Этапы анализа конфликтов

Понятийная универсальная схема описания конфликтов

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, который связан либо с технологическими и организационными проблемами, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов,т. е. конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин.Как видно, структура конфликта представлена противоречием,его негативно окрашенным отражением человеком или группой, возникающим при попытке разрешать это противоречие.

Психологи приходят к выводу, что, пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.

Этапы анализа конфликтов.

1. Составление программы, достаточно подробного, всестороннего и завершенного теоретического обоснования методологических подхо­дов и методических приемов анализа интересующего конфликтолога явления. Программа — стратегический документ изучения, его обяза­тельный начальный этап. Она играет очень важную роль в достиже­нии поставленных конфликтологом целей (В. А. Ядов, 1987).

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Конф­ликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если, например, его интересует состояние конфликт­ности взаимоотношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все отношения между всеми без исключе­ния сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы предста­вить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотно­шений в организации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации.

Все множество конфликтов, которое является объектом изучения И теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокуп­ность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаи­моотношения всех сотрудников организации.

Выборка — часть генеральной совокупности, которая реально изуча­ется. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные структурные подразделения, в которых конфликтолог реально анали­зирует состояние конфликтности взаимоотношений. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной информации выборка должна по объему как можно меньше отличаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интересах максимального сокращения времени, которого потребует изучение, а также материальных затрат выборка должна быть наименьшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т. е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупно­сти. Определение выборки — ответственный этап в изучении конф­ликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное поло­жение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и учиты­вать ее характеристики, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов. Методика представляет собой систему методов и процедур, использу­емых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно пол­ной и достоверной информации.

4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и ме­тодики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи исследования. Невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы; особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования; понимание адресованных вопросов; по­бочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на ре­зультаты, и способы их нейтрализации; достаточно точно определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возмож­ные трудности в обработке данных и другие проблемы. На все эти во­просы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организаци­онную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффектив­ности приемов качественного и количественного анализа полученной информации.

5. Сбор первичной конфликтологической информации сопровож­дается контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению, не допустить искажения собираемой информации.

6. Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и выходить за их рамки. На данном этапе основной метод — содержа­тельный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное использование математических методов, компьютерной техники.

7. Анализ и объяснение полученных результатов заключаются в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодействия. Объясняя полученные ре­зультаты, важно избежать негативного влияния установок, сформи­ровавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно уста­новить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфлик­та, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомен­даций завершают процесс исследования. Для повышения эффектив­ности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опи­раясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной пробле­ме во всех отраслях конфликтологии.

Наши рекомендации