Выводы по теоретической части

Аттестация – один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Аттестация позволяет:

¾ Определить внутри организации стандарты деятельности и критерии оценки (на подготовительном этапе) – без этого аттестация не имеет смысла;

¾ Провести диагностику персонала;

¾ Выявить «болевые точки»;

¾ Определить ценность сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации;

¾ Обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений.

Аттестация базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места. Важно, чтобы руководители организации на всех уровнях стали союзниками, вовлеченными в процесс и, следовательно, заинтересованными в успешном проведении аттестации и разделяющими ответственность.

Процесс аттестации представляет собой последовательность 4 этапов, на каждом их которых выполняется строго определенный набор действий (таблица 3).

Таблица 3. Этапы процесса аттестации и набор действий, соответствующий конкретному этапу.

Постановка цели Анализ ситуации в которой существует организация: ¾ цели и задачи организации ¾ темпы роста организации ¾ определение возможностей роста сотрудников внутри организации
  Постановка целей аттестации персонала: ¾ постановка цели процесса аттестации персонала ¾ определение выхода процесса (что будет получено по окончании) ¾ сопоставление цели аттестации и ситуации, в которой находится организация ¾ определение периода, за который проводится аттестация ¾ согласование цели с сотрудниками, вовлеченными в процесс аттестации ¾ разбиение цели на непротиворечивые подцели (возможно наличие специфических целей для разных групп аттестуемых) ¾ организации сбора, обобщения и хранения результатов (место хранения результатов)
Анализ ситуации Проверка готовности организации к аттестации: ¾ готовность различных регламентирующих документов (положение об аттестации и т.д.) ¾ подготовленность руководства к проведению аттестации ¾ расчет финансовых затрат на процесс аттестации ¾ анализ результатов предыдущих аттестаций (если проводились)
Выбор аттестуемых и аттестующих Определение работников подлежащих аттестации ¾ определение групп аттестуемых в соответствии с целью аттестации ¾ внесение в график аттестации всех членов группы без исключения (всего отдела, уровня управления и т.д.) Определение аттестующих ¾ определение аттестующих в соответствии с целью аттестации ¾ определение состава аттестационной комиссии (если принято решение применять аттестационную комиссию)
Выбор критериев и стандартов ¾ анализ должностных инструкций аттестуемых сотрудников ¾ выявление ключевых факторов для должности ¾ подбор критериев оценки, соответствующих ключевым факторам ¾ описание критериев оценки ¾ выбор шкалы выраженности критерия ¾ описание шкалы критерия (если цифровая градация, описать какой цифре какая выраженность критерия соответствует) ¾ проверка выбранных критериев на однозначность толкования и сложность восприятия, разбиение сложных критериев на более простые ¾ разбиение критериев по степени важности, определение доступности информации по критериям, группировка критериев ¾ повторная проверка оставшихся критериев на однозначность толкования и сложность восприятия.
Выбор метода ¾ выбор метода
Подготовительные мероприятия Формирование пакета документов ¾ четко описанные цели и процедуры аттестации (Положение об аттестации или Политика по проведению аттестации) ¾ перечень критериев, по которым будет осуществляться оценка (Аттестационный лист) ¾ информация о том, кто и каким образом будет оказывать консультационную помощь при проведении аттестации ¾ план работ Собрание линейных руководителей ¾ разъяснение целей аттестации ¾ разъяснение смысл предстоящей процедуры ¾ разъяснение пользы, которую даст аттестация линейным руководителям Формирование окончательного пакета документов ¾ передача пакета документов на рассмотрение линейным руководителям ¾ рассмотрение замечаний линейных руководителей, внесение изменений
План работ ¾ разработка подробного план работ с указанием участников процесса; ¾ определение временных рамок прохождения этапов; ¾ расчет необходимых ресурсов; ¾ составление списка ответственных лиц за отдельные этапы и весь процесс в целом.
Проведение ¾ сбор данных ¾ оценка аттестуемых сотрудников ¾ регистрация результатов
Анализ и посредствующие действия ¾ оценка достижения целей аттестации ¾ организация хранения полученной в ходе аттестации информации ¾ составление плана действий (формирования списка сотрудников направляемых на обучение, подготовка документов и увольнение не прошедших аттестацию и т.п.)



2. Анализ системы управления и аттестации персонала
ООО «Лорейн»

Наши рекомендации