо

оглядываться,проверять,закрыты с чрезвычайной точностью,добро-

ли двери,навязчивость умывания, совестностью,пунктуальностью

навязчивые ритуалы,навязчивое и последовательностью.Способность

перебирание в мыслях вновь и не доверять себе и путем повторения

вновь событий дня. и контроля отражать опасности

(внешние опасности сознательно,

внутренние опасности бессознательно).

Особенно выраженна потребность

в порядке и надежности.Может быть

расширена за счет:уверенности,

времени,контактов,надежды,будущего,

способности позволять себе удивляться.

Агресивность

Воинственность,жестокость. Способность спонтанно,эмоционально

и расторможенно реагировать на что-

либо.Может быть расширена за счет:

уяснения,против кого,когда,где и в

какой форме осуществляется арессия.

Фригидность

Выражение происходит от Способность говорить "нет"своим телом.

латынского слова frigidus Может быть расширена за счет:развития

(холодный)и означает сек- способности говорить "нет" и словами,

суальную холодность женщин, лучшего формулирования собственных

неспособность испытывать оргазм. потребностей.

Ипохондрия

Глубокое душевное уныние по Способность точно наблюдать собственные

причине воображаемых или телесные функции и улавливать уязвимость

незначительных телесных недугов. органов к нарушениям.

Преступность

Совершение поступков,нака- Способность игнорировать правила пове-

зуемых по закону. дения.Позитивное отношение к Я,к оп-

ределенному Ты или к ограниченному

Мы.Может быть расширена за счет:

отношения к Мы,к пра-Мы,бережливости,

справедливости,любви,честности,диф-

ференцированых отношений к близкому

и отдаленному будущему,учету пос-

ледствий.

Паранойя

Сумасшествие,безумие,психическая Способность видеть себя центром мира

болезнь с первичными маниакаль- и его тайных сил.Может быть расширена

ными представлениями(манией за счет:взаимосвязи с другими актуаль-

преследования,величия и так ными способностями,фантазией,разумом,

далее). ощущениями,вежливостью,честностью,

доверием и надеждой.

Фобия

Страх перед определенными Способность избегать ситуаций и объектов

объектами,например,мышами, которые ощущаются как угрожающие.

собаками,пауками и так далее, Может быть расширена за счет:отно-

или ситуациями,например страх шений к этим ситуациям и объектам,

открытых пространств,закрытых контактам,отношения к Я,Ты,Мы,пра-Мы.

помещений или страх покраснения. Доверие к актуальным способностям,

В других случаях-галлюцинации вовлеченным в данный момент.

с чувством тревоги.

Психосоматические симптомы

Вызывание физических симптомов Способность указывать на языке тела,

психологическим путем. что в данный момент нет другого

способа справиться с имеющимся

конфликтов.Может быть расширена за

счет:достижения,контактов,будущего.

Мастурбация

Сексуальное самоудовлетворение, Здесь существует возможность

онанизм.Это нормальная фаза сек- установить связь со своими собст-

суального развития в период по- венными сексуальными органами.

лового созревания,особенно у Может быть расширена за счет:

мужчин,но ее следует расматри- отношения к Ты,к связи с партнером

вать как аномалию,если она (сексуальности),межличностных

продолжается и тогда,когда есть контактов,честности и чистоплотности.

достаточные возможности для

половых сношений.

Нарциссизм

Способ любить свое Я,нравиться Способность любить себя и воспринимать

себе. собственные возможные слабости как

позитивные.

Соперничество(соперничество братьев,сестер)

Ревнивые и напряженные отношения Способность к самоутверждению через

между братьями или сестрами, сравнение и к дальнейшему развитию.

неадекватная готовность демонст- Может быть расширена за счет:

рировать внимание. справедливости и любви,уникальности,

контактов,вежливости,честности.

Садизм

Сексуальное возбуждение путем Способность брать на себя активную

причинения боли,жестокого роль.Способность получать удовольствие

отношения,унижения или бес- от создания собственной власти и силы.

честия,наносимого любимому. Может быть расширена за счет:признания

Самым крайним выражением базовых человеческих способностей,

является убийство. справедливости,отношения к Мы и к

пра-Мы.

Пренебрежение собой

Внешнее пренебрежение-в одежде, Способность игнорировать обя-

манерах-надо отличать от внутрен- зательные нормы или идти против

него пренебрежения должными них.Может быть расширена за счет:

обычаями,моралью. отношения к Я,к Ты,индивидуальных

актуальных способностей(аккуратности,

честности,вежливости,чистоплотности,

бережливости,пунктуальности...),

развития веры и надежды,привязанности,

различия и отделения.

Шизофрения

Cимптомы шизофренического психоза В прежние времена и даже иногда

обычно описываются в психиатрии сегодня,шизофреники считались

следующим образом:рассеяность, обладателями особых способностей.

эксцентричность,притворство, Восхищение вызывало страстное во-

спутаная речь,высокопарная речь, одушевление,приподнятая речь и

стереотипы,опустошенность... . задумчивость больных.Согласно

В качестве других черт перечисляются Принцхорну (Prinzhorn,1922),

псевдофилософские идеи,притворная шизофреник полон стремления к аб-

глубина,отсутсвие эффективного ре- солюту.Ясперс(Jaspers.1948)припи-

зонанса,пренебрежение и социальная сывает им возвышенное понимание и

изоляция.На больных смотрят как на духовные откровения.Метте(Mette,

неудачников,как на обузу для их 1928) нашел у них повышенные спо-

семей. собности.Он обнаружил у них стрем-

Импотенция.Болезнь.Безысходность.

Смерть,с.ребенка.

Негативное толкование позитива.

Доброта Садятся на голову.Манипулируют -

незащищенность,навязчивость.

Справедливость Субъективизм.Вызвать комплекс вины

и сделать несчастным.Мелочность.

Жестокость.

Любовь Страдание.Навязчивость.Потеря инди-

видуальности - сверхзависимость.

ление к предельной адекватности

выражения,потребность в прямом

отражении чувст,ограниченность

самыми простыми средствами выражения,

сильную синзетивность к другим

людям и вещам,необычную беспристраст-

ность по отношению к себе,особую

тонкость и интуицию в психологических

выводах,богатсво и необычайную образ-

ность языка и повышеную экспрессивность.

В семейной терапии мы обнаружили,что

шизофреники демонстрируют более тонкую

чувствительность к конфликтам,в то время

как члены их семей оказываются ленивыми

по отношению к ним.В параноевидной форме,

акцент на фантазиях и традициях(например

мания справедливости,религия,верность,

вежливость...).В гебефренических формах

присутсвует способность уходить от тре-

бований достижений и ставить это требование

под вопрос.При кататонии налицо моторный

уход или его противоположность,выражение

возбуждения в некоординируемых движениях.

При намерении улучшить состояние больного,

внимание надо обратить на следующие: с

каким содержанием связан бред?Какие акту-

альные способности еще относительно ста-

бильны?С какими каналами общения связаны

симптомы?Прежде чем выносить суждение о

"врожденности"или"природной обусловлен-

ности" заболевания,надо выяснить,что было

сделано с пациентом до сих пор и задейст-

вовать семью и социальное окружение в

качестве терапевтов.Психиатрические

больницы,которые в настоящее время функ-

ционируют в некоторой степени в режиме

детских садов,должны быть превращены

в консультативные учреждения,терапевти-

ческие центры и амбулатории,где пациенты

и их семьи могут получить подготовку для

выполнения терапевтических функций.

ПОЗИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА

37-летная пациентка впервые решила изменить свои жизненые планы в тот

момент,когда смогла осознать позитивные аспекты своей судьбы.Частые пребывания

в детских больницах из-за приступов астмы и нарушений развития сформировали

направление развития ее личности.Эта проблема затрагивалась в предшествующем

психотерапевтическом лечении в связи со страхом отделения,проблемой остав-

ления родителей и синдромом одиночества.

В семье,где она выросла,об этом обычно много говорили.Довольно часто в

в центре внимания была она:ее жалели либо из-за проблем,которые были у нее

с учителем или с отцом,или же из-за проблем,которые она создала для семьи в

связи с едой.В тоже время она усвоила,что обсуждение ее проблем делает ее

центром внимания,хотя как старший ребенок она,возможно,получала бы меньше

внимания.Когда ей было 10 лет,она перестала есть.Может быть,она бессознательно

пыталась узнать,кто в семье привязан к ней и не позволит ей умереть,и в то же

время хотела заставить своего отца продемонстрировать какую-то заботу о ней.

Таким образои,благодаря интенсивной вовлеченности в проблемные ситуации

она практически подготовилась к выбору профессии,который позже и сделала,а

именно,профессии социального работника и,впоследствии,воспитателя,что дало ей

возможность профессионально работать с проблемами.На основе эмоционалного

интеллектуального и практического обучения распознаванию проблемных ситуаций

в детстве она легко может справляться со многими людскими проблемами и труд-

ностями,часто улавливать суть гораздо быстрее,чем ее коллеги.

Она составила следующий перечень позитивных следствий пребывания в

детских больницах и своей проблемы в целом:

-Благодаря переживанию одиночества и изоляции я лучше понимаю других людей

и их проблемы.

-Благодаря этому я,по-моему,могу лучше делать мое дело,обнаруживая большее

внимание и способна давать советы.

-Хорошее,дружеское,почтительное поведение по отношению к клиентам моего

отца позитивно принималось моими родителями и клиентами,меня хвалили.

-Благодаря этому,я,возможно,более уверенно себя чувствую общаясь с другими,

избегаю критики и не говорю о собственых желаниях.

-Я редко подхожу сама к другим людям,чаще жду,чтобы они брали инициативу на

себя,-таким образом я избегаю риска быть отвергнутой и испытать из-за

этого лишнюю боль.

-Когда я приглашаю кого-то,я готовлюсь к этому,тем самым заслуживаю комплимен-

ты,что все хорошо и уютно и что еда восхитительна.

-Я почти никогда не приглашаю кого-нибуть без подготовки,чтобы не разочаровать

людей,избежать риска,что все окажется скучным,и чтобы не испортить себе

настроение,если получу отказ.

-Когда раньше я отказывалась от своего желания играть и помогать матери по

дому,мать хвалила меня.

-Когда я отказалась от своего желания танцевать,участвовать в вечеринке или

встречаться со сверстниками,меня в первый раз предпочли сестры;отец похвалил

меня,говоря,что я смышленая-я годы ждала такого признания.

-Моя мама часто говорила,что когда меня долго нет дома,она боится,что со мной

что-то случилось.Чтобы избежать этого упрека и сделать ее счастливой,я

все больше и больше ограничивала контакты.

-Раньше я никогда не могла приглашать сверстников,потому что мы жили в тесноте,

и,кроме того,я стыдилась нашей квартиры.

-Когда раньше я шла играть к другим детям,я как бы вырывалась из тесноты домаш-

них дел,уходила от постоянного семейного контроля,чувствовала себя свободнее.

-Когда позднее я все больше и больше отказалась от игр и вместо этого делала

домашние задания,мои учителя считали меня прилежной ученицей;и я получала

хорошие отметки.Это покупалось ценой отречения,но для меня внимание,похвалы

и признания были жизненно необходимы.

-Сегодня,предпочитая контакты с людьми,менее образованными чем я,я избегаю

риска оказаться участницей такого интеллектуального разговора,где я неизбежно

выглядела бы несостоятельной или мне пришлось бы молчать(я происхожу из рабо-

чей семьи,в которой мало читали и обсуждали).

-Спонтанные контакты со многими людьми,вроде тех,что устанавливал мой отец,

осуждались моей матерью,бабушкой и дедушкой.Я приняла это за образец поведе- ния и избегала посищения баров.Таким образом,отказавшись от спонтанных контак-

тов,я избежала пренебрежения или осуждения со стороны семьи.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Приведенные примеры реинтерпретации являются лишь примерами и образцами,

облегчающими поиск других возможных толкований болезней и нарушений. Эта

процедура несомненно непривычна большинству людей,для которых болезни и нару-

шения почти неизбежно связаны с негативной или пессимистической концепцией.

Такая концепция не означает более реалистичного видения мира,но она помогает

понять,почему реальности здравоохранения,психиатрической и психотерапической

помощи образуют достаточное основание для пессимизма.Когда утрачивается виде-

ние позитивныхх аспектов болезни,не приходится удивляться последствиям того,

что родители преждевременно выпроваживают детей из дома;что молодежь не хочет

иметь ничего общего со своими родителями и вообще со взрослыми;что супруги

расходятся или разводятся;что очень многие люди рано уходят на пенсию;что все

больше и больше людей ищет решение своих проблем в алкоголе и наркотиках;что

люди пытаются помочь другим,не помогая им в действительности; что люди и

группы ненавидят друг друга,живя бок о бок,вместо того чтобы вместе трудиться

ради лучшей жизни для всех;что психосоматических больных считают симулянтами

или лечат исключительно лекарственными методами;что психически больных толкают

к ненормальности;что пациенты в психиатрических клиниках получают только изо-

ляцию,вместо психотерапического лечения.

Что такое "КОНЦЕПЦИИ"?

Человек,соблюдающий обычай,не осветив его своим разумом и суждением,

подобен слепому,ведомому другими людьми.

Бахья Ибн Пакда.Долги сердца.

Центральным понятием позитивной семейной терапии является понятие концепции.

В психологии это понятие известно в таких сочетаниях как Я-концепция или

концепция другого,где оно обозначает представление,имеющиеся у человека о

себе или о других.Таким образом,концепции- это когнитивные и эмоциональные

структуры,задающие нам схему интерпретации наших отношений к себе,к другим

людям и к нашему окружению.Концепции включают в себе ожидания,придающие на-

шему восприятию характерный оттенок:подходим ли мы к человеку песимистически,

критически и недоверчиво или же ищем контакта с ним доброжелательно,с опти-

мизмом и вниманием.В этом раскрывается поведенческий аспект концепций.Это

отнюдь не чистые идеи;в их основе лежит триада,включающая познание,эмоции и

поведение.

Концепции могут быть управляющими нашим поведением,мотивами,усвоенными нами

нормами и привычками,на которые мы ориентируемся-они становятся частью нашей

совести.Эти концепции выполняют штурманские функции;они сообщают человеку,

где предстоят трудности,что хорошо,что плохо,и какие возможности поведения

есть в его распоряжении.Хотя теоритически существует бесконечное число концеп-

ций,практически их спектр ограничен.У каждого человека есть своя "программа"

концепций,которые частично взаимосвязаны и пребывают в гармонии между собой,

но порой создают диссонансы.Содержание концепций описывается в терминах ба-

зовых и актуальных способностей,а их место в системе связи и отношений в тер-

минах четырех сфер переработки конфликтов,четырех моделей для подражания и

форм взаимодействий.За пределами индивидуального сознания они действуют как

правила игры,принимаемые целой группой.По этой причине наша концептуальная

программа частично согласуется с концепциями группы,в которой мы живем.

Концепции тем самым предстают как узловые точки в личном общении.В форме за-

конов и нормативных систем они регулируют взаимоотношения в обществе.Семье

принадлежит особая роль во всем,что касается концепций.В ней типичные концеп-

ции передаются из поколения в поколения,во взаимодействии людей формируются

новые концепции,которые затем усваиваются развивающейся личностью в повседнев-

ном общении.Каждый индивид,как и каждая семейная ячейка,обладает типичными

формами поведения,происхождение которых может быть прослежено до определенной

концептуальной праграммы:ложится спать вовремя,вставать в предписанное время,

есть вмести с семьей в определенные часы,быть пунктуальным,возвращаться к

определенномк времени,выполнять в срок свои обещания,испытывать неудобства,

если есть опасность опоздать,переживать,когда опаздывают другие... .

За этими поведенческими стереотипами и эмоциональными реакциями стоит

личностный стиль поведения,который,впрочем,отчасти определяется особенностями

группы и роли.Например,он включает в себя типичную концепцию пунктуальности,

которая может вызывать конфликт в браке,семье или карьере,если скажем,у парт-

нера отношение к пунктуальности более свободное.

ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ НИЧЕГО

НЕ УСТРАНЯЕТ

Не буть слишком сладким-как бы тебя не съели;

не буть слишком горьким-как бы тебя не выплюнули.

Восточная мудрость.

Ориентация на болезнь в медицине и традиционной психотерапии вызывает со-

противление со стороны пациентов.От врача ждут,что он отберет что-нибуть:

аппендикс,несколько кубиков крови или любимую пищу.Так же,как и от этих видов

вмешательства,пациенты и их семьи защищаются от терапевтических мер,которые

угрожают нарушить семейное равновесие.Это может быть в этом случае,когда от

терапевта ожидают выговора,когда ставятся под сомнения старые привычки и роли,

или когда становятся без внимания ценности,принятые в семье.

С помощью позитивного подхода мы "развенчиваем"- в изначальном значении

слова-образ терапевтов,который сложился у пациентов и семьи.Мы ничего не за-

прещаем и не грозим что-то отнять.Напротив,мы принимаем симптоматичное пове-

дение и пытаемся заставить пациента осознать позитивные аспекты его нарушения.

Благодаря такому отношению пациент не испытывает потребности защищаться от

"атакующего терапевта".Вместо этого терапевт выступает как союзник пациента,

и вместе они добиваются того,чего не удалось бы достичь,если бы они сражались

друг с другом.Это особенно важно для большой группы потенциальных пациентов,

которые ранее успешно избегали всех видов психотерапии:для тех,кто отрицает

наличие конфликтов.Хотя у них есть множество конфликтов и они страдают от их

последствий,а также заставляют страдать других,они боятся прямо взглянуть в

лицо своему конфликту.Это поведение имеет истоки в их биографии и подчиняется

концепциям,которые запрещают конфликты.Отрицание конфликта действует как ста-

билизирующий фактор.Мы сначало обращаем внимание пациента на эти обстоятель-

ства,но не ругаем его за непонимание.Мы предлагаем ему попробовать на время

оставить свою защитную установку и - при поддержке позитивной интерпретации-

попытаться решить конфликт.

Мы считаем,что у пациента есть предпосылки для болезни,и для симптомов,и

для здоровья.Терапевт прежде всего поддерживает регенеративные способности

пациента.Семья может повысить восприимчивость к болезни,но она может и

мобилизовать имеющие у него предпосылки для здоровья.Цель позитивной семейной

терапии- поддержать семью в этой деятельности по оказанию помощи самим себе.

ПАЦИЕНТ КАК ТЕРАПЕВТ

Мы падаем сами,но нужна дружеская рука чтобы поднять нас.

Мы уже видели,что пациент располагает существенными возможностями помощи само-

му себе.Кроме того,мы вновь и вновь замечаем,что болень и ее последствия про-

являются не только у индивида,но и в системе,в которой он живет.В этом отно-

шении семья оказывается на переднем плане как первичная и наиболее прямо

связаная с пациентом группа.Симптом является выраженнием существующих конфлик-

тов с партнером,семьей или социальной группой и приобретает специфический

смысл в конкретной группе(Framo,1973;Richter,1979).Например,тревожность и

скованность молодой жены дают повод ее мужу выступить в качестве защитника

и продемонстрировать свою силу и внутреннюю стабильность.Демонстрация мужу

этих качеств позволяет жене забыть,что она укрепила свою уверенность в нем

дорогой ценой,вытеснения собственных страхов и слабостей.Роль мужа как за-

щитник означает для жены защиту и безопасность,но вместе с тем и зависимость,

недостаток уверенности в себе и сохранение прежних социальных страхов и ско-

ванности.Развивается кажущееся равновесие,взаимная поддержка,которая легче

может быть поставлена под сомнение "скованным" партнером,если мы представим

его в позиции пациента,чем партнером-"помощником",который в такой же степени

затронут проблемой(Selvini-Palazzoli et al.,1977).Это ключевая позиция мни-

мого пациента облегчает принятие им произвольных и эффективных мер к измене-

нию ситуации.

В позитивной семейной терапии пациент отказывается от своей роли пациен-

та и становится "психотерапевтом" для своего окружения,особенно для своего

партнера по конфликту (ср.также Minuchin,1978;Selvini-Palazzoli et al.,1977;

Stierlin et al.,1977).Позитивная семейная терапия нацелена прежде всего на

эту смену ролей и тем самым поощряет пациентов сознательно встать на путь

помощи самим себе.

ПОЗИТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Один день счастья заставляет человека забыть о всех

его несчастьях,а один день несчастья заставляет его

забыть о всем его прошлом счастье.

Бен Сирач

При позитивном подходе начинается с расмотрения трех следующих аспектов:

а)Наблюдение семьи пациента и симптомов.Этим обеспечивается диагностическая

ориентировка,отвечающая на следующие вопросы:Какие личностные и коммуни-

кативные структуры мы наблюдаем?Какие дифференциально-диагностические

соображения могут быть высказаны?Что пациент предлагает терапевту?

б)Позитивная интерпретация симптомов.Мы знаем,что наблюдение,основанные на

нем заключения и диагностические меры не объективны.На них влияет диагно-

стическая система,которой придерживается терапевт,его личные впечатления

и его оценка пациента.В противоположность соматической медицине эта субъек-

тивность как раз лежит в основе психотерапии и семейной терапии.Мы исполь-

зуем другие возможности для оценки(реинтерпретацию,позитивную интерпретацию,

изменение позиции)не потому,что они более объективны.Мы делаем это с целью

подчеркнуть относительность наших собственных систем отсчета так же,как и

систем отсчета пациента и его окружающих,что дает нам возможность побудить

его к поиску альтернативных возможностей.Таким образом,мы уходим от перво-

начальных симптомов и двигаемся в те сферы,где пациент чувствует себя "по-

зитивным",то есть относительно свободным от симптомов,обладающим сильным Я

и способным к сопротивлению.Здесь задействованы два аспекта:реинтерпритация

симптома и внимание к способностям пациента.

в)Повышение ценности "пациента".Превращение пациента в собственого терапевта

и позитивная интерпретация симптомов улучшают положение пациента в семье

(Schindler,1976).Таким образом,изменяется семейная структура,и другие члены

семьи получают возможность выступить в роли пациентов.На этом пути раскры-

ваются семейные механизмы "распределения болезни"и выясняется,на какого

члена семьи была возложена роль "носителя симптомов",и почему.

ПОЗИТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ЛЕЧЕНИИ

СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Позитивный подход может быть очень полезен при лечении устойчивых к терапии

хронических симптомов и болезней,имевших первоначально телесную природу.

Он помогает пациентам и их семьям найти новые подходы к заболеваниям и к

борьбе с ним.Тем самым страдания уменьшаются:болезнь становится легче перено-

сить.Позитивные измениения могут происходить также и в отношении человека к

необходимым медицинским мерам,например,к тяжелому лечению,ограничительной

диете,протезированию или пугающей операции.

ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТА,И КАК ОНИ РАБОТАЮТ

1.Тело (путь ощущений).

2.Деятельность(путь разума).

3.Контакты(путь традиций).

4.Воображение(путь интуиции).

У каждого человека развивается собственные предпочтения тех или иных

форм переработки конфликтов.При гипертрофии одной из них другие формы отсту-

пают на задний план.Выбор одной конкретной формы во многом зависит от индиви-

дуального опыта научения,особенно полученного в детстве.Четыре формы реагиро-

вания моделируются в конкретной жизненной ситуации посредством типичных кон-

цепций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЩЕЙ ОРИЕНТАЦИИ В ЧЕТЫРЕХ СФЕРАХ

ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТОВ

1.Как Вы реагируете на возникающие у Вас проблемы (Отвечаете ли Вы с помощью

своего тела,своей деятельностью,обращение к другим за помощью,или в вообра-

жении?)

2.Какое утверждение верно по отношению к Вам:"Я верю тому,что вижу". "Я верю

тому,что понимаю"."Я верю тому,что говорят,например,мои родители"."Я верю

тому,что спонтанно происходит во мне?"

3.Какой девиз был в Вашем доме?(Например," Еда и питье соединяют тело и душу",

" Ты есть то,что ты можешь","Что скажут люди?", " Все в руках божьих").

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМЫ

ЧЕТЫРЕХ ФОРМ ПЕРЕРАБОТКИ КОНФЛИКТА

Одна пациентка рассказывала:"Когда я расстраиваюсь,у меня болит голова,

и это длится часами".Мы изображаем этот ответ следующим образом:

тело,ощущения

воображение бессознательное деятельность

будущее разум

интуиция

контакты-традиции

Переработка конфликта: тело- воображение

Для получения дальнейшей информации мы спросили:"Как Ваш партнер

реагирует на конфикт?" Ответ был таким:"Мой муж уходит в свою мастерскую

в подвале и работает как сумашедший почти всю ночь.Иногда я могу слышать,как

он громко бормочет".Конфликтными областями являются:"Усердие-достижение" и

"Воображение".Получается такая картина:

тело,ощущения

воображение бессознательное деятельность

будущее разум

интуиция

контакты-традиции

Переработка конфликта: деятельность-воображение

Таким образом,мы постигаем индивидуальные реакции и стереотипы пове-

дения,которые чаще всего проявляются в этом браке.Сравнение двух рисунков

показывает,что тело(оба партнера в сексуальном плане уже долгое время ничего

не говорили друг другу)и контакты остаются невключенными.Действетельно,

дальнейший опрос показал,что контакты- та область,где в этом браке существует

реальный дефицит.Но поначалу мы принебрегаем конфликтной областью и оброщаемся

к тем областям,которые,по-видимому,наиболее способны к развитию.

Эта процедура согласуется с позитивным подходом.Ее может проиллюстри-

ровать образ,который я однажды использовал в связи с проблемой достижения.

Четыре сферы похожи на всадника,который движимый стремлением к дости-

жению(деятельность),рвется к цели(воображение).Чтобы достичь этой цели ему

нужна хорошо ухоженная лошадь(тело).Если лошадь его сбросит,ему нужна помощь,

чтобы снова подняться(контакты).Это значит ,что терапия не может сосредото-

чиваться только на одной области,например,всаднике,а должна уделять внимание

всем областям.

Таким способом мы можем описать и индивидуальные стили переработки

конфликта,и стили типичные для малой группы,и даже реакции,характерные для

целой культуры.

В своих наблюдениях я обнаружил,что в Европе и Северной Америке области

"тело" и "деятельность"обычно находятся на первом плане,в то время как на

Востоке есть тенденция подчеркивать "тело","контакты" и "воображение".Несмотря

на эти тенденции,каждый человек переживает мир по-своему и вырабатывает формы

реакций,соответсвующие его личности.

У соматически ориентированных врачей часто возникают сложности с пациен-

том с Южной или Восточных стран.Эти пациенты явно страдают,но симптомы не ясны

врачу.Для этой картины болезни стали испоьзовать термин "трансальпийский синд-

ром".Ключом к смыслу этого синдрома,который может проявляться во многих формах,

Наши рекомендации