Деловые интеллектуальные технологии получения аналитических данных
Что представляют собой деловые интеллектуальные системы?
Учитывая постоянно растущую конкуренцию в сегодняшних жестких деловых условиях, для организаций, если они собираются пережить рубеж тысячелетия, жизненно важно обеспечить эффективный с точки зрения затрат и быстрый доступ к деловой информации для широкого круга деловых пользователей. Решение данной задачи возлагается на деловые интеллектуальные системы , которые с помощью ряда технологий и продуктов позволяют предоставить пользователям информацию, необходимую для ответа на деловые вопросы и принятия тактических и стратегических деловых решений.
Многие из концепций деловых интеллектуальных систем не являются новыми, они развивались и уточнялись на основе опыта, накопленного в результате использования корпоративных информационных систем на базе хостов и более современных хранилищ данных. В данном документе приводятся начальные сведения о деловых интеллектуальных системах, производится их сравнение и противопоставление с хранилищами данных, рассматриваются требования к деловым интеллектуальным системам, а также подробно рассказывается о стратегии и продуктах IBM в классе деловых интеллектуальных систем.
Первое поколение: запросы и отчеты на базе хостов
Системы первого поколения были сложны в использовании В ранних деловых информационных системах для предоставления пользователям нужной им информации использовались пакетные приложения. Результаты работы этих приложений обычно являли собой огромные груды бумаги, которые пользователи должны были одолеть для получения ответов на деловые вопросы. Появление управляемых с терминалов приложений с разделением времени обеспечило более быстрый доступ к информации, но эти системы оставались очень громоздкими и требовали обращения к сложным операционным базам данных. В связи с этим подобные деловые информационные системы первого поколения могли использовать лишь информационные провайдеры (например, деловые аналитики), которые были очень хорошо знакомы с получаемыми данными и были квалифицированными компьютерными специалистами. Потребители информации, такие как руководители и менеджеры деловых организаций, практически были лишены возможности использовать эти системы и вместо этого должны были полагаться на информационных провайдеров, которые отвечали на их вопросы и предоставляли им нужную информацию.
Второе поколение: хранилища данных
Хранилища данных, разработанные для деловых пользователей Вторым поколением деловых информационных систем можно считать хранилища данных, которые обладали существенно более широким спектром возможностей. Хранилища данных обладали целым рядом преимуществ по сравнению с системами первого поколения:
• Хранилища данных разрабатывались специально в соответствии с потребностями деловых пользователей, а не как операционные приложения для повседневной работ
• Информация в хранилищах была четкой и последовательной, причем она хранилась в такой форме, которая была понятна деловым пользователя
• В отличие от операционных систем, в которых содержались только текущие подробные данные, хранилища данных могли снабжать пользователей историческими сведениями и обобщенной информацие
• Использование обработки данных по схеме клиент/сервер позволило предоставить пользователям хранилищ данных улучшенный интерфейс и более мощные инструментальные средства поддержки принятия решений
Третье поколение: деловые интеллектуальные системы
От поставщиков хранилищ данных требуются комплексные пакеты прикладных решений Хранилище данных все-таки не является полным решением для всех потребностей деловых пользователей. Одним из недостатков многих решений в классе хранилищ данных было то, что поставщики главное внимание уделяли технологиям, а не деловым решениям. Поставщики хранилищ данных, несомненно, выпускали мощные продукты для построения и работы с хранилищами данных, но все эти продукты требовали больших затрат времени на внедрение. Поставщики устранили эту проблему, в результате чего многие приложения клиент/сервер создаются сегодня с использованием пакетов приложений, а не пишутся "с нуля" разработчиками. Такая же эволюция произошла и с деловыми информационными системами - от поставщиков требовались пакеты приложений, а не просто новые технологии. Отличительным фактором деловых интеллектуальных систем является то, что помимо усовершенствований технологий главное внимание в них уделяется поставкам готовых прикладных решений.
В деловых интеллектуальных системах главное внимание уделяется простому доступу к информации Еще одна проблема, связанная с хранилищами данных, заключается в том, что до сих пор главное внимание уделяется построению хранилища данных, а не доступу к нему. Многие организации, кажется, полагают, что если создать хранилище данных и предоставить пользователям нужные инструментальные средства, то работа на этом закончена. На самом деле она только начинается. Если не обеспечить тщательное документирование содержащейся в хранилище информации и простой доступ к ней, то сложность ограничит полезность хранилища до уровня провайдеров информации в информационных системах первого поколения. В деловых интеллектуальных системах главное внимание уделяется улучшению доступа к информации и предоставлению деловой информации не только провайдерам, но и потребителям информации. Это достигается за счет современных графических и базирующихся на Web инструментальных средств он-лайновой аналитической обработки (OLAP) и добычи информации, а также готовых пакетов приложений, позволяющих использовать эти инструментальные средства. Эти приложения могут требовать обработки и анализа больших объемов информации с использованием различных инструментальных средств. В связи с этим деловая интеллектуальная система должна быть масштабируемой и обеспечивать поддержку и интеграцию продуктов от различных поставщиков.
Деловые интеллектуальные системы предоставляют информационный каталог для управления информацией Большинство деловых интеллектуальных систем включают в себя информационный каталог, помогающий организациям упорядочивать, управлять и находить нужную корпоративную деловую информацию. Средства публикации позволяют как техническим, так и деловым пользователям документировать деловую информацию, имеющуюся в организации. Для поиска информации деловые пользователи вводят описание категории нужной им информации, а инструментальные средства поиска пытаются найти информационные объекты (документы, отчеты, аналитические обзоры и т.д.), потенциально соответствующие пользовательскому запросу. Список обнаруженных информационных объектов представляется пользователю, который может выбрать из него интересующие его объекты для извлечения. С помощью средств подписки пользователь может обеспечить регулярное получение нужной информации через корпоративную сеть intranet или по электронной почте.
Деловые интеллектуальные системы поддерживают информацию многих различных типов Информация, находящаяся в хранилище данных, обычно получается из операционных баз данных (и иногда от внешних информационных провайдеров). Однако, помимо этого огромные объемы деловой информации хранятся в офисных и групповых системах, на серверах Web в сетях intranet и Internet, а также в бумажной форме на рабочих столах служащих. Для решения данной проблемы при проектировании деловых интеллектуальных систем в них предусматривается поддержка доступа ко всем формам деловой информации, а не только к данным, находящимся в хранилище. Деловая интеллектуальная система не исключает необходимости в хранилище данных - хранилище данных представляется просто одним из источников данных, которые может обрабатывать деловая интеллектуальная система. Итак, как мы видим, деловая интеллектуальная система представляет собой деловую информационную систему третьего поколения, обладающую тремя основными преимуществами: