Сущность понятия «речь»

Начнем с одной цитаты:

«Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и тотчас все мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?!» (В.П. Морозов2)

Из этого высказывания следует, что в речи равно участвуют и акустический, и двигательный центры коры головного мозга. Первый помогает определять звуки речи, отличая их от других, а также является хранилищем нашего словарного запаса. Другой центр руководит органами речи, заставляя их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. В речемыслительном процессе, помимо двух основных, участвуют и другие участки коры головного мозга. Однако следует признать: механизм речи человека необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Обратимся к основному средству изучения смысла слов – словарю – и выявим совокупные значения слова речь (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Систематизация словарных значений слова речь

Р   Е Ч Ь К А К Обобщающее значение Словарные смыслы
Проявленный язык Звучащий язык; слово; связанные слова, в коих есть смысл, предложение; разновидность или стиль языка
Способ, способность Способность говорить, говорение; способ выражения, произношения  
Взаимодействие Разговор, беседа; публичное выступление; проповедь, наставление, поучение
Мысль Смысл говоримого; рассуждение, объяснение, изложение; высказываемое кем-либо

Итак, речь – проявленный язык («без вещественных средств этих, в вещественном мире, дух ничего сделать не может, не может даже проявиться»), тот самый «компьютер», который вмещает в себя информацию, запускаемую пользователем – языком. Речь – это врождённая способность, бесплатно полученный дар, талант, который можно развить и необходимо преумножить; один из инвариантных способов существования человека, его жизненной реализации, критерий нашего развития, прежде всего духовного.

Отсюда следует удивительный вывод: речь – это всегда взаимодействие (табл. 1.5), не однонаправленное действие, а всегда – взаимо (т. е. взаимно) со всем окружающим миром. При этом каждый должен общее понятие мир расшифровать самостоятельно. Что это: другой человек, природа, культура, наконец, я сам? Как проводками, своей речью каждый из нас связан со всеми окружающими системами. Речь – своего рода лакмусовая бумажка, показатель работы мышления человека (чело-века), о чём свидетельствует известное изречение: не ясна мысль – не ясна речь.

Расширить смысловое пространство слова речь помогает система однокоренных слов, представленная в табл. 1.6.

Таблица 1.6

Варианты корня слова речь

Варианты корня -реч- -рек- -риц- -рок- -роч- -рош-
Однокоренные слова Изречь наречь наречие речевой Изрекать нарекать обрекать нарекание Нарицать прорицать отрицать порицать Рок пророк отрок урок Срочный нарочный нарочно нарочито Понарошку
  речь речистый отречься обречённый обречь зарекать зарекаться, пререкаться непререкаемый упрекать нарок ненароком срок зарок оброк роковой порок отроческий приурочить пророчество отрочь оброчный порочный урочить  

Обратим внимание на то, что слова речь и рок (судьба, несчастливая судьба) одного корня, обозначающего, по сути, одно и то же. То есть любое наше слово, даже мысль влияет на нашу судьбу, формирует ее, является причиной, например, порочности. Недаром В.И. Даль писал, что «причины в невидимом мире» (мире наших мыслей, идей, ценностных ориентаций и пр.), «следствия – в видимом». Слово речь вбирает в себя и все возможные виды общения от наименования (наречь, рекло – имя по святцам, кроме данного при крещении) до упрека (урекать) и пререканий; время (срок) и предназначение, миссию (нарок); однокоренным речи являются даже названия людей: пророк, отрок, нАрочный.

Таким образом, то, что доказала современная наука, всегда содержалось в самом языке: в системе однокоренных слов, в их исконном лексическом значении.

►Изучите при помощи словаря В.И. Даля лексические значения слов, содержащихся в табл.1.6.

Функции языка и речи

Для чего существуют и даны нам язык и речь, то есть каковы их функции? Современные ученые выделяют несколько неравнозначных функций языка и речи. Причем если проанализировать ныне действующие энциклопедические лингвистические словари и учебники, то выяснится, что даже количество выделяемых функций колеблется от 2-3 до 9.

На наш взгляд, безоговорочно можно назвать шесть функций языка и речи, но перед тем, как назвать и охарактеризовать каждую из них, определимся, в чём заключается различие между этими двумя терминами: фукция языка и функция речи. На наш взгляд, его можно сформулировать так:

· функции языка – это назначение языка, его «обязанности», роли;

· функции речи – это реализация функций языка в речевой деятельности.

Основные функции языка и речи представлены в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Функции языка и речи

Функция языка и речи Сущность функции Реализация функции
в языке в речи
Аксиологическая от греч. aхia – ценность, достоинство + …логия – учение о ценностях Положительная или от­рицательная оценка значимости объектов окружающего мира Роль языка в формирова­нии мировоззрения, систе­мы ценностей, веры чело­века Реализации аксиологиче­ской функции языка: созна­тельная оценка значимости получен­ной человеком ин­формации, её иерархиза­ция
Когнитивная (Познавательная)от лат. cognitio – знание, познание Познание объектов окружающего мира Роль языка в формирова­нии мышления и со­знания как отдельного индивида, так и всего общества в це­лом Реализация познаватель­ной функции языка: про­цесс рече-мыслительного освое­ния новой информа­ции. Способы реализации: описа­ние, повествование, рассуж­дение, констатация
Коммуникативная от лат. communicatio – делаю общим, связываюсь, общаюсь Сообщение, общение, передача информации как специфическая форма взаимодействия людей Роль языка как сред­ства общения, обмена информа­ции Реализация коммуникатив­ной функции языка. Способы реализации: диа­лог, монолог, полилог
Аккумулятивнаяот лат. accumulatio – собирание в кучу, накопление Соединение, система­тизация и сохранение смысловой информа­ции   Роль языка в накопле­нии и сохранении ин­формации Реализация аккумулятив­ной функции языка: субъек­тивный процесс накопления и сохранения закодирован­ной средствами националь­ного языка информации
Эмоциональная(Эмотивная) от фр. еmotion – потрясаю, волную Отражение и выражение чувственно-эмоциональ-ной стороны человеческой деятельности Роль языка в выражении чувств и эмоций Реализация эмоциональной функции языка: перекоди­ровка («перевод») эмоцио­нально-сенсорной инфор­мации в рече-мыслитель­ную и наоборот
Волюнтативная от лат. vjluntas – воля Результативное воздействие, влияние на любую систему окружающего мира Роль языка в воздействии на любую систему окружаю­щего мира Реализация волюнтативной функции языка, речевое воздействие, приводящее к материальному результату  

► Изучив табл. 1.7, определите в системе функций языка и речи основную и «обслуживающие» функции. Обоснуйте свой выбор.

Свойства языка и речи

Самое краткое определение речи звучит так: «Речь – это язык в действии». Это означает, что речь и язык – явления взаимосвязанные, но отнюдь не тождественные. Хотя следует заметить, что в обиходно-бытовом (и не только) общении эти слова нередко употребляются как синонимичные. Так, характеризуя человека с неразвитой, невыразительной, неграмотной речью, мы можем сказать: «У него плохой язык». Но с научной точки зрения между языкомиречью существуют принципиальные различия. Эти различия в закреплены терминами свойства языка и свойства речи.

Сопоставление качественных характеристик (свойств) языка и речи представлено в табл. 1.8.

Таблица 1.8

Свойства языка и речи

Основные характеристики языка Содержание характеристик Основные характеристики речи Содержание характеристик
Потенциальный Скрытое, без внешних проявлений существование и при этом способность материализовываться в речипри определённых условиях Актуальная Важность и/или необходимость в данной коммуникативной ситуации
Инвариантный Независимость от внешних условий и преобразований,а также от выражаемого им содержания Вариативная Множественность речевых возможностей для выражения одного и того же содержания, обусловленная как потенциалом языковой системы, так и индивидуальными особенностями субъекта речи
Объективный Существование независимо от сознания, желания, воли людей   Субъективная 1) Наличие субъекта речи (автора). 2)Возможная предвзятость, пристрастность в отношении как к содержанию, так и к адресату речи
Статичный Относительная неизменность; внешняя неподвижность;равновесность Динамичная Способность к развитию, видоизменению
Многомерный: горизонтальный, вертикальный, Сущность понятия «речь» - student2.ru Сущность понятия «речь» - student2.ru Сущность понятия «речь» - student2.ru Сущность понятия «речь» - student2.ru предложение Сущность понятия «речь» - student2.ru Сущность понятия «речь» - student2.ru Сущность понятия «речь» - student2.ru Сущность понятия «речь» - student2.ru Сущность понятия «речь» - student2.ru слово морфема Сущность понятия «речь» - student2.ru фонема Линейная Последовательное «горизонтальное» сцепление единиц языка во времени и пространстве
Окончание табл. 1.8.
виртуальный Изначальное несуществование в реальности и возможность материального проявления в речи при определённых условиях    
Абстрактный 1)Умозрительность, материальная непроявленность.   2) Содержательно-ситуатив-ная отвлеченность Материальная Акустическая или визуальная проявленность
Конкретная Предметность, вещественность, реальное существование
Не зависим от ситуации Постоянство, неизменность языка (его «одинаковость») в любой коммуникативной ситуации Ситуативно обусловлена Её содержание и форма определяется структурой коммуникативной ситуации: взаимодействующими субъектами, условиямивзаимодействия и т. д.

Внимательное, рефлексивное изучение свойств языка и речи, их функций позволит аргументированно ответить на поставленные в начале лекции вопросы: как возник язык? для чего даны язык и речь? как мы должны относиться к родному языку? что в нем необходимо в первую очередь познавать?

► Сопоставив качества языка и речи, определите, на чем базируются их принципиальные отличия.

► В связи с этим подберите глаголы, называющие действия человека, направленные на язык, а затем его действия, направленные на язык

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А., 2002 Гл.1. Из истории русского языка;
Гл. 2. § 2.1. Язык – знаковая система.  
2. Введенская Л.А., 1997 Гл. Язык: функции, элементы, уровни;
Язык – речь – речевая деятельность.  
3. Ипполитова Н.А. Введение. Стилистическая окраска текста;
  § 1. § 2. Язык; Речь.  
4. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: свойства и функции языка; свойства и функции речи»

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМДЕЙСТВИЕ

План лекции

2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека

2.2. Структура речевой деятельности

2.3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности

2.4. Речевое взаимодействие

Наши рекомендации